ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-187/2021 от 21.06.2021 Обской городского суда (Новосибирская область)

УИД 54 MS0-74

Дело

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

21 июня 2021 года г. Обь Новосибирской области

Судья Обского городского суда Новосибирской области Тайлакова Т.А.

при секретаре Васильеве А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Авиакомпания Сибирь» Степанова Е.В. на постановление <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АО «Авиакомпания Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным выше постановлением, представитель АО «Авиакомпания Сибирь» Степанов Е.В., действующий на основании доверенности, обратился в суд с жалобой, которой просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.4 КоАП РФ, прекратить.

В обоснование жалобы указано, что основанием привлечения АО «Авиакомпания Сибирь» явилось то обстоятельство, что в аэропорту «Домодедово», оформляя детскую коляску в качестве багажа рейсом S7 от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту «<адрес>», пассажир Файнгерш С.И. обратился к сотрудникам обслуживающей организации ООО «С7 Сервис» с вопросом о возможности использования коляски до трапа самолета.

В соответствии с установленной в авиакомпании процедурой, закрепленной в Руководстве по обслуживанию пассажиров и обработке багажа, агент по регистрации оформил коляску к перевозке с ограниченной ответственностью и промаркировал багаж специальной биркой Limited Release. Согласно Руководству промаркированное место багажа доставляется пассажиром самостоятельно до борта воздушного судна, на перроне или телетрапе при входе в воздушное судно багаж пассажира передается сотрудником обслуживающей компании для загрузки в багажное отделение. В аэропорту прилета багаж пассажира, промаркированный биркой Limited Release, должен быть отдельно выгружен и выдан под бортом воздушного судна в аэропорту прилета на основании полученных телеграмм, направленных обслуживающей компанией аэропорта отправления.

По прибытии в аэропорт <адрес>) пассажиром Файнгер С.И. детская коляска не была получена у трапа воздушного судна.

Из пояснений представителя авиакомпании установлено, что при выгрузке багажа сотрудники обслуживающей организации АО «Международный аэропорт «Курумоч» не заметили наличие специальной бирки и загрузили коляску для выдачи пассажирам в терминале аэропорта.

Однако в данном случае нарушение установленного авиакомпанией порядка оказания услуги по перевозке багажа не свидетельствует о несоблюдении законодательства или условий заключенного с пассажиром договора воздушной перевозки.

Статьей 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказание услуг.

П. 1 ст. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. В случаях, если законом предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.

В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушных перевозок и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Аналогичное положение содержится в п. 4 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82.

Согласно п. 7 Федеральных авиационных правил установлено, что перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержаться в Воздушном кодексе РФ, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Согласно ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

В соответствии с п. 2.1.2 Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и груза АО «Авиакомпания Сибирь» по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязан перевести пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс по маршруту, указанному в билете, а в случае воздушной перевозки багажа, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

В соответствии с п. 132 и п. 148 Федеральных авиационных правил зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир, выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке.

Иных обязанностей, обязательных к выполнению перевозчиком в части воздушной перевозки багажа, не установлено.

Привлекая АО «Авиакомпания Сибирь» к административной ответственности, мировой судья не указал, какой пункт Федеральных авиационных правил или иного нормативного правового акта был нарушен. Из текста оспариваемого постановления следует, что выводы о виновности авиакомпании сделаны на основании проведенного мировым судьей общего анализа Федеральных авиационных правил, в ходе которого установлено, что услуга по выдаче детской коляски у трапа воздушного судна должна быть оказана пассажирам в рамках заключенного договора воздушной перевозки.

Вместе с тем, в нормативных правовых актах Российской Федерации и вышеприведенных правил авиакомпании, а также в условиях применения тарифа и перевозочных документах, выданных пассажиру Файнгер С.И. при заключении договора воздушной перевозки пассажира и багажа не установлены особенности перевозки детской коляски в качестве багажа и порядок их выдачи.

Следовательно, вывод мирового судьи о совершении АО «Авиакомпания Сибирь» деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, основан на расширительном толковании Федеральных авиационных правил и Закона РФ «О защите прав потребителей».

