РЕШЕНИЕ
20 ноября 2017 года г. Казань
Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,
при секретаре Касимовой А.С.,
рассмотрев жалобу заместителя начальника инспекции Счетной палаты РФ на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 4 по Советскому судебному району г. Казани, от 7 августа 2017 года в отношении:
акционерного общества «<данные изъяты>», имеющего юридический адрес: <адрес изъят>, ИНН <номер изъят>,
- которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО «<данные изъяты>» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановления мирового судьи судебного участка № 4 по Советскому судебному району г. Казани от 7 августа 2017 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «НПО «<данные изъяты>» по факту нарушения 1 января 2016 года условий предоставления бюджетных инвестиций, выразившиеся в том, что объект капитального строительства «<данные изъяты>» в АО «<данные изъяты>» в 2015 году в эксплуатацию не введен, прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, заместитель начальника инспекции Счетной палаты РФ подал жалобу в суд, в которой ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи от 7 августа 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении и направлении дела на новое рассмотрение.
Представитель Счетной палаты РФ в судебное заседание не явился, извещен.
На судебном заседании представители АО «НПО «<данные изъяты>» ков и дас просили суд в удовлетворении жалобы отказать.
Допрошенный в качестве специалиста Союза «<данные изъяты>» еоа пояснил суду, что санкции ЕС и США, введенные в связи с присоединением Республики Крым к Российской Федерации в отношении поставок продукции двойного назначения в адрес российских предприятий, является обстоятельством непреодолимой силы, стоящее в прямой причинной связи с невозможностью исполнения в полном объеме договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.
Судом были исследованы следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 30 июня 2017 года составленный в отношении АО «<данные изъяты>», где указано на нарушения юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления; договор об участии РФ в собственности субъекта инвестиций от 10 апреля 2015 года, заключенный между Росимуществом, Минпромторгом России и ОАО «НПО «<данные изъяты>» (заказчик), согласно которому РФ предоставляет заказчику бюджетные инвестиции на условиях, установленных настоящим договором, для чего заказчик передает, а РФ принимает и оплачивает 55148 штук акций заказчика по 1000 рублей за одну акцию; титульный список переходящей стройки на 2015 год, объекта капитального строительства «<данные изъяты>» на ОАО «<данные изъяты>»; график выполнения работ в 2015 году по объекту «<данные изъяты>» на ОАО «<данные изъяты>»; показатели эффективности использования предоставленных бюджетных инвестиций, показатели эффективности реализации Заказчиком (застройщиком) ФЦП «<данные изъяты>» на 2008-2015 годы; сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу за январь 2012 года – июнь 2017 года; заключение председателя Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан» <номер изъят> от 13 апреля 2017 года, согласно которого Союз Торгово-промышленная палата Республики Татарстан признает санкции Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, введенные в связи с присоединением Республики Крым к Российской Федерации в отношении поставок продукции двойного назначения в адрес российских предприятий, как обстоятельство непреодолимой силы, стоящее в прямой причинной связи с невозможностью исполнения в полном объеме договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций <номер изъят> от 30 августа 2012 года; <номер изъят> от 28 марта 2013 года; <номер изъят> от 28 октября 2014 года; <номер изъят> от 10 апреля 2015 года. В 2012 году, заключая договор в рамках федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы, стороны договора при должной степени осмотрительности, не имели возможности разумно предвидеть наступление, равно как и предотвратить последствия, вызванные запретительными правительственными актами ЕС и США, которые признаются обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор). Союз «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан» рассматривает санкции, введенные Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки в отношении поставок продукции двойного назначения в адрес российских предприятий, как обстоятельства непреодолимой силы (форс- мажор), стоящие в прямой причинной связи с неисполнением обязательств. Начало действий обстоятельств непреодолимой силы для сторон установлено: в отношении поставок товаров двойного назначения из США с 6 марта 2014 года; из стран Европейского Союза с 1 августа 2014 года. Срок окончания действий обстоятельств непреодолимой силы определен до даты отмены запретительных государственных актов ЕС и США, которые на день составления настоящего заключения не отменены. Принимая во внимание, что АО «<данные изъяты>» произвело закупку оборудования взамен оборудования, приобретение которого оказалось невозможным в связи с санкциями, запрещающими поставку товаров двойного назначения, срок действия обстоятельств непреодолимой силы установлен до даты закупки оборудования в режиме импортозамещения. Действия АО «<данные изъяты>» в сложившейся ситуации соответствуют положениям ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; план – график ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства по федеральным целевым программам на 2015 год; акт приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией от 12 октября 2016 года составленный АО «<данные изъяты>».
В судебном заседании исследованы: выписка из устава Союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»; устав АО «<данные изъяты>»; возражение представителя АО «<данные изъяты>» по делу о привлечении юридического лица к административной ответственности; справка показателей эффективности АО «<данные изъяты>»; задание на разработку проектной документации «Техническое перевооружение производственно-технологического комплекса по созданию оптико-электронной компонентной базы» на ОАО «<данные изъяты>»; приказ от 4 июля 2012 года об утверждении проектной документации ОАО «<данные изъяты>» с приложением основных технико-экономических показателей по проектной документации объекта «Техническое перевооружение производственно-технологического комплекса по созданию оптико-электронной компонентной базы» на ОАО «<данные изъяты>»; справка показателей эффективности АО «<данные изъяты>»; рабочая документация «Техническое перевооружение производственно-технологического комплекса по созданию оптико-электронной компонентной базы» на ОАО «<данные изъяты>»; протокол заседания рабочей группы по рассмотрению вопросов о внесении изменений в технологическую часть утвержденной (согласованной) проектной (проектно-сметной) документации, реализация которой планируется с привлечением средств федерального бюджета от 28 сентября 2017 года.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ - нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной бюджетной инвестиции.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
2) отсутствие состава административного правонарушения.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях АО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, так как юридическое лицо приняло все меры для выполнения условий предоставления бюджетных инвестиций. Им правильно сделан вывод о том, что вина АО «<данные изъяты>» в нарушении условий предоставления бюджетных инвестиций отсутствует.
Исходя из вышеуказанных доказательств, суд признает постановление мирового судьи законным и обоснованным, а доводы, изложенные в жалобе несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 4 по Советскому судебному району г. Казани, от 7 августа 2017 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ в отношении АО «<данные изъяты>» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника инспекции Счетной палаты РФ - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, подлежит обжалованию в Верховный Суд Республики Татарстан в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья: подпись Р.С. Кашапов