Мировой судья Гамаюнов М.К. Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес>
<адрес> 8 февраля 2016 года
Судья Калужского районного суда <адрес>ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, проживающего по адресу <адрес>, на постановление мирового судьи судебного участка № Калужского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Калужского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2, директор ООО «Центрсвязьтелеком», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Калужский районный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. В обоснование несогласия с оспариваемым постановлением указывает, что требования лицензии он не мог исполнить по независящим от него обстоятельствам.
В судебное заседание ФИО1, извещавшийся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, конверт возвращен в суд по истечении срока хранения, не явился.
ФИО3 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> ФИО4 в судебном заседании возражал против доводов жалобы.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, нахожу ее подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Административным правонарушением в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях признается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как следует из материалов дела, Общество является оператором связи, оказывающим услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - лицензия №).
Директором ООО «Центрсвязьтелеком» в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц является ФИО1
Согласно пункту 1 статьи 29 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №126-ФЗ «О связи» деятельность по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицензирование деятельности осуществляется ФИО3 органом исполнительной власти в области связи, который в соответствии с перечнями лицензионных условий устанавливает лицензионные условия (подпункт 1 пункта 2
статьи 29 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №126-ФЗ «О связи»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих
лицензируемый вид деятельности). Под лицензионными требованиями понимается
совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения
целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона о лицензировании).
Пунктом 10 лицензионных требований (приложения к упомянутой лицензии) установлено, что «лицензиат обязан реализовывать устанавливаемые ФИО3 органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий».
На основании информации, полученной от ФИО3 ФСБ по <адрес>ФИО3 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес>№-нд от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение внеплановой документарной проверки ООО "Центрсвязьтелеком" с целью проверки соблюдения лицензионных условий и обязательных требований (в части обеспечения реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий).
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-4028020822-2/0002 с приложениями, которым установлено нарушение пункта 10 лицензионных требований лицензии 110363.
В приложении № к акту проверки отражено, что с целью реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий оператором связи согласованы с УФСБ РФ по <адрес>:
план работ по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сети документальной электросвязи ООО "Центрсвязьтелеком" от ДД.ММ.ГГГГ ("Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации", "Телематические услуги связи"); план работ по обеспечению оперативно-разыскных мероприятий на сети связи оператора связи ООО "Центрсвязьтелеком" при предоставлении услуг связи и услуг телематической связи на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ("Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации", "Телематические услуги связи"). Ввод в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность, не осуществлен. Акт ввода в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность, в ФИО3 Роскомнадзора по <адрес> не представлялся. Оператором связи даны пояснения о том, что "Сроки выполнения плана СОРМ, согласованного ФСБ России по <адрес>, в части приобретения оборудования истекли.
Оборудование не приобретено в связи с отсутствием у производителей сертификата соответствия на данное оборудование". Документы в поддержку указанного утверждения не представлены. Оператор связи сообщил о намерении воспользоваться услугой "АутСОРМинга", предоставляемой ПАО "МегаФон". Таким образом, устанавливаемые ФИО3 органом исполнительной власти в
области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий не реализованы.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – директора ООО «Центрсвязьтелеком» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № по факту совершения правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что ФИО1, являясь директором ООО «Центрсвязьтелеком», не реализовал устанавливаемые ФИО3 органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, и допустил нарушение требований п.10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией 110363.
Как установлено частью 1 статьи 46 ФИО3 закона "О связи" оператор
связи обязан:
оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи;
руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами ФИО3 органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования, а также требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего ФИО3 закона. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем ФИО3 своих сетей связи
и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи.
Частью 2 статьи 64 ФИО3 закона "О связи" установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных ФИО3 органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных ФИО3 законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В пункте 9 параграфа XVI "Перечня лицензионных условий осуществления
деятельности в области оказания телематических услуг связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в качестве лицензионного условия значится условие - "Обеспечение реализации требований к
сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий".
В силу пункта 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила), сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с ФИО3 службой безопасности Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлено, что руководителем органа ФИО3 службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется уполномоченное подразделение органа ФИО3 службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае применения оператором связи средств связи, для которых не установлены требования, указанные в пункте 4 настоящих Правил, оператор связи на основании обращения органа ФИО3 службы безопасности предоставляет ему технологические помещения, соответствующие требованиям, установленным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с ФИО3 службой безопасности Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств в сети
связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом ФИО3 службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган ФИО3 службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в ФИО3 службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган
ФИО3 службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
В соответствии с пунктом 9 Правил, при вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе
из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом ФИО3 службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана.
Из материалов настоящего дела установлено, что вышеперечисленные обязанности и лицензионные требования не исполнены.
Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ порядок создания и внедрения СОРМ фактически предусматривает два этапа: 1 этап - разработка плана мероприятий по внедрению технических средств СОРМ (план по внедрению СОРМ); 2 этап - ввод технических средств СОРМ в эксплуатацию.
Разработке плана по внедрению СОРМ в соответствии с пунктом 5 Правил предшествует обращение оператора связи в орган ФСБ в 60-тидневный срок с даты получения им лицензии для определения уполномоченного структурного подразделения органа ФСБ, осуществляющего взаимодействие с данным оператором связи.
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств и на основании акта, подписанного в установленном порядке ФИО3 органа ФСБ, ФИО3 службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи (пункты 7, 10 Правил).
Материалы дела не содержат сведений о том, что директор ООО «Центрсвязьтелеком» ФИО1 обращался в УФСБ для продления сроков выполнения плановых мероприятий, изменения плана мероприятий.
Мероприятия по внедрению СОРМ на сети связи, предусмотренные Планом, не выполнены в установленный срок, что отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № № и протоколе об административном правонарушении. Установленные в ходе проверки обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях директора ООО "Центрсвязьтелеком" ФИО1 события административного правонарушения.
Таким образом, директором ООО "Центрсвязьтелеком" ФИО1 не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм в установленный Планом срок, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены допустимыми доказательствами: протоколом об административном правонарушении, лицензией, актом проверки и ФИО1 не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с ФИО3 службой безопасности Российской Федерации.
Данный мероприятия имеют особую значимость, поскольку согласно статьи 1 ФИО3 закона "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскные мероприятия производятся в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Таким образом, приступая к осуществлению услуг связи, директор общества обязан предпринять меры к исполнению вышеназванных лицензионных требований.
На основании вышеизложенного отсутствие сертифицированного оборудования не освобождает ООО "Центрсвязьтелеком" и его директора от обязанности по вводу технических средств СОРМ в эксплуатацию в установленном порядке.
Наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в минимальном размере, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № Калужского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в соответствии со ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья ФИО5