ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-187/2022 от 22.02.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

мировой судья Драчен О.В.

РЕШЕНИЕ

22 февраля 2022 года г.Тула, ул.Луначарского, д.76

Судья Центрального районного суда г.Тулы Бирюкова Ю.В., рассмотрев протест прокурора <адрес> на определение мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возврате постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и других материалов дела в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ,

установил:

определением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы дела в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, возвращены в прокуратуру <адрес> для исправления выявленных недостатков.

Не согласившись с данным определением, прокурором <адрес> принесен протест, в котором указано, что определение является незаконным, а дело подлежащим направлению мировому судье судебного участка Центрального судебного района <адрес> для рассмотрения по существу.

В обоснование доводов протеста указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на территории <адрес> разработан и реализуется национальный проект: «Здравоохранение». Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа <адрес> «Модернизация первичного звена здравоохранения <адрес>». В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) между ГУЗ «Тульская областная клиническая больница им.Л.Н.Толстого» (далее - заказчик) и ООО «ИнтекоСтройСервис» (далее - подрядчик) заключен контракт (далее - контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (капитальный ремонт поликлиники). Подписывая настоящий контракт, подрядчик подтвердил, что обязуется выполнить подрядные работы в соответствии с проектно-сметной документацией (приложение к контракту), техническим заданием (приложение к контракту), в сроки, установленные настоящим контрактом, соблюдая промежуточные сроки и общий срок выполнения работ по объекту, установленные графиком выполнения работ (приложение к контракту), обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по объекту в соответствии с условиями контракта и передать его заказчику (п.п.1.1, 1.2). Цена контракта составляет 59862069 рублей 99 копеек. В силу п.п.3.2, 3.3 контракта дата окончания работ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Сроки выполнения отдельных этапов выполнения работ определяются графиком выполнения работ (приложением к контракту). Согласно приложению сроки исполнения 1 этапа - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 2 этапа - с момента окончания 1 этапа, не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Место выполнения работ согласно приложению (техническому заданию): <адрес>. Проверкой прокуратуры города установлено, что ООО «ИнтекоСтройСервис» не выполнило в полном объеме работы предусмотренные контрактом до настоящего времени, нарушив тем самым условия контракта в части соблюдения сроков выполнения работ. Акт о приемке выполненных работ сторонами не подписан. Указанное послужило основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «ИнтекоСтройСервис». Определением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление прокуратуры города о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис» возвращено для исправления недостатков, заключающихся в следующем: ГУЗ «Тульская областная клиническая больница им.Л.Н.Толстого» не было привлечено по делу в качестве потерпевшего, последний не извещался о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, его законному представителю (защитнику) не разъяснялись права, предусмотренные ст.ст.25.2, 25.5 КоАП РФ, он не был ознакомлен с данным постановлением, копия постановления ему не направлялась; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит указание на размер стоимости неисполненных обязательств с учетом произведенных работ в рамках заключенного контракта; к материалам дела приложен контракт , в отсутствие подписей представителей лиц его заключивших, а именно главного врача ГУЗ «ТОКБ им.Л.Н.Толстого» Даильнева В.И. и генерального директора ООО «ИнтекоСтройСервис» Копаева А.В., из представленного контракт невозможно определить дату его заключения. Однако следует учитывать, что в соответствии с ч.7 ст.7.32 КоАП РФ совершение действий (бездействия), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, предусматривает наступление административной ответственности. Согласно условиям контракта от ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «ТОКБ им.Л.Н.Толстого» является заказчиком работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (капитальный ремонт поликлиники). Авансирование работ по капитальному ремонту в рамках указанного контракта не предусмотрено и не осуществлялось, подписанные сторонами документы о приемке выполненных работ, являющиеся основаниями для исполнения обязательств по оплате, отсутствуют. В связи с чем вопрос о причинении материального ущерба ГУЗ «ТОКБ им.Л.Н.Толстого» не ставился. При этом, исходя из диспозиции статьи, законодателем ответственность по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрена при наличии существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, что не подразумевает в обязательном порядке наличие отдельного потерпевшего лица. Ввиду ненадлежащего исполнения ООО «ИнтекоСтройСервис» условий контракта, охраняемым законом интересам общества причинен существенный вред, в том числе в лице жителей города, получающих медицинские услуги в данном учреждении. В связи с изложенным, при вынесении прокуратурой города постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, ГУЗ «ТОКБ им.Л.Н.Толстого» не признавалось в качестве потерпевшего, в связи с чем права, предусмотренные ст.ст.25.2, 25.5 КоАП РФ законному представителю учреждения не разъяснялись, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не направлялась, с постановлением законный представитель учреждения не ознакамливался. Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и подтверждающих документов к нему, цена контракта от ДД.ММ.ГГГГ составляет 59862069 рублей 99 копеек. Сроки выполнения отдельных этапов выполнения работ определяются графиком выполнения работ (приложением к контракту), подписанные сторонами акты о приемке выполненных работ отсутствуют, приемка выполненных работ не производилась ввиду различных обстоятельств, подтвержденных материалами проверки. Из вышеизложенного следует, что размер неисполненных обязательств ООО «ИнтекоСтройСервис», предусмотренных контрактом, определяется стоимостью контракта и составляет 59862069 рублей 99 копеек. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон №44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В силу ч.ч.7, 8 ст.83.2 Федерального закона №44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным. Контракт, заключенный в электронном виде также имеет юридическую силу, что и документ на бумажном носителе (письмо Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ.3-08/22). Указанное обстоятельство также не противоречит требованиям ч.1 ст.434 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. В соответствии с ч.2 ст.103 Федерального закона №44-ФЗ в реестр контрактов единой информационной системы включаются дата заключения контракта (п.5), копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика (п.9). В соответствии с ч.4 ст.4 Федерального закона №44-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Таким образом, информация о дате заключения контракта и иных существенных условиях контракта, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью, являются общедоступной информацией, представляющейся безвозмездно посредством использования официального сайта zakupki.gov.ru. Исходя из требований действующего законодательства о контрактной системе, формирование дублирующего экземпляра контракта, заключенной по результатам электронного аукциона, на бумажном носителе не имеет юридического значения, поскольку в силу ч.8 ст.83.2 Федерального закона №44-ФЗ контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе, подписанного заказчиком контракта. При изложенных выше доводах прокуратура города приходит к выводу о недостаточности правовых оснований установленных мировым судьей судебного участка Центрального судебного района <адрес> для возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис».

