ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-187/2016 от 31.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 12-5/2017

РЕШЕНИЕ

г. Новороссийск 31 января 2017 года

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,

при секретаре Глуховой О.Ю.,

с участием представителей заявителя ФИО2, представившей доверенность ............. от ............, ФИО3, представившей доверенность ............. от ............,

рассмотрев в судебном заседании жалобу юридического лица – АО «Черномортранснефть» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 29.11.2016 г. о привлечении АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П.............. от 29.11.2016 г. АО «Черномортранснефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Представитель АО «Черномортранснефть» по доверенности ФИО4 обратился в Ленинский районный суд г. Новороссийск с жалобой, в которой просит постановление Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 29.11.2016 года № 16/АР/1-161/4 о привлечении АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ отменить, производство по делу вследствие отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, прекратить.

В обоснование жалобы указал, что согласно пункту 1 обжалуемого постановления, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в рамках осуществления производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха ТРУМН АО «Черномортранснефть» должно иметь следующую природоохранную документацию: разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ по измерениям концентраций в атмосферном воздухе на промплощадке НПО «Подкумок»; план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов на промплощадке НПС «Подкумок»; ведение типовых форм первичной учетной документации: № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна», № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» (при наличии). Согласно пункту 2 Постановления объекты в области обращения с отходами в рамках осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды от отходов производства и потребления НПС Подкумок» обязано имеет следующую природоохранную документацию: журнал учета отходов (журнал учета движения отходов внутри предприятия, журнал учета отходов, переданных для хранения, захоронения, дальнейшего использования, обезвреживания на лицензированные предприятия); паспорта опасных отходов; свидетельства (удостоверения) на право работы с отходами лиц, допущенных к обращению с отходами; инструкции по обращению с опасными отходами. В рамках проведения административного расследования указанная в пунктах 1, 2 Постановления информация за период 2013-2015 годы и текущий период 2016 года Департаментом Росприроднадзора по СКФО в АО «Черномортранснефть» не запрашивалась, т.е. вопрос о наличии документов не исследовался. Указанные в Постановлении документы имеются на НПО «Подкумок» Тихорецкого РУМН АО «Черномортранснефть». В связи с отсутствием утвержденных в установленном законом порядке уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти формы отчета, методических указаний, порядка и сроков предоставления отчета о результатах осуществления производственного экологического контроля АО «Черномортранснефть» руководствовалось нормативными документами, принятыми до введения в действие ФЗ от ............ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Результаты производственного контроля Обществом предоставлялись: в соответствии с Приказом Минприроды РФ от ......................... в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально (форма 3.1 Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества); в соответствии с Приказом МПР России от ............ в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежегодно (форма 6.1 Данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) за год; форма 6.2 Сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов за год; 6.3 Сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов за год); в соответствии с Приказом Росстата от ......................... «Сведения об образовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (2-ТП (отходы) ежегодно в Департамент Росприроднадзора по СКФО; в соответствии с Приказом Росстата от ......................... «Сведения об охране атмосферного воздуха» (форма .............-тп (воздух) ежегодно в территориальные органы Росстата; до 01.01.2016г. в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.07.2007г. ............. ежеквартально в Департамент Росприроднадзора по СКФО Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В части выполнения требований статьи 67 Федерального закона Российской Федерации .............- ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции, действовавшей до внесения изменений от 21.07.2014г., в соответствии с вышеуказанными нормативными документами (Приказами МПР) результаты производственного контроля предоставлялись в соответствующие органы государственного контроля, определенные распорядительным документом исполнительного органа власти. В указанных документах, также установлены сроки и форма представления информации. В Постановлении отсутствуют указания на нормы права, определяющие, что Департамент Росприроднадзора по СКФО является соответствующим органом, в который необходимо представлять результаты производственного контроля, не указано, какие именно данные необходимо представлять и в какие сроки.

Считают, что обжалуемым постановлением вина Общества не доказана, отчетность Обществом предоставлялась в соответствующие государственные органы в установленном порядке, имеющиеся неустранимые сомнения в виновности лица, а именно отсутствие фактических доказательств о том, что Департамент Росприроднадзора по СКФО является соответствующим органом, в который необходимо представлять результаты производственного контроля, должны трактоваться в пользу АО «Черномортранснефть», соответственно в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. В дополнение к жалобе генеральный директор АО «Черномортранснефть» З.А.В. просит также отменить представление от ........................., вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П., в связи с тем, что в представлении также отсутствуют указания на нормы права, определяющие, что Департамент Росприроднадзора по СКФО является соответствующим органом, в который необходимо представлять результаты производственного контроля, не указано, какие именно данные необходимо представлять и в какие сроки. Соответственно отсутствовали причины и условия совершения административного правонарушения, в связи с чем Представление от 29.11.2016г. ............. является необоснованным и незаконным. 16.12.2016г. Обществом в адрес административного органа направлено письмо № ............. о рассмотрении Представления, в котором Общество обоснованно указывало, что по результатам рассмотрения представления, оснований для его удовлетворения не имеется в силу отсутствия в действиях Общества события административного правонарушения. Однако в ответном письме от 22.12.2016г. ............. административный орган ссылается на право Общества обжаловать Представление в случае несогласия. Поскольку требования Представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ вынесены на основании обстоятельств, отраженных в обжалуемом Постановлении, и напрямую зависимы от него, то исполнение требований Представления, будет означать, что АО «Черномортранснефть» признает себя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, в связи с тем, что к моменту рассмотрения жалобы на Постановление об административном правонарушении срок исполнения Представления (29.12.2016г.) истечет, полагают, что приостановление исполнения Представления обеспечит соблюдение норм ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации и гарантирует соблюдение права Общества на судебную защиту.

