ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-187/2021 от 24.06.2021 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу номер

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 24 июня 2021 года

Судья Лазаревского районного суда <адрес> края Даракчян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя АО «Центр судоремонта Звездочка» - ФИО3 на постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица АО «Центр судоремонта Звездочка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением о назначении административного наказания номер/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО2, юридическое лицо АО «Центр судоремонта Звездочка» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 150 000 рублей.

Представитель АО «Центр судоремонта Звездочка» - ФИО3 обратился в Лазаревский районный суд <адрес> с жалобой на постановление о назначении административного наказания номер/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ и просит суд данное постановление отменить ввиду того, что общество не совершало административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.КоАП РФ, поскольку не ведет производственную деятельность на земельном участке, имеет договора на уборку территории и утилизацию своих бытовых отходов, при заключении договоров аренды и субаренды с хозяйствующими субъектами в обязательном порядке оговаривает обязанности по уборке территории и самостоятельному вывозу отходов, и, таким образом, приняло все зависящие от него меры по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства в данной части. Общество не может нести ответственность за виновные действия иных лиц, поскольку добросовестно приняло зависящие от организации меры по соблюдению правил и норм, связанных с образованием и утилизацией отходов. Имевшие место отходы были накоплены не обществом, и, принятое должностным лицом управления Росприроднадзора решение о виновности юридического лица, принято при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных, доказательств факта совершения заявителем вмененного ему в вину административного правонарушения.

Представитель АО «Центр судоремонта Звездочка» по доверенности - ФИО4 в судебном заседании требования жалобы поддержал, уточнив дату обжалуемого постановления как ДД.ММ.ГГГГ, так как в жалобе была допущена техническая ошибка в части даты вынесения постановления.

Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора, будучи надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении дела слушанием не обращался.

Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы и требования жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

По делу установлено, что в соответствии с Приказом Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.03.2021 номер-КНД «Об утверждении планового (рейдового) задания» государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ с выездом на место в 11 часов 25 минут проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109016:1026, расположенного по адресу <адрес>, район Лазаревский, <адрес>. В ходе обследования участка установлено захламление отходами производства и потребления: б/у арматурой, боем железобетонных изделий, древесными отходами и т.д. Территория земельного участка, где осуществляется накопление отходов, не имеет твёрдого покрытия. Отходы не защищены от ветра и атмосферных осадков.

Согласно протокола об административном правонарушении номер/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, 11 часов 25 минут ДД.ММ.ГГГГ при проведении осмотра земельного участка, расположенного по адресу: 354200, край Краснодарский, <адрес>, с кадастровым номером 23:49:0109016:1026, выявлены нарушения: ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 3, ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 42 Земельного кодекса РФ.

В основу доказательной базы по правонарушению, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, административным органом положен протокол об административном правонарушении, акт обследования земельного участка, фотоматериал.

На основании указанного протокола об административном правонарушении вынесено обжалуемое постановление, которым АО «Центр судоремонта «Звездочка» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей по ч.1 ст. 8.2. КоАП РФ.

Юридическое лицо - АО «ЦС «Звездочка», привлекаемое к административной ответственности, о времени, месте рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал представитель ФИО3 по доверенности номер-ФД от ДД.ММ.ГГГГ. Ходатайств и отводов не предоставил.

Юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, предоставило: копию приказа о назначении директора, копии договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГномер и дополнительных соглашений, копию выписки из ЕГРН, копию договора 878/167 от ДД.ММ.ГГГГ, копию договора №ЮЛ-8136 от 07.02.2020г., копии паспортов отходов, копию доверенности представителя АО «ЦС «Звездочка».

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом

Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 указанного закона при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий для окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 51 указанного закона запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999г. номер- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Судом установлено, что между ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (в настоящее время реорганизовано в акционерное общество) и Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГномер, согласно условиям которого обществу на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:49, площадью 75 483 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для размещения объектов жилищного и производственного назначения.

На основании распоряжения территориального управления от ДД.ММ.ГГГГномер-р стороны подписали дополнительное соглашение к договору аренды, внеся изменения, согласно которых арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:1026, место расположение: <адрес>, район Лазаревский, <адрес>, для размещения объектов жилищного и производственного назначения площадью 69 726 кв.м.

Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ со стороны арендаторов в отношении указанного земельного участка стали выступать АО «Центр судоремонта «Звездочка», ООО «Саланг», ФИО5, ФИО6

Договор и дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.

Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109016:1026 действуют условия договора аренды со множественностью лиц со стороны арендатора с учетом долей в праве пользования земельным участком. В качестве арендаторов участка указаны АО «ЦС «Звездочка», ООО «Саланг», ФИО6 и ФИО5

Государственный инспектор Росприроднадзора, привлекая АО «ЦС «Звездочка» к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, указал в обжалуемом постановлении, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:1026 находится в ведении у акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка», в связи с чем и возложил именно на общество ответственность за выявленные нарушения.

