№ 12-188/2012
РЕШЕНИЕ
г. Новоалтайск 26 октября 2012 года
Судья Новоалтайского городского суда Алтайского края Трунова А.В.,
при секретаре Морозовой А.А.,
с участием представителя Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ФИО1,
представителя КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО3 на постановление государственного инспектора Алтайского края по охране природы межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ФИО от ДАТА, которым
директор КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
в отношении директора краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания (КГБСУСО) «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО3 ДАТА составлен протокол об административном правонарушении НОМЕР. В протоколе указано, что ДАТА государственным инспектором по охране природы ФИО был произведен осмотр земельного участка в районе полей фильтрации Бобровского психоневрологического интерната, расположенного в АДРЕС. На указанном участке работниками интерната проведена порубка деревьев следующих пород: сосны, в количестве <данные изъяты> штук, диаметр стволов <данные изъяты> мм; березы, в количестве <данные изъяты> штуки, диаметр стволов <данные изъяты> мм; осины, в количестве пятнадцать штук, диаметром <данные изъяты> мм. Распоряжение по вырубке деревьев выдано директором интерната ФИО3 Вырубка деревьев произведена на землях сельхозназначения АДРЕС на территории Бобровского заказника, имеющего режим особой охраны, где вырубка леса запрещается. ФИО3 были нарушены положения ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Закона Алтайского края от 18.12.1996 № 60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае», пп. 2 п. 22 Положения о заказнике «Бобровский» в Первомайском и Косихинском районе, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДАТАНОМЕР.
Постановлением государственного инспектора Алтайского края по охране природы межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ФИО от ДАТА директор КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе директор интерната ФИО3 просит постановление от ДАТА признать незаконным и отменить, дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения. Жалобу мотивирует следующим. В соответствии с постановлением администрации Первомайского района от ДАТАНОМЕР КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: АДРЕС в северо-восточном направлении, цель предоставления – для сельскохозяйственного использования, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Постановлением администрации Бобровского сельсовета Первомайского района от ДАТАНОМЕР разрешена вырубка деревьев в количестве <данные изъяты> штук, находящихся на территории указанного земельного участка. Указанное постановление не оспорено, незаконным не признано. Категория земель – «земля поселения», указанная в постановлении о назначении административного наказания от ДАТА, отсутствует в ст. 7 Земельного кодекса РФ. Спорный земельный участок находится в границах муниципального образования Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Спорный земельный участок не состоит на кадастровом учете как участок особо охраняемых природных территорий.
В судебном заседании представитель КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО2 просила жалобу удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ФИО1 просил оставить постановление без изменений, жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судья не находит оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Диспозиция указанной нормы распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от категории субъектов, в ведении которых они находятся.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 14.06.2007 N 165 "О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков") в ст. 8.39 КоАП РФ под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.
Как следует из материалов дела, на территории Первомайского и Косихинского района Алтайского края расположен государственный природный комплексный заказник краевого значения «Бобровский», режим и правила пользования которым установлены Положением о государственном природном заказнике краевого значения «Бобровский» в Первомайском и Косихинском районах, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от ДАТАНОМЕР.
Согласно п. 2 указанного Положения заказником в Первомайском и Косихинском районах является территория, включающая весь комплекс ландшафтов лесных, луговых, водно-болотных и других угодий, общей площадью <данные изъяты> тыс. га, в том числе: <данные изъяты> тыс. га – земли лесного фонда, <данные изъяты> тыс. га – земли сельскохозяйственного назначения; <данные изъяты> тыс. га – водно-болотных угодий.
Точные границы заказника определены в пункте 3 Положения, в пункте 4 указано, что территории населенных пунктов (АДРЕС) не входят в заказник.
Из протокола об административном правонарушении от ДАТА, акта осмотра объекта от ДАТА и приложенных к нему фототаблиц, схем расположения АДРЕС и полей фильтрации, схемы расположения Бобровского заказника следует, что в районе полей фильтрации Бобровского психоневрологического интерната, на земельном участке, расположенном в АДРЕС в северо-восточном направлении осуществлена порубка деревьев следующих пород: сосны, в количестве <данные изъяты> штук, диаметр стволов <данные изъяты> мм; березы, в количестве <данные изъяты> штуки, диаметр стволов <данные изъяты> мм; осины, в количестве пятнадцать штук, диаметром <данные изъяты> мм.
Директором КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО3 при составлении протокола, рассмотрении дела об административном правонарушении не оспаривалось место совершения порубки деревьев и факт порубки деревьев по его распоряжению.
В силу ст. 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" относит к особо охраняемым природным территориям государственные природные заказники (статья 2).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Аналогичные положения относительно статуса и режима особо охраняемых природных территорий, и в частности, государственных природных заказников, содержатся в Законе Алтайского края от 18.12.1996 N 60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае".
В соответствии с ч. 7 ст. 7 данного Закона Алтайского края особо охраняемые природные территории краевого значения могут образовываться на территориях одного и более районов. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона виды пользования, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, осуществляются в соответствии с утвержденными положениями об этих территориях, исходя из приоритетности охраняемых природных комплексов и объектов на этих территориях, и не должны противоречить целям образования особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 9 «Положения о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Бобровский» в Первомайском и Ксихинском районах» собственники, владельцы, пользователи земельных участков, находящихся в границах заказника, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим особой охраны заказника и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законодательством ответственность.
