Р Е Ш Е Н И Е
17 августа 2016 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Ушаневой С.А.,
с участием: представителя заявителя ФИО1 – Грушевской Е.В., представителя заинтересованного лица Министерства Финансов Ставропольского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя жалобу ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления <номер обезличен> от <дата обезличена> по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением об административном правонарушении от 14.04.2016г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 15.15.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей.
ФИО1, не согласившись с постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит признать постановление Министерства финансов Ставропольского края №<номер обезличен> от <дата обезличена> о привлечении начальника финансового-экономического отдела – главного бухгалтера Управления ветеринарии Ставропольского края к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ незаконным и отменить его.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из чего следует, что нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности. Лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об административном правонарушении. Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из чего следует, что нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности. Лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об административном правонарушении. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. ФИО1 факт получения заблаговременно и надлежащим образом отправленного уведомления административного органа, содержащее информацию о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения административного дела до 31.03.2016 года, отрицает. Иных доказательств извещения ФИО1 о дате и месте составления протокола № 004 от 31.03.2016 года об административных правонарушениях министерством финансов не представлено. Как следует из материалов административного производства, протокол об административном правонарушении N 004 от 31.03.2016 составлен в отсутствие ФИО1 31.03.2016г. ФИО1 был приглашен в Министерство финансов СК для получения акта проверки № 16-08/3 от 31 марта 2016 года. Указанный акт был получен на 40 листах без приложений к нему. Приложения к акту проверки по настоящий момент не предоставлены. Уведомление от 31.03.2016 г. о вызове ФИО1 для составления протокола об административном правонарушении на 31.03.2016 к 10 час. 00 мин, получено ФИО1 31.03.2016 г. в помещении Министерства финансов СК, что подтверждается подписью ФИО1 Названное уведомление было получено ФИО1 вместе с готовым протоколом об административном правонарушении № 004 от 31.03.2016, составленным в его отсутствие (при получении акта проверки № 16-08/3 от 31 марта 2016 года). В материалах дела отсутствуют допустимые доказательства надлежащего и заблаговременного уведомления ФИО1 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Лица, привлекаемые к административной ответственности, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу составления протокола административный орган располагает сведениями о получении адресатом направленного ему извещения (статья 25.4 и 28.2 КоАП РФ). Сам по себе факт присутствия ФИО1 31.03.2016 года в министерстве финансов СК при получении акта проверки № 16-08/3 от 31.03.2016года, уведомления и дате и времени составления протокола от 31.03.2016 года и самого готового протокола об административном правонарушении <номер обезличен> от 31.03.2016 года, при отсутствии доказательств извещения ФИО1 о времени и месте составления протокола на не свидетельствует об извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола N2 004. Таким образом, административный орган формально выполнив требование об извещении о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, фактически не предоставил заявителю возможности реализации прав и гарантий предоставленных КоАП, как лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Формальное выполнение требования об извещении о дате и времени составления протокола об административном правонарушении не может быть расценено как принятие надлежащих и достаточных мер по обеспечению реальной возможности реализации ФИО1 прав и гарантий, предусмотренных КоАП РФ как лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Фактическое получение заявителем уведомления о явке для составления протокола об административном правонарушении на 31.03.2016 г. в день его составления свидетельствует о невозможности явки лица и обеспечения своих процессуальных прав при составлении протокола об административном правонарушении. Административный орган, не убедившись в надлежащем извещении ФИО1, в отсутствие его представителя составил протокол об административном правонарушении по ст.15.15.6 КоАП РФ, чем грубо нарушил гарантированные законом процессуальные права ФИО1 на участие его лично либо его представителя при составлении протокола, представления объяснений и возражений по существу выявленных нарушений, подачи различного рода ходатайств и заявлений на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. При указанных обстоятельствах у административного органа, не имелось. материалы дела не представлено. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом, лишает его возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями защиты, предоставленными частью 1 статьи 25.1 и статьей 28.2 КоАП РФ, в связи с чем, такое процессуальное нарушение носит существенный характер и является неустранимым. Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении (ст. 30.7 КоАП РФ). Таким образом, составление в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении произошло в отсутствие ФИО1 либо его законного представителя и без надлежащего извещения данного лица о месте и времени составления протокола, в связи с чем нарушен установленный законом порядок привлечения к административной ответственности. Несоблюдение указанного порядка свидетельствует о том, что лицо (ФИО1) привлечено к административной ответственности незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение (ст. 30.7 КоАП РФ). При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). Протокол подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5). Как видно из материалов административного производства, протокол об административном правонарушении от 31.03.2016 N 004 составлен в отсутствие ФИО1, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления. В главе 2 протокола № 004 от 31.03.2016 