ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-187/237-2021 от 20.10.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Токмакова Е.В. Дело №21-254-2021 г.

№12-187/237-2021 г.

20 октября 2021 года г. Курск

Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев жалобу адвоката Бушина С.В., действующего в интересах Дериглазова И.А., на решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 17 июня 2021 г., вынесенное по жалобе адвоката Бушина С.В. на постановление руководителя Курского УФАС России Комова Ю.А. от 16.02.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.14.32 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» Дериглазова Игоря Анатольевича,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением руководителя Курского УФАС России Комова Ю.А. о назначении административного наказания от 16.02.2021 года должностное лицо - генеральный директор АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» Дериглазов И.А.признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.14.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Дериглазова И.А. адвокат Бушин С.В., обжаловал его в судебном порядке.

Решением судьи постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения

В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст.30.9 КоАП РФ, защитник Бушин С.В. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, как незаконные и необоснованные.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, генеральный директор АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» Дериглазов И.А. о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

Дело рассмотрено в его отсутствие.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Бушина С.В., поддержавшего доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст.14.32 КоАП РФ осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст.16 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон №135-ФЗ), запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Перечень приведенных в ст.16 Федеральный закон №135-ФЗ возможных запрещаемых соглашений и согласованных действий не носит исчерпывающий характер, поскольку общая запретительная норма касается любых соглашений, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если они имеют или могут иметь своим результатов ограничение конкуренции.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу п.3 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Целями осуществления закупок, согласно п.п.1,3 ст.13 Федерального закона №44-ФЗ, среди прочего являются достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными программами; выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов.

В соответствии со ст.6 Федерального закона №44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций. Единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч.1 ст.8 указанного закона).

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона №44-ФЗ, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно ч.1 ст.24 Федерального закона №44-ФЗ.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч.5 ст.24 этого же закона).

Как следует из материалов дела, решением по делу от 07.08.2020 г. комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства установлен факт нарушения Администрацией г. Курска и АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова» положений ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции» путем совершения хозяйствующим субъектом - АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова» и органом местного самоуправления - Администрацией г. Курска совокупности последовательных, взаимосвязанный согласованных действий по строительству детского сада заранее определенным хозяйствующим субъектом - АО «Курский завод КПД» на земельном участке, принадлежащем данному хозсубъекту, и дальнейшему выкупу детского сада и земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, органом местного самоуправления - Администрацией г. Курска у этого хозсубъекта, в целях избежания конкурентных процедур по отбору подрядчика для строительства детского сада для ликвидации муниципальной нужды в детских садах, под видом аукциона, в обход требовании ст.ст.8, 24 Федерального закона №44-ФЗ, что привело к ограничению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий (в том числе образовательных учреждений) г. Курска, а именно: к созданию необоснованных преимущественных условий предпринимательской деятельности АО «Курский завод КПД»; устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок строительства нежилых зданий (в том числе зданий образовательных учреждений). г. Курска иных хозяйствующих субъектов; исключению возможности экономии средств бюджета, выделенных на реализацию Национального проекта, путем:

разработки и реализации Администрацией г. Курска и АО «Курский завод КПД», после выделения финансовых средств из бюджета на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях в апреле-мае 2019 г, совместного плана мероприятий («Дорожная карта») по строительству объекта «Детский сад-ясли на 150 мест по ул. Подводников г. Курска» с указанием наименования мероприятия срока исполнения и исполнителей; внесение администрацией г. Курска 30.05.2019 г. изменений в Муниципальную программу «Развитие образования в городе Курске на 2019-2024 г.г.», включив в программу приобретение еще непостроенного объекта капитального строительства «Детский сад-ясли по <адрес>» с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилого одноэтажного здания хозблока, предусмотрев создание 150 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях;

указания в Плане конкретного подрядчика строительства объекта ««Детский сад-ясли на 150 мест по <адрес>» без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур, с определением основных этапов и сроков строительства указного объекта, ответственных за их выполнение, последующий выкуп построенного подрядчиком объекта с указанием срока перечисления подрядчику средств консолидированного бюджета;

размещения 26.11.2019 г. извещения на сайте единой информационной системы (ЕИС) о проведении аукциона на «приобретение объекта капитального строительства - детского сада - ясли на 150 мест с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока, земельным участком, на территории г. Курска», указанием начальной максимальной цены контракта, установленной заказчиком - 201 441 680,00 руб. со сроком исполнения 31.12.2019 г.;