Лица, виновные в нарушении режима охраны заказника, привлекаются к административной, уголовной и иной установленной законодательством ответственности (п. 26 Положения).
Согласно пп. 2 п. 22 Положения на территории заказника запрещается рубка леса, за исключением случаев, указанных в пп. 8 п. 23 Положения, согласно которому рубка леса может быть разрешена согласно материалам лесоустройства, прошедшим государственную экологическую экспертизу, рекомендациям лесопатологического обследования, проведенного в строгом соответствии с Санитарными правилами в лесах РФ, а также для прокладки линейных объектов и других государственных нужд в установленном законодательством порядке.
Наличия обстоятельств, указанных в пп. 8 п. 23 Положения, судьей не установлено.
Согласно акту обследования территории земельного участка от ДАТА деревья (сосна – <данные изъяты> шт., береза – <данные изъяты> шт., осина – <данные изъяты> шт.) создавали преграду для проезда по данному участку, что послужило основанием для их рубки.
Судья считает установленным факт порубки деревьев сотрудниками КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» на территории земельного участка, расположенного в границах государственного природного комплексного заказника краевого значения «Бобровский», что является нарушением режима особой охраны заказника.
Доводы жалобы директора интерната ФИО3 судья находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из представленных схем, место вырубки деревьев расположено в пределах Бобровского заказника, в состав которого входят и земли сельскохозяйственного назначения.
Схемой генерального плана муниципального образования «Бобровский сельсовет Первомайского района», схемой генерального плана АДРЕС подтверждается, что принадлежащий диспансеру на праве пользования земельный участок, где произведена вырубка деревьев, располагается за пределами АДРЕС. Расположение спорного земельного участка согласуется со сведениями из кадастрового паспорта земельного участка.
Поскольку спорный земельный участок располагается за пределами АДРЕС и в пределах заказника «Бобровский», на данный земельный участок распространяет свое действие режим особой охраны заказника, установленный разделом 5 вышеназванного Положения о заказнике.
Представленное санитарно-эпидемиологическое заключение от ДАТА указывает на соответствие требованиям законодательства проектной документации по выбору земельного участка под проектирование и строительство полей фильтрации, но не дает разрешения на вырубку деревьев.
Выдача администрацией Бобровского сельсовета Первомайского района разрешения на порубку деревьев не подтверждает правомерность действий директора интерната, поскольку администрация муниципального образования в данном случае не обладает соответствующей компетенцией для выдачи такого разрешения. Обязанность соблюдать установленный режим охраны заказника возложена п. 9 Положения, в том числе и на собственников земельных участков.
Постановление администрации Бобровского сельсовета Первомайского района от ДАТАНОМЕР, на которое ссылается ФИО3, именуется «О вырубке деревьев на землях поселения». Данным постановлением разрешена Бобровскому психоневрологическому интернату вырубка деревьев в количестве <данные изъяты> штук на территории земельного участка по адресу: АДРЕС в северо-восточном направлении. При вынесении постановления глава сельсовета руководствовался Законом Алтайского края от 08.09.2003 N 41-ЗС "Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края".
Между тем, данным Законом регулируются правоотношения, возникающие между органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по вопросам охраны, создания и воспроизводства зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края.
В Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержатся следующие понятия: поселение – это городское или сельское поселение; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, закон "Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края" регулирует правоотношения по вопросам охраны зеленых насаждений именно в городских и сельских поселениях: городах, поселках, селах, деревнях и т.д.
Земельный кодекс РФ содержит понятие категории земель населенных пунктов, к которым относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 ЗК РФ).
Из представленных документов не следует, что спорный земельный участок, на котором произведена порубка деревьев, расположен в пределах сельского поселения АДРЕС или АДРЕС, территории которых не входят в заказник. В свидетельстве о регистрации права от ДАТА, в кадастровом паспорте земельного участка его месторасположением указано как «АДРЕС».
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что спорный земельный участок не располагается в границах населенных пунктов, и положения Закона Алтайского края "Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края" не применимы для разрешения вопроса о рубке деревьев на указанном участке.
Спорный земельный участок располагается на территории Первомайского района, в границах заказника «Бобровский», в связи с чем имеет режим особой охраны.
Ссылку жалобы на полномочия органов местного самоуправления, установленные ст. 11 Земельного кодекса РФ, суд признает необоснованной, поскольку, как было установлено выше, спорный земельный участок входит в состав земель особо охраняемых территорий. Указание в свидетельстве о государственной регистрации права на отнесение участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не опровергает того обстоятельства, что он находится на территории Бобровского заказника с особым режимом охраны.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не относит к полномочиям органов местного самоуправления разрешение вопросов по пользованию и распоряжению землями особо охраняемых природных объектов.
В главе 17 Земельного кодекса РФ также содержатся положения относительно ограниченного использования земель особо охраняемых территорий и объектов.
При указанных обстоятельствах в действиях директора КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО3, чьи полномочия как директора интерната подтверждены материалами дела, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Постановление государственного инспектора Алтайского края по охране природы межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ФИО от ДАТА является законным и обоснованным, оснований для его отмены судья не находит. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.8.39 КоАП РФ, в минимальных пределах санкции статьи для должностного лица.
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Алтайского края по охране природы межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ФИО от ДАТА в отношении директор КГБСУСО «Бобровский психоневрологический интернат» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, оставить без изменений, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья А.В. Трунова