При этом, административный орган не принял ко вниманию, что положения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГномер в части ответственности за неисполнение требований законодательства по охране окружающей среды распространяются на 4 арендаторов.

Следовательно, вывод о допущении нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, законодательства по охране окружающей среды только АО «ЦС «Звездочка», без установления конкретных обстоятельств и вины конкретных лиц, является необоснованным.

Судом установлено, что согласно приказа генерального директора ОАО «ЦС «Звездочка» номер от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план мероприятий подготовки ликвидации и реализации имущественного комплекса филиала «1 судостроительная верфь», в соответствии с которым осуществлено прекращение производственной деятельности филиала, вывезено производственное оборудование, сокращен штат филиала в части производственных рабочих. Отсутствие производственной деятельности повлекло и сокращение отходов производства.

Обществом в целях обеспечения ежедневной уборки территории филиала заключен договор по уборке территории номер от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого данная уборка осуществляется периодически по мере загрязнения территории.

Также, АО «ЦС «Звездочка» заключен договор №ЮЛ-8136 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортировке и передаче на размещение отходов с АО «Крайжилкомресурс». В соответствии с условиями договора на территории филиала определена площадка по размещению контейнеров для вывоза отходов постоянно контролируется их вывоз.

АО «ЦС «Звездочка» заключено 14 договоров аренды и субаренды объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109016:1026. При этом в заключенных договорах предусмотрено несение обязанности хозяйствующим субъектам содержания предоставленных объектов и участков, в том числе не допущение захламления, загрязнения участков, обеспечение своевременной уборки территории; производства работы по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также обеспечение их вывоза.

Судом также установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109016:1026 расположены объекты, принадлежащие на праве собственности следующим юридическим и физическим лицам:

ООО «Саланг»: здание административного бытового блока стеклопластики (кадастровый номер 23:49:0109016:1066), и навес для хранения оснастки, (кадастровый номер 23:49:0109016:1067), приобретенные на основании договора купли-продажи недвижимого имущества номерСВ-6 от ДД.ММ.ГГГГ;

ФИО5: 42/100 доли здания столярно-весельного цеха (кадастровый номер 23:49:0109016:1096), приобретенным на основании договора купли-продажи недвижимого имущества номерСВ-13 от ДД.ММ.ГГГГ;

ФИО6: навес-стеллаж для хранения тросов и кабелей (кадастровый номер 23:49:0109016:1086), приобретенный на основании договора купли-продажи недвижимого имущества номерСВ-12 от 17.07.2013г., и здание склада жидкого топлива (кадастровый номер 23:49:0109016:1078), приобретенное на основании договора купли-продажи недвижимого имущества номерСВ-7 от ДД.ММ.ГГГГ;

ООО «Энерготехмонтаж 2000»: здание лесопильного участка с бункером для опилок (кадастровый номер 23:49:0109016:1115), приобретенное на основании договора купли-продажи недвижимого имущества номерСВ-4/СЭК от 25.12.2013г., здание двухкамерной лесосушилки (кадастровый номер 23:49:0109016:1055), приобретенное на основании договора купли-продажи недвижимого имущества номерСВ-4/СЭК от 25.12.2013г., здание двухкамерной лесосушилки (кадастровый номер 23:49:0109016:1054), приобретенное на основании договора купли-продажи недвижимого имущества номерСВ-5/СЭК от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе иного, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Из изложенного следует вывод, что юридические лица и физические лица - собственники и владельцы объектов недвижимости, в равной мере несут ответственность за неисполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, как и владельцы, собственники земельного участка.

Следовательно, обязанности по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления на конкретном земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109016:1026, предусмотренные ст.42 Земельного кодекса РФ, должны, в силу закона распространяться на собственников объектов недвижимости, находящихся на нем.

Указанные обстоятельства не были учтены при вынесении обжалуемого постановления, несмотря на указание на это со стороны представителя АО «ЦС «Звездочка» при производстве по административному делу.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд учитывает, что АО «ЦС «Звездочка» принимались достаточные меры по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем свидетельствуют заключенные договора на уборку территории и утилизацию своих бытовых отходов, и обязательное указание при заключении договоров с хозяйствующими субъектами обязанности по уборке территории и самостоятельному вывозу отходов.

Не идентификация конкретных мест нахождения отходов, не установление конкретных виновных лиц в накоплении отходов и их не утилизации повлекло необоснованное привлечение к ответственности АО «ЦС «Звездочка».

Исходя из исследованных материалов, суд приходит к выводу о не выяснении со стороны административного органа обстоятельств, подлежащих выяснению. Вывод о виновности АО «ЦС «Звездочка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2. КоАП РФ, является необоснованным.

В силу пункта 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя АО «Центр судоремонта Звездочка» - ФИО3 на постановление о назначении административного наказания номер/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания номер/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора ФИО2, о привлечении юридического лица АО «Центр судоремонта Звездочка» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ – отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Центр судоремонта Звездочка» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд в течение 10 суток.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> А.А. Даракчян

Копия верна: судья А.А. Даракчян