72RS0010-01-2021-001409-24
Дело № 12-187/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Галяутдинова Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО6 на постановление судьи Ишимского городского суда <.......> от <.......>,
у с т а н о в и л:
<.......> УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Ишимский» ФИО2 составлен протокол <.......> Е 00012940 об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО6
<.......> указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены в Ишимский городской суд <.......> для рассмотрения.
Постановлением судьи Ишимского городского суда <.......> от <.......> ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
С данным постановлением не согласен ФИО6, который в жалобе просит постановление судьи районного суда от 30 апреля 2021 года отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что противоправных действий не совершал, на площади по адресу: г. Ишим, площадь Привокзальная с друзьями и родственниками почтили память своих соотечественников погибших при геноциде армян, требование прибывших сотрудников полиции разойтись было выполнено.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО6 в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, их участие обязательным не признано. Учитывая их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения жалобы, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Диспозиция нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закон от <.......> № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от <.......><.......>-О, от <.......><.......>-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
Как усматривается из представленных материалов, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы о том, что <.......> около 11 часов 35 минут ФИО1 принял участие в публичном несанкционированном мероприятии с использованием флага <.......> и плаката с надписью «Геноцид армян не забыт и не прощён» в виде митинга, состоявшегося по адресу: <.......>, пл. Привокзальная. В указанных действиях ФИО1 по мнению должностного лица и судьи районного суда имеются признаки нарушения требований статьи 3 ФЗ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Помимо прав, закрепленных в части 2 статьи 6 Федерального закона от <.......> № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в частях 3 и 4 приведены обязанности и запреты, которые должны выполнять во время публичного мероприятия.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения; использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.
При рассмотрении дела судьей районного суда оставлено без внимания, что нарушение порядка проведения публичного мероприятия его участником, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от <.......> № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Из постановления следует, что судья, ограничившись указанием на то, что мероприятие должно быть законным, что в данном случае таковым не являлось, при этом ФИО6 принял в нем участие, не устанавливал обязательные для правильной квалификации действий ФИО6 как участника публичного мероприятия по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, нарушения установленных для участников обязанностей и запретов, приведенных в частях 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от <.......> № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно протоколу об административном правонарушении <.......> Е 00012940 от <.......> ФИО6 не вменены нарушения требований, предусмотренных обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от <.......> № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно материалам дела, видео записи, имеющейся в деле, группа людей не более 10 человек стояли на площади по адресу: <.......>, площадь Привокзальная с плакатом с надписью: «Геноцид армян не забыт и не прощён», после появления сотрудников полиции все разошлись. Данные обстоятельства подтверждаются и объяснениями сотрудников полиции ФИО3, ФИО4, допрошенных в судебном заседании, из которых следует, что после сделанного замечания лицам, находящимся на митинге, все разошлись.
Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ишимского городского суда от <.......>, вынесенное в отношении ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО6 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу ФИО6 удовлетворить.
Постановление судьи Ишимского городского суда <.......> от <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО6 отменить, производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Тюменского областного суда ФИО5