ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-188/19 от 04.06.2019 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 12-188/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Киреева Е.В.,

при секретаре Ульяновой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на постановление мирового судьи судебного участка №8 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 29.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2»,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 29.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» производство по делу об административном правонарушении № 5-329/2019 в отношении Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект № 2» по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка №8 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 29.03.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что постановление мирового судьи судебного участка №8 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 29.03.2019 вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В ходе внеплановой выездной проверки по адресу: <адрес> в отношении ТСН 17.10.2018 было выявлено: в подъезде № 9-ти этажного многоквартирного дома <адрес> расположено 2 пассажирских лифта, один из которых находится в нерабочем состоянии. Входные двери в лифт имеются на первом этаже, со 2 по 9 этаж входные двери отсутствуют (закрыты стеновым материалом, имеют окрасочный слой лестничный клеток подъезда). В соответствии с Приложением №1 к договору на техническое обслуживание лифтов от 01.06.2017, заключенного с ООО «СП «ЛИФТКОМПЛЕКС» (Ведомость объектов цен на техническое обслуживание лифтов с 01.06.2018) в многоквартирном доме количество лифтов-16, в подъезде № лифт. per. №6438. установленный в подъезде №, выведен из эксплуатации по причине возгорания кабины лифта 18.06.2018. В ходе проверки документов, подтверждающих принятие исчерпывающих мер ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» по обеспечению ремонта лифта в подъезде № не представлено. В ходе проверки представлена копия письма ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области №003/16 от 04.01.2016, согласно которому «причиной нерабочего состояния лифта является поджог, который совершен 18 июня 2016 года. В результате поджога лифт уничтожен, его дальнейшая эксплуатация невозможна. Лифтовое оборудование подлежит полной замене. В ходе проверки документов, свидетельствовавших о необходимости проведения капитального ремонта лифта в подъезде № и отсутствии возможности устранения неисправностей путём проведения текущего ремонта не представлено. Также не представлены документы, подтверждающие доведение до собственников помещений в указанном доме необходимость проведения капитального ремонта лифта в подъезде №(протокол общего собрания и смета расходов на проведение капитального ремонта). Чем нарушены нормы законодательства: ч. 4, 4.2, 5 ст. ст. 20, 36 ЖК РФ; абз. 1,7, п. 3.2.1, п. 5.10.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170. Из материалов дела видно, что ТСН зарегистрировано как юридическое лицо 16.05.2017. 01.06.2017 ТСН приняло общее имущество многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> для управления и обслуживания согласно акту передачи. Согласно Приложению №5 к договору №03-ТО на техническое обслуживание лифтов от 01.06.2017 ТСН знало о непригодности лифта рег. №6438. В соответствии с п. 2.4 Порядка 94-П, обращения о внесении изменений в региональную программу направляются в органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 июня, в том числе, лицом, осуществляющим управлением многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по их содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом, до настоящего времени документы о внесении изменений в региональную программу ТСН представлены не были.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» ФИО2 в судебном заседании с жалобой не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобу, которые приобщены к материалам дела об административном правонарушении.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из смысла выше названной статьи КоАП РФ следует, что ответственность юридического лица наступает в случае виновного неисполнения законного предписания должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.

Законность предписания означает, что оно выдается в установленном законом порядке, на основании нарушения тех или иных правовых норм или правил, которые и следует исправить в ходе исполнения предписания.

Предписание следует полагать законным, если оно вынесено в отношении юридического лица, обязанного совершить возложенные на него законом действия, либо воздержаться от их совершения в случаях, также предусмотренных законом.

Материалами дела установлено, что 17.10.2018 г. ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» было выдано предписание № Х-121 года на устранение в срок до 17.01.2019 г. выявленных нарушений, принять исчерпывающие меры по устранению нарушений. В предписании указано, что в подъезде № 9-ти этажного дома <адрес> расположено 2 пассажирских лифта, один из которых находится в нерабочем состоянии. Входные двери в лифт имеются на 1 этаже, со 2-го по 9-й этаж входные двери в лифт отсутвуют (закрыты стеновым материалом, имеют окрасочный слой лестничных клеток подъезда). В соответствии с Приложением №1к договору на техническое обслуживание лифтов от 01.06.2017, заключенного с ООО «СП «ЛИФТКОМПЛЕС» (Ведомость объектов цен на техническое обслуживание лифтов с 01.06.2018) в многоквартирном доме количество лифтов-16, в подъезде № лифт. per. №6438, установленный в подъезде №, выведен из эксплуатации по причине возгорания кабины лифта 18.06.2018. В ходе проверки документов, подтверждающих принятие исчерпывающих мер ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» по обеспечению ремонта лифта в подъезде № не представлено. В ходе проверки представлена копия письма ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области №003/16 от 04.01.2016, согласно которому «причиной нерабочего состояния лифта является поджог, который совершен 18 июня 2016 года. В результате поджога лифт уничтожен, его дальнейшая эксплуатация невозможна. Лифтовое оборудование подлежит полной замене. В ходе проверки документов, свидетельствовавших о необходимости проведения капитального ремонта лифта в подъезде № и отсутствии возможности устранения неисправностей путём проведения текущего ремонта не представлено. Также не представлены документы, подтверждающие доведение до собственников помещений в указанном доме необходимость проведения капитального ремонта лифта в подъезде № (протокол общего собрания) и смета расходов на проведение капитального ремонта.

