Дело № 12-187/2017
РЕШЕНИЕ
05 июня 2017 года г. Ачинск Красноярского края
ул. Назарова, 28-Б
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В.,
с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Селезнёва С.М.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, госинспектора Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Македонова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Селезнёва С. М. на постановление начальника Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 10 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю №03-518 от 10 апреля 2017 года Селезнёв С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за то, что 02.03.2017 в 11-00 часов в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной государственным инспектором Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Македоновым И.А., установлено, что Селезнёв С.М. не проводил фитосанитарные и агротехнические мероприятия по обработке почвы и защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью западной части земельного участка (площадью 7 га.) с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, общей площадью 12,9 га (л.д.50-52).
Селезнёв С.М., не согласившись с указанным постановлением, обратился в Ачинский городской суд с жалобой, в которой просит его отменить, мотивируя свою жалобу тем, что после приобретения земельного участка в собственность в 2014 году, он предпринял всевозможные фитосанитарные и агротехнические мероприятия и меры по борьбе с сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. Указанный земельный участок площадью 7 га. засорен камнями пашней, его использование невозможно. В связи с чем, было принято решение об использовании зональной системы земледелия с учетом ресурсов участка. Также, помимо возможных фитосанитарных и агротехнических мероприятия, в целях рационального использования участка им были проведены выравнивание, планировка и прикатывание почвы. В дальнейшем это позволило использовать указанную часть земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства, летнего пастбища, внутрихозяйственные дороги (подъездные пути), летние коммуникации и сооружения, которые используются для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, полученной от использования другой части земельного участка площадью 5 га. Таким образом, считает, что использовал земельный участок в соответствии с его целевым назначением с учетом почвенно-климатических и материально-технических ресурсов. Исходя из того, что данный участок использовался также под летнее пастбище, указанные в материалах растения являются составной частью травянистой растительностью участка и используются в качестве лекарственных средств, а также выступают кормом для животных. Максимальное содержание данных трав в структуре травостоя никогда не превышало максимально допустимого количества процентов площади земельного участка. Кроме того, осмотр участка проводился 02 марта 2017 г., в то время года когда путем обычного визуального осмотра участка невозможно было установить и определить максимальное содержание данных трав в структуре травостоя. Также отсутствуют доказательства негативного воздействия на окружающую среду и ухудшения качественного состояния плодородного слоя земельного участка. В связи с чем, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью правонарушения освободить от административной ответственности с объявлением устного замечания (л.д.1-4).
Селезнёв С.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить обжалуемое постановление, освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием, дополнительно пояснил, что фактически земельный участок частично используется под посевы, а частично под пастбище жителями деревни, поскольку сам он проживает в г. Ачинске, в деревне не смог получить землю для строительства жилого дома и вести фермерское хозяйства на значительном удалении не может. Официально он не трудоустроен, подрабатывает строительством, на иждивении имеет несовершеннолетнего сына, совокупный семейный доход в месяц составляет около 15-16 тыс.руб., что не позволяет ему уплатить назначенный штраф.
Представитель Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Македонов И.А. в судебном заседании полагал возможным размер назначенного штрафа возможным уменьшить, поскольку частично Селезнев С.М. не является злостным нарушителем, серьезных нарушений им не допущено, большая площадь земельного участка используется в соответствии с его назначением.
Выслушав участников, проверив в полном объеме материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Согласно ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административном правонарушении предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что на основании приказа руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 23.01.2017, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении гражданина Селезнёва С.М., осуществляющего деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в Ачинском районе Красноярского края, о проведении которой Селезнёв С.М. был уведомлен 27.01.2017 (л.д.32-33).
При проведении проверки данного земельного участка установлено, что Селезневым С.М. не проводятся фитосанитарные и агротехнические мероприятия по обработке почвы и защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, а именно: западная часть земельного участка площадью 7 га. зарастает сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. Зарастание необрабатываемой части земельного участка площадью 7 га., не очаговое, сорные растения равномерно расположены по всей территории участка. Почвенный покров представлен дерниной, густо заросшей травянистыми растениями, т.е. в 2015-2016 годах механизированная обработка почвы (посев, культивация, дискование, лущение, боронование) не проводилась. Сенокошение не осуществлялось. Видовой состав сорных травянистых растений представлен: пырей ползучий, полынь обыкновенная, ромашка лекарственная, бодяк полевой и др. Из древесно-кустарниковой растительности на необрабатываемой части земельного участка единично встречается клен высотой около 1 м. На необрабатываемой части земельного участка площадью 7 га. полностью отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, отсутствует стерня, пожнивные остатки сельскохозяйственных культур, признаки сенокошения. Участок по периметру не огорожен, доступ на участок свободный.
Указанный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, общей площадью 12,9 га, принадлежит Селезнёву С.М. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2014).
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 № 101-ФЗ, собственники земельных участков обязаны соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ст. 79 Земельного кодекса РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 Земельного кодекса РФ)
В соответствии с ГОСТом 16265-89 «Земледелие. Термины и определения», сорные растения (сорняки) - дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции (термин 188). Уничтожение сорняков или снижение их вредоносности должно вестись допустимыми способами и средствами (термин 222).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Факт совершения административного правонарушения и вина Селезнёва С.М. в его совершении подтверждается совокупностью имеющихся доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: приказом от 23.01.2017 года N 103-П-4-500 о проведении внеплановой выездной проверки (л.д.32-33), актом осмотра № 1 от 02.03.2017 и фототаблицей к нему (л.д.34-37), актом проверки физического лица от 23.03.2017 № 05-518 (л.д.38-40), протоколом об административном правонарушении от 27.03.2017 года № 07-518 (л.д.44-46), свидетельством о гос.регистрации права от 28.11.2014, согласно которого земельный участок общей площадью 129000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер №, принадлежит на праве собственности Селезнёву С.М. (л.д.55).
Таким образом, Селезнёв С.М. обоснованно привлечен начальником Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Управления по Красноярскому краю к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы об использовании данного земельного участка в соответствии с его целевым назначением, суд не принимает, поскольку они опровергаются установленными выше обстоятельствами.
Доводы об отсутствии воздействия на окружающую среду и ухудшения качественного состояния плодородного слоя земельного участка и малозначительности совершенного административного правонарушения являются не состоятельными.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Однако зарастание земельного участка сельскохозяйственного назначения сорной травой и древесно-кустарниковой растительностью, безусловно приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что в свою очередь приводит к нарушению плодородного слоя почвы и как следствие к ухудшению качественного состояния земель.
Таким образом, оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, суд не усматривает.
Административное наказание назначено Селезнёву С.М. в минимальном размере, установленном санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Вместе с тем, принятое по делу постановление, суд находит подлежащим изменению в части назначения наказания, а именно с учетом данных о лице, привлекаемом к административной ответственности, его финансовом положении, руководствуясь положениями ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, суд полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере менее установленного санкцией минимального штрафа для физического лица, в размере 10 000 руб. В остальном, приятое постановление изменению не подлежит, каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену, судьей не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Решил:
Постановление начальника Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю № от 10 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Селезнёва С. М. изменить:
назначить Селезнёву С. М. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу Селезнёва С.М. - без удовлетворения.
Решение в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Попов