года об административном правонарушении отсутствует подпись ФИО1 о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1. КоАП РФ ст. 51 Конституции РФ. Также в данном протоколе отсутствует запись лица, составившего протокол об административном правонарушении, а также понятых о том, что ФИО1 отказался от подписи о разъяснении ему прав и обязанностей в соответствующих графах протокола. Указанное обстоятельство является существенным нарушением административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ. Вывод суда о разъяснении прав ФИО1. поскольку имеется его подпись в протоколе, в котором имеется запись о разъяснении ему прав не находят своего документального подтверждения, в связи с чем не может быть признан обоснованным и не может свидетельствовать о выполнении в ходе составления протокола об административном правонарушении вышеизложенных требований ст. 28.2 КоАП РФ. Кроме того, допустимых доказательств составления протокола об административном правонарушении № 004 от 31.03.2016 года в присутствии ФИО1. исходя из материалов административного производства в материалы дела административным органом не предоставлено. Напротив, из материалов административного производства следует, что протокол составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ФИО1), без надлежащего извещения его месте и времени составления протокола, без разъяснения ему прав, предусмотренных ста.25.1. КоАП РФ. Возражения административного органа не находят своего документального подтверждения, в связи с чем должны быть отклонены как необоснованные. При таких обстоятельствах, доводы ФИО1 о нарушении его прав в ходе производства по настоящему делу не опровергаются представленными документами и свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ. Между тем положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. При этом следует учитывать, что права, принадлежащие физическим лицам, на основании статьи 28.2 КоАП РФ. могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом. Учитывая, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства уведомления ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ФИО1 был лишен возможности реализовать права, предоставленные ему статьей 28.2 КоАП РФ, в том числе изложить свои доводы в рамках проводившейся плановой ревизии Управления ветеринарии Ставропольского края за период 2014-2015 год и представить соответствующие доказательства, а также воспользоваться квалифицированной юридической помощью. Акт проверки № 16-08/2 от 31.03.2016 года без приложений был получен вместе с протоколом об административном правонарушении, приложения к акту проверки не предоставлены административным органом по настоящий момент. В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Представитель заявителя ФИО1 – Грушевская Е.В. жалобу поддержала, просила суд ее удовлетворить, по основаниям изложенным в ней.
Представитель Министерства финансов СК ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; Согласно части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В соответствии с частью 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. При этом, при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки. Необходимо отметить, что срок для возбуждения дела об административном правонарушении в данном случае не устанавливается. Таким образом, с учетом указанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении был составлен с соблюдением порядка его составления, в присутствии лица, совершившего административное правонарушение. Действующее законодательство Российской федерации не предусматривает заблаговременное уведомление лица, совершившего административное правонарушение, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает заблаговременное уведомление лица, совершившего административное правонарушение, о времени и месте только в случае рассмотрения дела об административном правонарушении. Расцениваем данный довод ФИО1 попыткой ввести суд в заблуждение путем подмены порядка совершения процессуальных действий по составлению протокола и рассмотрению дела об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 не были разъяснены его права и обязанности. При составлении протокола об административном правонарушении от 31.03.2016г. №004, главным государственным инспектором отдела внутреннего государственного финансового контроля министерства финансов Ставропольского края ФИО3 были разъяснены ФИО1 права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем была сделана запись в протоколе. ФИО1 ознакомился с протоколом, подписал его и получил его копию. ФИО1 не направлял замечаний на протокол, чем выразил свое согласие с его содержимым. В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003г. №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. внутреннего государственного финансового контроля министерства финансов Ставропольского края ФИО3 при составлении протокола об административном правонарушении от 31.03.2016г. №004 требования части З. статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены в полном объеме. При этом ФИО1 ссылается на то, что он подписал протокол, но не стал ставить свою подпись в том месте протокола, в котором сделана запись о том, что ему были разъяснены его права и обязанности. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено требование о подписи лица, в отношении которого составляется протокол, строго под записью в протоколе о разъяснении ему его прав и обязанностей. Наличие указанной подписи не является обязательным, и, следовательно, не является основанием для отмены постановления об административном нарушении, поскольку отсутствие указанной подписи не может служить безусловным основанием для признания нарушенным порядка фиксации факта выявленного правонарушения. Таким образом, главный государственный инспектор отдела внутреннего государственного финансового контроля министерства финансов Ставропольского края ФИО3 не нарушил норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части составления и подписания протокола об административном правонарушении. Министерство финансов Ставропольского края не полномочно составлять протоколы об административных правонарушениях, поскольку приказ министерства финансов Ставропольского края от 21.01.2014г. №8 «Об утверждении перечня должностных лиц министерства финансов Ставропольского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» не был опубликован. Подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу после опубликования только нормативные правовые акты министерства финансов Ставропольского края Приказ министерства финансов Ставропольского края от 21.01.2014г. №8 «Об утверждении перечня должностных лиц министерства финансов Ставропольского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» не является нормативным правовым актом, в связи с чем вступает в силу со дня его подписания. Дополнила, что В соответствии с п.