ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-188/2021 от 27.01.2021 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-188/2021

Р Е Ш Е Н И Е

город Волгоград 27 января 2021 года

Судья Центрального районного суда города Волгограда Олейников А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от 25 ноября 2020 года №10-61КН/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (ООО «Концессии теплоснабжения»),

с участием защитника ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1, главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2

установил:

постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от 25 ноября 2020 года №10-61КН/2020 ООО «Концессии теплоснабжения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 210 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. Мотивирует тем, что в основу оспариваемого постановления положены обстоятельства, связанные с эксплуатацией ООО «Концессии теплоснабжения» трубопровода тепловой сети от тепловой камеры УТ-2 магистрального трубопровода тепловой сети от котельной «Кача» к ИТП жилых домов №№15г, 15д по бульвару 30-летия Победы Дзержинского района Волгограда, диаметром 150 мм и температурой свыше 115оС. Однако, в соответствии с п. 4.4. Концессионного соглашения от 22 сентября 2016 года ООО «Концессии теплоснабжения» осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание бесхозяйных тепловых сетей или бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения со дня получения от органа местного самоуправления передаточных актов указанных объектов до признания на такие объекты права муниципальной собственности. Указанная тепловая сеть включена в реестр муниципального имущества Волгограда и в состав муниципальной имущественной казны Волгограда на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда от 9 апреля 2020 года по делу № 2-1709/2020. Право муниципальной собственности Волгограда на объект зарегистрировано 26 июня 2020 года. В силу действующих норм после признания и регистрации права муниципальной собственности Волгограда на бесхозяйную тепловую сеть, расположенную по адресу: Волгоград, к жилым домам №№ 15г, 15д по бульвару 30-летия Победы, ООО «Концессии теплоснабжения» не имеет правовых оснований для её эксплуатации и технического обслуживания. После принятия в муниципальную собственность Волгограда указанная сеть ООО «Концессии теплоснабжения» на обслуживание и эксплуатацию не передавалась.

Защитник ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1 в судебном заседании настаивал на отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, по доводам, изложенным в жалобе.

Главный государственный инспектор межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 в судебном заседании по доводам жалобы возражал. Пояснил, что при принятии решения о привлечении юридического лица к административной ответственности он руководствовался представленными в деле актом приема-передачи бесхозяйных объектов недвижимого имущества, относящихся к теплосетевому хозяйству, на содержание и обслуживание теплосетевой организации от 18 марта 2019 года, актом разграничения балансовой принадлежности, подтверждающими владение ООО «Концессии теплоснабжения» спорной тепловой сетью.

Выслушав участвующих лиц, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Из представленных административным органом суду материалов следует, что при рассмотрении обращения ООО «Управляющая компания «7 Ветров» об аварийном состоянии трубопровода тепловой сети, поступившего в Нижне-Волжское управления Ростехнадзора 28 октября 2020 года, должностным лицом управления 20 ноября 2020 года выявлены нарушения обязательных норм и правил, допущенные ООО «Концессии теплоснабжения» при эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов («Участки трубопровода тепловой сети Дзержинского района». рег. №А39-04918-0014, класс опасности III):

Не обеспечивается безопасная эксплуатация трубопроводов тепловой сети, а именно: ООО «Концессии теплоснабжения» не проверена готовность к пуску в работу и организация надзора за эксплуатацией трубопровода тепловой сети от тепловой камеры УТ-2 магистрального трубопровода тепловой сети от котельной «Кача» к ИТП жилых домов №№ 15г, 15д, по бульвару 30-летия Победы Дзержинского района Волгограда диаметром 150 мм и температурой свыше 115°С, после передачи оборудования, работающего под избыточным давлением ООО «Концессии теплоснабжения» (акт приема-передачи от 18 марта 2019 года) (акт готовности отсутствует);

Трубопровод тепловой сети от тепловой камеры УТ-2 магистрального трубопровода тепловой сети от котельной «Кача» к ИТП жилых домов №№ 15г, 15д, по бульвару 30-летия Победы Дзержинского района Волгограда диаметром 150 мм и температурой свыше 115°С не поставлен ООО Концессии теплоснабжения» на учет как оборудование, работающее под избыточным давлением в органах Ростехнадзора;

В связи с эксплуатацией трубопровода тепловой сети от тепловой камеры УТ-2 магистрального трубопровода тепловой сети от котельной «Кача» к ИТП жилых домов №№ 5г, 15д, по бульвару 30-летия Победы Дзержинского района г. Волгограда диаметром 50 мм и температурой свыше 115°С, ООО Концессии теплоснабжения» не внесены изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект «Участки трубопровода тепловой сети Дзержинского района», peг. № А39-04918-0014.