Помощник прокурора <адрес> Аверьянова И.В. в судебном заседании протест поддержала по доводам, изложенным в его обоснование, просила протест удовлетворить.

Судья, ознакомившись с доводами протеста, выслушав объяснения помощника прокурора <адрес> Аверьяновой И.В., изучив материалы дела, находит определение мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

В силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно правовой позиции, сформулированной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Из материалов дела следует, что мировому судье судебного участка Центрального судебного района <адрес> поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис».

Из содержания постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем прокурора <адрес>, усматривается, что ООО «ИнтекоСтройСервис» обвиняется в том, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнило обязательства, предусмотренные контрактом на выполнение работ, заключенным с ГУЗ «Тульская областная клиническая больница им. Л.Н.Толстого», для нужд заказчика, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.

Возвращая данное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы дела в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, мировой судья руководствовался п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, указав, что ГУЗ «Тульская областная клиническая больница им.Л.Н.Толстого» не было привлечено по делу в качестве потерпевшего. Последний не извещался о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, его законному представителю (защитнику) не разъяснялись права, предусмотренные ст.ст.25.2, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он не был ознакомлен с данным постановлением, копия постановления ему не направлялась, что является существенным процессуальным нарушением прав потерпевшего; в постановлении не содержится указание на размер стоимости неисполненного обязательства, поскольку санкция статьи предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в зависимости от вышеназванного размера, при этом, как следует из приложенной к настоящему постановлению переписки между ООО «ИнтекоСтройСервис» и ГУЗ «Тульская областная клиническая больница им.Л.Н.Толстого», часть работ в рамках заключенного контракта была произведена; к материалам дела приложен контракт , в отсутствие подписей представителей лиц, его заключивших, а именно: главного врача ГУЗ «ТОКБ им.Л.Н.Толстого» Даильнева В.И. и генерального директора ООО «ИнтекоСтройСервис» Копаева А.В., из которого невозможно определить дату его заключения.

Указанные мировым судьей в определении от ДД.ММ.ГГГГ недостатки в силу положений п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ не могут являться основанием для возвращения постановления и других материалов в адрес прокуратуры <адрес>, поскольку не являются существенными и могут быть восполнены при рассмотрении дела.

Кроме того, в соответствии со ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении суд может выносить определение об отложении рассмотрения дела в случае необходимости истребования дополнительных материалов по делу, а также осуществлять другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Также, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что исходя из диспозиции статьи, законодателем ответственность по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрена при наличии существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, что не подразумевает наличие отдельного потерпевшего лица.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Принимая во внимание вышеизложенное, судья приходит к выводу, что определение мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, и учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный положениями ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу на момент рассмотрения протеста не истек, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы дела в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис» подлежат направлению тому же мировому судье для рассмотрения по существу, в ходе которого следует дать надлежащую правовую оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам, установить обстоятельства дела и рассмотреть дело в соответствии с законом.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья

решил:

протест прокурора <адрес> удовлетворить.

Определение мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возврате постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и других материалов дела в отношении ООО «ИнтекоСтройСервис» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, отменить.

Данное дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка Центрального судебного района <адрес>.

В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Ю.В.Бирюкова