З ч. 4 ст. 28.1 КоАП, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Согласно части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Фактом подтверждающим выявление совершения административного правонарушения является акт проверки. Акт проверки №16-08/3 оформлен 31 марта 2016 года, после чего инспектором отдела внутреннего государственного финансового контроля министерства финансов Ставропольского края незамедлительно приступил к процедуре составления протокола об административном правонарушении, предварительно уведомив по телефону об этом ФИО1, затем вручив ему письменное уведомление лично. Заявитель ссылается на то, что ФИО1 не был заблаговременно извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, однако ФИО1 лично присутствовал в здании министерства финансов Ставропольского края в каб.406, 31 марта 2016 в 10:00. Заявитель ссылается (лист 2) на пункт 24 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 №10, который говорит о том, чтопри рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, былили приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело(...), но просим обратить внимание суда на то что данный довод считаем не состоятельным, поскольку в отношении ФИО1 еще не был составлен протокол, а, следовательно, дело еще не было возбуждено. Таким образом, до составления протокола об административном правонарушении ФИО4 не являлся лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, следовательно, не должен был извещаться в порядке, предусмотренном статьей 25.15 КоАП. ФИО1 31 марта 2016 года лично присутствовал в здании министерства финансов Ставропольского края в каб.406 в 10:00, то есть во время составления протокола, о чем свидетельствует подпись в получении его. При этом никаких возражений и замечаний к протоколу со стороны ФИО1 не были сделаны. При составлении протокола об административном правонарушении от 31.03.2016г. №004, инспектором отдела внутреннего государственного финансового контроля министерства финансов Ставропольского края были разъяснены ФИО1 права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем была сделана запись в протоколе. ФИО1 ознакомился с протоколом, подписал его и получил его копию. ФИО1 не направлял замечаний на протокол, чем выразил свое согласие с его содержимым. В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Следовательно, инспектором отдела внутреннего государственного финансового контроля министерства финансов Ставропольского края при составлении протокола об административном правонарушении от 31.03.2016г. №004 требования части Зстатьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены в полном объеме. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено требование о подписи лица, в отношении которого составляется протокол, строго под записью в протоколе о разъяснении ему его прав и обязанностей. Наличие указанной подписи не является обязательным, и, следовательно, не является основанием для отмены постановления об административном нарушении. Таким образом, инспектор отдела внутреннего государственного финансового контроля министерства финансов Ставропольского края не нарушил норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части составления и подписания протокола об административном правонарушении. ФИО1 находясь 31 марта 2016 в 10:00 в здании министерства финансов Ставропольского края в каб. 406 при составлении протокола об административном правонарушении подписал его и получил его копию. В тоже время совместно с ФИО1 при составлении протокола находилась и адвокат Грушевская Е.В. Министерство финансов полагает, что зная заблаговременно о предстоящем составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, он воспользовался правом на защиту своих интересов, что позволило ему всесторонне, полно и объективно защищать свои интересы. КоАП не регламентирует прав объектов контроля при проведении органами внутреннего государственного финансового контроля плановых проверок. Данные права регламентированы Бюджетным законодательством.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что постановлением об административном правонарушении от 14.04.2016г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 15.15.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей.
Как следует из диспозиции ст.15.15.6 КоАП РФ, представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является административно-наказуемым деянием.
В соответствии со ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, решив на стадии подготовки к рассмотрению вопрос о назначении места и времени рассмотрения дела и вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, орган должен надлежащим образом известить указанное лицо о принятом решении.
Так в материалах дела отсутствуют сведения, об извещении ФИО1 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В материалах дела имеется уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, с которым заявитель ознакомлен 31.03.2016г.
Протокол об административном правонарушении составлен и вынесен также 31.03.2016г.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должно быть извещено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол. При этом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно пункту 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных сохранившего силу постановления «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что: при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (п. 10); при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (п. 24); КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств) (п. 24.1).
Согласно п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ суд в случае рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении №49 от 14.04.2016 года подлежит отмене, с направлением на новое рассмотрение, с соблюдением всех норм КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7-30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление <номер обезличен> вынесенное заместителем министра финансов СК ФИО5 от <дата обезличена> по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня его вручения.
Судья Е.С Данилова