установления цены контракта равной сметной стоимости строительства, установленной АУКО «Государственная экспертиза проектов Курской области» в сумме 201 441 680,00 руб. в ходе проведения экспертизы сметной стоимости строительства объекта по заданию АО «Курский завод КПД» на предмет ее достоверности;

размещения 26.11.2019 г. в газете «Городские известия» №4404 со ссылкой на пояснения заместителя главы Администрации города Курска В.В. Гребенкина информации о том, что «до конца года в микрорайоне Северный на ул. Подводников запланировано открытие нового детского сдан на 150 мест; строительство уже завершено, остались только технические и юридические моменты. Стоимость объекта 201 миллион рублей;

указания при проведении электронного аукциона в извещении информации о коде позиции объекта закупки: 68.10.14.000 «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 №14-ст., предусматривающим приобретение нежилых зданий и занимаемых ими земельных участков и одновременное включение дополнительного кода позиции: 68.10.15.000 «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 №14-ст, предусматривающий покупку пустующей земли, предназначенной для застройки нежилыми зданиями;

заключения по результатам аукциона на основании протокола от 04.12.2019 г. единственной заявки на участие в аукционе АО «Курский завод КПД» и заключением с ним 16.12.2019 г. муниципального контракта на «приобретение объекта капитального строительства - детского сада - ясли на 150 мест с инженерными сетями, элементами благоустройства и нежилым одноэтажным зданием хозблока, земельным участком (далее - Объект)»; ценой контракта, равной 201 441 680,00 руб. и составляющей 163 403 680 руб. (включая НДС 20%) стоимость здания детского сада, благоустройство, инженерные сети, здание хозблока и 38 038 000 руб. земельный участок без НДС;

приобретения указанного объекта осуществлено за счет средств, полученных на основании заключенного 30.05.2019 г. между Администрацией Курской области и Министерством просвещения РФ дополнительного соглашения на приобретение детского сада-ясли по <адрес> на 150 мест за счет межбюджетного трансфера из федерального бюджета бюджету Курской области с предполагаемой предельной сметной стоимостью 147 200 000 руб., которая впоследствии возросла и составила 162 702 790 руб., и стоимостью земельного участка равной 38 038 000 руб.

Решением Арбитражного суда Курской области от 09.06.2021 г. по делу отказано в удовлетворении требований Администрации г. Курска, АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова» о признании недействительным решения УФАС по Курской области от 07.08.2020 г. по делу .

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 г. решение Арбитражного суда Курской области от 09.06.2021 г. по делу оставлено без изменении.

Изложенные в решении комиссии антимонопольного органа обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Дериглазова И.А. - генерального директора АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» настоящего дела об административном правонарушении.

Факт вмененного Дериглазову И.А. административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе копией решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 07.08.2020 г. (л.д.123-149), протоколом об административном правонарушении (л.д. 56-65), включенным в решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 07.08.2020 г. в полном объеме Планом мероприятий «дорожная карта», разработанным совместно Администрацией г. Курска и ОА «Курский завод КПД», обсужденным на совещании 213.05.2019 г. у заместителя губернатора Курской области Смирнова А.Б. с участием директора АО «Курский завод КПД» Дериглазова И.А., другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

С учетом изложенного, исходя из положений ст.2.4 КоАП РФ, должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.

В соответствии с выпиской из протокола общего собрания акционеров АО «Курский завод КПД» от 08.06.2012г. Дериглазов И.А. является генеральным директором Акционерного общества «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова». В соответствии с Уставом АО «Курский завод КПД», утвержденным решением Общего собрания акционеров 22.04.2016г., он осуществляет руководство текущей деятельностью общества, распоряжается имуществом общества, заключает сделки от имени общества.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, судья районного суда обоснованно пришла к выводу о доказанности события административного правонарушения и вины должностного лица - генерального директора АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф.Дериглазова» Дериглазова И.А.в совершении вмененного административного правонарушения.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст.26.11 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого решения, при производстве по делу не допущено, оснований для его отмены или изменения не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 17 июня 2021 г., вынесенное по жалобе адвоката Бушина С.В. на постановление руководителя Курского УФАС России Комова Ю.А. от 16.02.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении должностного лица - генерального директора АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» Дериглазова Игоря Анатольевича оставить без изменения, жалобу адвоката Бушина С.В., действующего в интересах Дериглазова И.А. - без удовлетворения.

Судья Курского областного суда Е.И. Шуваева