В судебном заседании представитель АО «Авиакомпания Сибирь» Степанов Е.В., действующий на основании доверенности, заявленное требование об отмене постановления мирового судьи и доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что услуга по использованию детской коляски до трапа воздушного судна в аэропорту вылета и от трапа воздушного судна в аэропорту прибытия предусмотрена внутренним документом авиакомпании. Нарушая свою инструкцию, авиакомпания не нарушила условия заключенного договора перевозки, поскольку эта услуга не была предусмотрена как дополнительная платная услуга. Поскольку при использовании детской коляски (от) трапа воздушного судна, какая-либо оплата с пассажира не взимается, договор возмездного оказания услуг с авиакомпанией не был заключен и, как следствие, не был нарушен. Так как услуга по доставлению детской коляски не была оплачена, следовательно, не являлась условием договора воздушной перевозки, за нарушение которого перевозчик должен нести ответственность.

Старший помощник Новосибирского транспортного прокурора Жбирь Е.В. в судебном заседании с доводами жалобы представителя АО «Авиакомпания Сибирь» не согласилась и указала, что постановление мирового судьи, на основании которого АО «Авиакомпания Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Заключение договора воздушной перевозки с АО «Авиакомпания Сибирь» для пассажира было обусловлено наличием на сайте авиакомпании информации по оказанию услуги по доставлению детской коляски до трапа воздушного судна в аэропорту убытия и от трапа воздушного судна в аэропорту прибытия. При прохождении регистрации на рейс пассажир данную услугу заказал, а представителем авиакомпании не было отказано в предоставлении данной услуги, что подтверждается выданной пассажиру специальной бирки, что позволило пассажиру воспользоваться данной услугой до трапа воздушного судна в аэропорту Домодедово. Однако в аэропорту прибытия заявленная услуга оказана пассажиру авиакомпанией не была. Следовательно, услуга, предусмотренная договором воздушной перевозки была оказана пассажиру ненадлежащего качества, что является следствием нарушения прав пассажира как потребителя услуги по перевозке. Ответственность за действия третьих лиц должна нести авиакомпания.

Потерпевший Файнгерш С.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, причины неявки суду не сообщил.

Жалоба подана в суд в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Суд, изучив поступившую жалобу, заслушав представителя АО «Авиакомпания Сибирь», прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, учитывает следующее.

Часть 2 статьи 14.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а именно за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ наступает за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.

На основании постановления заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области от 21 ноября 2019 года АО «Авиакомпания «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, постановлением заместителя Новосибирского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении АО «Авиакомпания Сибирь» по факту нарушения законодательства о защите прав пассажиров, выразившиеся в том, что пассажиру Файнгершу С.И., следовавшему ДД.ММ.ГГГГ рейсом АО «Авиакомпания «Сибирь» по маршруту <адрес>, в аэропорту прибытия «<адрес>» (<адрес>) не была оказана оформленная при регистрации багажа услуга по использованию детской коляски от трапа воздушного судна, что явилось основанием для вывода о нарушении перевозчиком АО «Авиакомпания Сибирь» условий договора воздушной перевозки пассажира.

Данное обстоятельство подтверждается постановлением заместителя Новосибирского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, письменным обращением Файнгерша С.И. в адрес Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, письменными объяснениями представителя АО «Авиакомпания Сибирь» Степанова Е.В., постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией электронного билета (л.д.54), письменной перепиской между пассажиром и АО «Авиакомпания Сибирь» об условиях использования коляски до посадки до трапа воздушного судна и от трапа воздушного судна после прилета.

Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, мировой судья дал правильную оценку и обоснованно признал АО «Авиакомпания Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что, нарушая свою инструкцию, авиакомпания не нарушила условия заключенного договора перевозки, поскольку эта услуга не была предусмотрена как дополнительная платная услуга, и, как следствие, не допустило нарушения норм действующего законодательства в области защиты прав потребителей, являются несостоятельными.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.