Согласно акту проверки от 24 января 2019 г. ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» не выполнено предписание в установленный срок.

Согласно протоколу об административном правонарушении Х-1 от 25.01.2019 года ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор об устранении нарушений жилищного законодательства.

В вышеуказанном протоколе об административном правонарушении ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» вменяется, что в подъезде № 9-ти этажного многоквартирного дома <адрес> расположено 2 пассажирских лифта, один из которых находится в нерабочем состоянии. Входные двери в лифтимеются на 1 этаже, со 2-го по 9-й этаж входные двери в лифт отсутсвуют (закрыты стеновым материалом, имеют окрасочный слойлестничных клеток подъезда. Документов, подтверждающих принятие исчерпывающих мер ТСН "ТСЖ" Ульяновский проспект №2" по обеспечению ремонта лифта в подъезде № не представлено. Установлено, что предписание не выполнено, меры по устранению нарушений не приняты (указаны в акте проверки от 14.01.2019 №Х-1), чем нарушаются следующие нормы законодательства: ч.4, 4.2,5 cm 20, ст.36 Жилищного Кодекса Российской Федерации: Абзацы 1,7 п.3.2.1., п.5.10.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"утв. Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003г.

Доводы жалобы о бездействии ТСН в решении данного вопроса, нежелание принимать меры по устранению выявленного нарушения, являются несостоятельными и не подтверждены материалами дела.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 34, 21 августа 2006 г., "Российской газете" от 22 августа 2006 г.

Порядок принятия решения о проведении капитального ремонта жилого дома установлен п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, согласно которым капитальный ремонт проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право осуществлять правовое регулирование отношений по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме законодатель относит принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Эта норма конкретизирует общее положение статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

С учетом этого в пунктах 18 и 21 Правил Правительство Российской Федерации в соответствии Жилищным кодексом Российской Федерации правомерно установило требования о том, что текущий ремонт и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводятся по решению общего собрания собственников помещений.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 161, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

Одним из элементов законности предписания является его исполнимость. В связи с чем, предписание должно содержать только законные требования, которые в свою очередь должны быть реально исполнимы в установленный контролирующим органом срок. При этом предписание должно содержать подробное описание выявленных нарушений и мероприятий по их устранению.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственностью только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что в действиях (бездействии) ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» отсутствует вина в невыполнении предписания об устранении нарушений лицензионных требований, и соответственно отсутствует и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, оснований для отмены постановления мирового судьи от 29.03.2019 по результатам рассмотрения жалобы не имеется.

Наличие же принятого решения Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2019 по заявлению ТСН «Товарищество собственников жилья» о признании незаконным предписания № Х-121 от 17.10.2018 и постановления по делу об административном правонарушении № 422/18-жн от 13.12.2018 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, которым в удовлетворении заявленных требований отказано, не может служить основанием для отмены постановления мирового судьи. В настоящее время данное решение не вступило в законную силу. Кроме того, прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что ТСН «Товарищество собственников жилья» в рамках исполнения данного предписания принимало меры к его исполнению, а именно предлагало собственникам помещений поставить вопрос по проведении капитального ремонта лифта, путем проведения общего собрания собственников. Однако, данного решения о капитальном ремонте лифта либо его текущим ремонте, о переносе периода проведения капитального ремонта лифта указанного многоквартирного жилого дома на более поздний срок общим собранием собственником не предпринималось.

Исходя из буквального содержания протокола об административном правонарушении, ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект «2» не представило документов, подтверждающих принятие исчерпывающих мер по обеспечению ремонта лифта в подъезде №, что в данном случае не соответствует действительности согласно имеющимся в материалах дела доказательствам. Данным предписанием ТСН не обязывается провести работы по капитальному ремонту, а лишь принять меры по обеспечению его ремонта.

12.12.2018 общее собрание собственников помещений не состоялось по причине отсутствия кворума, что подтверждается протоколом от 12.12.2018 внеочередного общего собрания. 17.01.2019 на информационных стендах, расположенных в подъездах многоквартирного дома размещены объявления о необходимости замены проведения капитального ремонта лифта и лифтового оборудования, уничтоженного в результате пожара. О принятых во исполнение предписания мерах, ТСН проинформировало Министерство, предоставив соответствующие документы.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что следует также из решения Арбитражного суда Ульяновской области, что ТСН исполнило предписание, что подтвердил представитель заявителя жалобы в Арбитражном суде Ульяновской области.

Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора не является основанием для пересмотра судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Заволжского судебного района города Ульяновска от 29 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» оставить без изменения, а жалобу представителя Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

Судья Е.В. Киреева