В судебном заседании представители АО «Черномортранснефть» ФИО2, ФИО3 поддержали поданную представителями АО «Черномортранснефть» жалобу на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П.............. от ............ о привлечении АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, а также на представление от ......................... о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Доводы, изложенные в ней, подтвердили, просили вышеуказанные постановление и представление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Должностное лицо – инспектор РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на жалобу считает доводы жалобы не обоснованными, так как статьей 67 Федерального закона Российской Федерации № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. определено, что «Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

В соответствии со статьей 67 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. до внесения изменений от 21.07.2014 г.: «Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора». Таким образом, сведения о результатах производственного экологического контроля Департамент Росприроднадзора не должен запрашивать у природопользователя. Данные сведения природопользователь предоставляет самостоятельно в адрес Департамента Росприроднадзора.

Доводы Общества, что результаты производственного контроля предоставляются в уполномоченные органы не обоснованы, так как в соответствии с Приказом МПР России от 08.07.2008г. ............. «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, и их качества» водопользователь обязан предоставлять отчетность по форме 3.1, по форме 6.1, 6.2, 6.3 данного приказа в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально; в соответствии с Приказом Росстата от ......................... ежегодно предоставляется в Департамент Росприроднадзора отчет по форме ............. -ТП (отходы); в соответствии с Приказом Росстата от ......................... «Сведения об охране атмосферного воздуха» ежегодно предоставляется в территориальный орган Росстата отчет по форме .............-ТП (воздух); в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.07.2007г. ............. ежеквартально до 01.01.2016г. предоставлялись в Департамент Росприроднадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. Приказом МПР России от 08.07.2008г. ............. «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, и их качества», Приказом Росстата от 28.01.2011г. ............. «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», Приказом Росстата от 28.07.2015г. ............. «Сведения об охране атмосферного воздуха» установлена обязанность природопользователя предоставлять определенную отчетность в установленные сроки в определенный орган государственной власти.

В свою очередь, у АО «Черномортранснефть» имеется программа производственного экологического контроля НПС «Подкумок». Программой предусмотрены следующие виды отчетности по результатам производственно - экологического контроля: отчеты, представляемые руководству организации; результаты ПЭК, представляемые в соответствующий орган государственного экологического надзора; результаты ПЭК, представляемые населению и другим заинтересованным сторонам в соответствии с законодательством (в т.ч. на добровольной основе). В соответствии с Программой объектами производственного экологического контроля и мониторинга являются: выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. В рамках осуществления производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха ТРУМН АО «Черномортранснефть» должно иметь следующую природоохранную документацию: разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ по измерениям концентраций в атмосферном воздухе на промплощадке НПС «Подкумок»; план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов на промплощадке НПС «Подкумок»; ведение типовых форм первичной учетной документации: № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна», № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» (при наличии). В соответствии с п. 4.1.8 Программы: «в рамках производственного экологического контроля и в соответствии с действующими методиками и нормативными документами АО «Черномортранснефть» организовывает и осуществляет инструментальный или инструментально-лабораторный контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников загрязнения». Данные сведения в адрес Департамента не поступали. В рамках осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды от отходов производства и потребления промплощадка «Тихорецкая» обязана имеет следующую природоохранную документацию: журнал учета отходов (журнал учета движения отходов внутри предприятия, журнал учета отходов, переданных для хранения, захоронения, дальнейшего использования, обезвреживания на лицензированные предприятия); паспорта опасных отходов; свидетельства (удостоверения) на право работы с отходами лиц, допущенных к обращению с отходами; инструкции по обращению с опасными отходами.

В соответствии с п. 4.2 Программы при осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами регулярному наблюдению подлежат нормируемые параметры и характеристики: места временного накопления отходов; контроль санитарного состояния территории; технологические процессы и оборудование, связанные с образованием отходов; контроль системы ведения учетной и отчетной документации. Основной частью контроля является визуальный осмотр мест временного хранения. Данные сведения в адрес Департамента не поступали.

В соответствии с п. 4.3 Программы проведение производственного контроля в области охраны водных объектов предусматривает: проводится мониторинг подземных вод в соответствии с разработанной программой мониторинга; ведется учет объема забора (изъятия) водных ресурсов по формам, утвержденным Приказом МПР России от ......................... «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, и их качества»; сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов, отчет о результатах мониторинга состояния недр и о выполнении условий пользования недрами, представляются Распорядителю недр (Министерство природных ресурсов Краснодарского края) в соответствии с установленными формами и периодичностью. Данные сведения в адрес Департамента не поступали.