Из материалов дела следует и установлено мировым судьей, что пассажир Файнгерш С.И. следовал ДД.ММ.ГГГГ рейсом АО «Авиакомпания «Сибирь» по маршруту <адрес>

В аэропорту Домодедово, оформляя детскую коляску к перевозке в качестве багажа, пассажир обратился к сотрудникам обслуживающей организации ООО «Сервис» с вопросом о возможности использования коляски до трапа самолета.

Перевозчиком АО «Авиакомпания Сибирь» в целях оказания данной услуги разработан локальный нормативный акт Руководство по обслуживанию пассажиров и обработке багажа, утвержденное приказом генерального директора перевозчика № 10-С-301-20-317 от 26.08.2020. Пунктами 4.8.1.3, 4.8.3.1 установлен алгоритм перевозки детской коляски с ограниченной ответственностью.

В соответствии с установленной авиакомпанией процедурой, закрепленной в Руководстве по обслуживанию пассажиров и обработке багажа, агент по регистрации оформил коляску к перевозке с ограниченной ответственность и промаркировал багаж специальной биркой «Limited Release».

По прибытии в аэропорт «<адрес> (<адрес>) пассажиром Файнгершем С.И. детская коляска не была получена у трапа воздушного судна.

Согласно пояснений представителя авиакомпании, при выгрузке багажа сотрудники обслуживающей организации АО «Международный аэропорт «Курумоч» не заметили наличие специальной бирки и загрузили коляску для выдачи пассажирам в терминале аэропорта.

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года N 18, учитывая, что в Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях административные правонарушения, выразившиеся в нарушении законодательства о защите прав потребителей, не выделены в отдельную главу, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли им нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства о защите прав потребителей.

Закон РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации об услугах и об их исполнителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 4 Закона о защите прав потребителей установлено, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

На основании статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира Перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Отношения, возникающие при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов регулируются Федеральными авиационными правилами утвержденными приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82.

Согласно пунктам 100, 101 Федеральных авиационных правил перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле. Дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются Перевозчиком, если они оказываются Перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.

В соответствии с пунктом 6 Федеральных авиационных правил перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Указанное выше позволяет сделать вывод, что услуга по выдаче детской коляски у трапа воздушного судна, по сути, является оказанием услуги пассажирам авиакомпании и предоставлением её не в качестве дополнительной оплачиваемой услуги, исходя из условий и тарифов, определенных договором воздушной перевозки и в порядке, установленном авиакомпанией, а в рамках договора воздушной перевозки, заключенного между пассажиром и авиакомпанией, в данном случае между Файнгерш С.И. и АО «Авиакомпания Сибирь».

Невыполнение АО «Авиакомпания «Сибирь» условий заключенного с потребителем договора воздушной перевозки в части выдачи детской коляски у трапа в аэропорту прибытия порождает не только нарушение локального нормативного акта, разработанного перевозчиком, но и нарушение прав потребителей услуг, что по смыслу действующего регулирования подразумевает возможность возложения на перевозчика административной или гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».

08 апреля 2021 года Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу АО «Авиакомпания «Сибирь» вынесено предостережение № 04-25-62 о недопустимости нарушения обязательных требований воздушного законодательства Российской Федерации.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Выводы мирового судьи о наличии в деянии АО «Авиакомпания Сибирь» состава предъявленного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу юридического лица, не усматривается.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у АО «Авиакомпания Сибирь» чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших исполнить требования законодательства, не установлено. АО «Авиакомпания «Сибирь» не приняты все зависящие меры для соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, возложенных на Общество в связи с осуществлением перевозок пассажиров воздушным транспортом, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о его виновности.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Постановление о привлечении АО «Авиакомпания Сибирь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

<адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.4 КоАП РФ, в отношении АО «Авиакомпания Сибирь» оставить без изменения, а жалобу представителя Степанова Е.В. - без удовлетворения.

Постановление по делу об административном правонарушении от 21 апреля 2021 года и настоящее решение вступают в законную силу немедленно после оглашения настоящего решения.

Судья Т.А. Тайлакова