Дело № 12-188/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Междуреченского городского суда Кемеровской области Антипова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске 31 октября 2018 года
дело по жалобе администрации Междуреченского городского округа на постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды № о привлечении юридического лица - Администрации Междуреченского городского округа к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Администрация Междуреченского городского округа – подвергнуто наказанию в виде наложения административного штрафа по ст. 8.1 КоАП РФ в размере 20 000 рублей.
В жалобе администрация Междуреченского городского округа просит отменить данное постановление как незаконное поскольку действия нарушителя не верно квалифицированы. Также за данное нарушение юридическое лицо уже было привлечено к административной ответственности и обстоятельств совершения нового правонарушения должностным лицом установлено не было.
В судебном заседании представитель правонарушителя администрации Междуреченского городского округа Греб Т.Ф., действующая на основании доверенности от 09.01.2018г., доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Росприроднадзора – ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В связи с отсутствием обязанности должностного лица, уполномоченного на рассмотрение дела об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении жалобы, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ рассмотрение жалобы проводится в отсутствии указанного лица.
Судья, заслушав представителя правонарушителя, исследовав материалы дела, материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В связи с чем, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. старшего государственного инспектора <адрес> охраны окружающей среды П.С.В.., следует, что Администрация Междуреченского городского округа, осуществляя деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в нарушение ч.ч. 2, 3 ст. 14, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 712 не соблюдает экологические требования при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, расположенных на площадке по адресу: <адрес>, г. <адрес><адрес> и осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии:
- нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;
- паспортов на отходы I-IV классов опасности, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности, составленные в соответствии с порядком проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности, определенных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате хозяйственной деятельности Администрации Междуреченского городского округа образуются отходы:
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные утратившие потребительские свойства, 1 класса опасности, код по федеральному классификационному каталогу отходов ФККО №
- твердые коммунальные отходы, IV класс опасности, код по ФККО № а именно: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключения крупногабаритный), код по ФККО №
- смёт с территории предприятия, малоопасный, IV класс опасности, код по ФККО №;
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, V класс опасности, код по ФККО №
Администрацией Междуреченского городского округа не составлены паспорта на отходы I-IV классов опасности, образующихся в процессе их хозяйственной деятельности, а именно на: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные утратившие потребительские свойства, 1 класса опасности; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключения крупногабаритный) IV класса опасности; смёт с территории предприятия, IV класс опасности.
Администрация Междуреченского городского округа в период с ДД.ММ.ГГГГ., осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Указанные действия Администрации Междуреченского городского округа квалифицированы административным органом по ст. 8.1 КоАП РФ.
В доказательство виновности администрации Междуреченского городского округа представлены следующие материалы делу: уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении, определение № от ДД.ММ.ГГГГ об истребовании дополнительных материалов, обжалуемое постановление №ДД.ММ.ГГГГ статистические наблюдения, акт № от ДД.ММ.ГГГГ., акт № от ДД.ММ.ГГГГ., акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, устав муниципального образования «Междуреченский городской округ»,
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объектом посягательства являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов.
Из постановления должностного лица и материалов дела следует, что администрации вменяется в вину несоблюдение экологических требований в ходе осуществления хозяйственной деятельности учреждения, расположенного на площадке по адресу: г. <адрес> в отсутствие нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, отсутствии паспортов на отходы 1-4 классов опасности.
Согласно материалов дела, данное нарушение выявлено в ходе проведенной проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано в акте №
Вместе с этим, за данное нарушение старшим государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среду был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и юридическое лицо Администрация Междуреченского городского округа постановлением за № от ДД.ММ.ГГГГ было привлечено к администативной ответствнности по ст. 8.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Вместе с этим, администрации была выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором дано указание устранить выявленные нарушения закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе получить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, оформить паспорта на отходы 1-4 класса опасности.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Междуреченского городского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 19.5 КоАП РФ было назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей за невыполнение в срок данного предписания в рассматриваемой части. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с этим, в рассматриваемом протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ. об административном правонарушении должностным лицом повторное привлечение администрации к ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ мотивировано тем, что администрация продолжает противоправное поведение несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его в части оформления паспортов на отходы 1-4 класса опасности.
Как разъясняется в абзаце третьем пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Из представленных материалов дела следует, что допущенные администрацией нарушения, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ по обстоятельствам нарушения экологических требований при эксплуатации сооружений и иных объектов, носящее длящийся характер, выявлено по результатам проверки хозяйственной деятельности учреждения, что отражено в акте от ДД.ММ.ГГГГ. По данным нарушениям составлен протокол об административном правонарушении, лицо привлечено к ответственности.
Следовательно, по отношению к новому периоду хозяйственной деятельности юридического лица длящимся данное нарушение являться не может, обстоятельства эксплуатации сооружений и иных объектов, расположенных на площадке по адресу: <адрес>, г. <адрес><адрес> выявленные в ходе проверки и отраженные в акте от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" могут быть рассмотрены в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), но в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, акт составлен не был.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
При этом, сведения, содержащиеся в представленных в ходе проверки выполнения предписания документах федерального статистического наблюдения по форме 2-тп (отходы) за 2017год и копиях актов выполненных работ с <данные изъяты> за 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ относительно образовавшихся отходов за новый период деятельности администрации Междуреченского городского округа и протоколе №№ от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении не отражены, не указаны. Доказательств, подтверждающих образование отходов с ДД.ММ.ГГГГ в виде ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства 1 класса опасности; материалы дела не содержат.
Также, при вышеуказанных обстоятельствах процессуальные документы не содержат и в постановлении о привлечении юридического лица к административной ответственности должностным лицом не указана дата выявления (окончания) правонарушения (по новому периоду с ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 16 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10 разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении всех обстоятельств, установленных при производстве по делу об административном правонарушении является нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Фактически вмененное и указанное в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ бездействие ответственных лиц администрации Междуреченского городского района относительно отсутствия нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов их размещения, паспортов на отходы 1-4 классов опасности в срок окончания требований по выполнению выданного предписания, квалифицировано по ст. 19.5 КоАП РФ, виновное лицо привлечено к ответственности за данное нарушение.
В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ административный орган в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан выяснить, в частности, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу о несоблюдении административным органом указанной нормы.
Таким образом, поскольку допущено существенное нарушение процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на день рассмотрения дела не истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, дело об административном правонарушении подлежит на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды П.С.В. о привлечении Администрации Междуреченского городского округа к административной ответственности, за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении Администрации Междуреченского городского округа возвратить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд.
Судья: подпись И.М. Антипова
Копия верна
Судья: ФИО1