В соответствии с п. 4.1 Положением о Департаменте Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ......................... Департамент Росприроднадзора осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

Департамент Росприроднадзора осуществляет прием от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п.4.10).

АО «Черномортранснефть» с 2013 г. по настоящее время не представил результаты производственного экологического контроля в адрес Департамента Росприроднадзора. Отчетность природопользователя представляется ежеквартально, ежегодно, например .............-ТП отходы, .............-ТП воздух, сведения об учете объема забора (изъятия) водных ресурсов и т.д., АО «Черномортранснефть» не представило обоснований по вопросу непредставления результатов производственного экологического контроля в адрес Департамента Росприроднадзора в то время, как Программой, имеющейся в АО «Черномортранснефть» предусмотрено представление результатов ПЭК в соответствующий орган государственного экологического надзора.

Экологическая отчетность, в том числе в соответствии с Программой производственного контроля отчетность по результатам производственно-экологического контроля предоставляется за производственный год в соответствующий орган государственного экологического надзора. Каких-либо сведений, подтверждающих наличие препятствий к предоставлению в адрес Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу сведений о результатах ПЭК, которые является составляющей частью отчетности, которая предоставляется за отчетный год в соответствующие уполномоченные государственные органы, АО «Черномортранснефть» не представлены.

Полагает, в связи с тем, что АО «Черномортранснефть» не направило в адрес суда ходатайство о рассмотрении жалобы по месту нахождения юридического лица, отсутствуют основания для обращения Общества с жалобой в Ленинский районный суд г. Новороссийск. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указано место совершения правонарушения – г. Ессентуки, так как сведения о результатах производственного экологического контроля не поступили в Департамент Росприроднадзора по адресу: <...> а.

Выслушав представителей заявителя, рассмотрев доводы, указанные в жалобе, исследовав материалы дела, а также материалы дела об административном правонарушении ............. в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть», суд пришел к выводу о том, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены (п.п. «з» п. 3 Постановления Пленума Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Таким образом, представляются обоснованными доводы жалобы представителей АО «Черномортранснефть» о рассмотрении данной жалобы по месту нахождения юридического лица: Краснодарский край, г. Новороссийск, Шесхарис.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (ч.1).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ч. 2).

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч. 4).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 7).

Согласно обжалуемому постановлению 24 октября 2016 года Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ по следующему факту: в соответствии с имеющимися сведениями в Департаменте Росприроднадзора юридическое лицо АО «Черномортранснефть» за период 2013-2015гг. и текущий период не представляло информацию о результатах проведения производственного экологического контроля в адрес Департамента.

Из объяснений представителей юридического лица следует, что результаты производственного контроля АО «Черномортранснефть» предоставлялись в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 08.07.2009г. ............. в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально (форма 3.1 Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества); в соответствии с Приказом МПР России от 06.02.2008г. в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежегодно (форма 6.1 Данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) за год; форма 6.2 Сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов за год; 6.3 Сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов за год); в соответствии с Приказом Росстата от 28.01.2011г. ............. «Сведения об образовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (2-ТП (отходы) ежегодно в Департамент Росприроднадзора по СКФО; в соответствии с Приказом Росстата от ......................... «Сведения об охране атмосферного воздуха» (форма .............-тп (воздух) ежегодно в территориальные органы Росстата; до ............ в соответствии с Приказом Ростехнадзора от ......................... ежеквартально в Департамент Росприроднадзора по СКФО Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении ............. в отношении АО «Черномортранснефть» следует, что 27.10.2016 г. юридическим лицом в адрес Департамента Росприроднадзора предоставлены сведения о результатах ПЭК за период 2014-2015 гг. и за текущий период 2016 г.

Таким образом, в судебном заседании не нашли своего подтверждения выводы государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. о нарушении АО «Черномортранснефть» ст. 67 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившемся в непредставлении АО «Черномортранснефть» за период 2013-2015гг. и за текущий период 2016 г. сведений об осуществлении ПЭК, его результатов в адрес Департамента Росприроднадзора.

В то же время, в судебном заседании подтвердились доводы жалобы представителей АО «Черномортранснефть» о том, что результаты производственного контроля представлялись АО «Черномортранснефть» в соответствующий орган производственного контроля в определенные нормами закона периоды.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П.............. от ............ о привлечении АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу – прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ч. 1).

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (ч. 2).

Согласно Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.

Учитывая, что требования Представления ............. о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении о привлечении АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, признанного судом незаконным и подлежащим отмене по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то обязательность исполнения требований Представления отпадает, оно подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.8 КоАП РФ,

решил:

Жалобу юридического лица – АО «Черномортранснефть» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 29.11.2016 г. о привлечении АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П.............. от ............ о привлечении АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - с отсутствием события административного правонарушения.

Представление ............. от ............ о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу М.А.П. – отменить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ленинского

районного суда г. Новороссийск подпись ФИО1