В связи с выявленными нарушениями положений ст.ст. 2, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 204, 206-208, пп. м) п. 215, п. 217 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года №116, 20 ноября 2020 года главным государственным инспектором межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 в отношении ООО «Концессии теплоснабжения» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, а 25 ноября 2020 года вынесено оспариваемое постановление №10-61КН/2020.

На основании ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Исходя из п.1 ст. 2 Федерального закона от 21июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

По смыслу абз. 2 п.1 ст. 9 названного Федерального закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

На дату составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела действовали Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года №116, по смыслу которых решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, указанного в пункте 3 настоящих ФНП, должно приниматься руководителем эксплуатирующей организации на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией (п. 204).

Состав комиссии по проверке готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, перечень вопросов, которые подлежат контролю предусмотрены п.п. 206 – 208 Федеральных норм и правил. При этом организация работы комиссии возлагается на эксплуатирующую организацию.

Исходя из пп. м) п. 215 Федеральных норм и правил не подлежит учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности следующее оборудование под давлением: трубопроводы пара и горячей воды внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и избыточное давление 1,6 МПа.

ОПО, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 217 Федеральных норм и правил).

В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Исходя из фактически сформулированного административным органом обвинения, юридическому лицу вменено в вину незаконное бездействие при эксплуатации в ноябре 2020 года трубопровод тепловой сети от тепловой камеры УТ-2 магистрального трубопровода тепловой сети от котельной «Кача» к ИТП жилых домов №№ 5г, 15д, по бульвару 30-летия Победы Дзержинского района г. Волгограда.

В оспариваемом постановлении в качестве доказательств этому содержатся ссылки на акт разграничения балансовой принадлежности (собственности) тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между ООО «Концессии теплоснабжения», ООО УК «7 Ветров», ООО «Эксплуатационная служба» 2019 года, а также акт приема-передачи бесхозяйных объектов недвижимости, относящихся к теплосетевому хозяйству, на содержание и обслуживание теплосетевой организации от 18 марта 2019 года, между департаментом муниципального имущества администрации Волгограда и ООО «Концессии теплоснабжения», в соответствии с которыми последнее осуществляет эксплуатацию бесхозяйного трубопровода тепловой сети (2Ду=150 мм, температурой свыше 115°С, протяженностью 84,2 м в 2-х трубном измерении, 2013 года ввода в эксплуатацию, кадастровый №...), по адресу: ...

Таким образом, с учетом положений ч.6 ст. 15 Федерального закона 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», ч.5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также п. 4.4 Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград» от 22 сентября 2016 года, в основу вывода о виновности ООО «Концессии теплоснабжения» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ должностным лицом Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в постановлении от 25 ноября 2020 года положено то обстоятельство, что на момент проведения проверки 20 ноября 2020 года организацией, эксплуатирующий опасный производственный объект - трубопровод тепловой сети от тепловой камеры УТ-2 магистрального трубопровода тепловой сети от котельной «Кача» к ИТП жилых домов №№ 5г, 15д, по бульвару 30-летия Победы Дзержинского района г. Волгограда диаметром 50 мм и температурой свыше 115°С, является ООО Концессии теплоснабжения».

Вместе с тем, данный вывод представляется преждевременным ввиду следующего.

Как установлено ч.6 ст. 15 Федерального закона 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

По правилам ч.5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Пунктом 4.4 указанного выше Концессионного соглашения также установлены основания для осуществления ООО «Концессии теплоснабжения» эксплуатации и технического обслуживания бесхозяйных тепловых сетей на территории Волгограда.

Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось наличие у ООО «Концессии теплоснабжения» соответствующих обязанностей в отношении бесхозяйной тепловой сети от тепловой камеры УТ-2 магистрального трубопровода тепловой сети от котельной «Кача» к ИТП жилых домов №№ 5г, 15д, по бульвару 30-летия Победы Дзержинского района г. Волгограда диаметром 50 мм и температурой свыше 115°С.

Вместе с тем в ходе производства по делу сторона защиты последовательно ссылалась на то, что решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 9 апреля 2020 года по делу № 2-1709/2020 признано право муниципальной собственности на указанную тепловую сеть, после чего он включена в реестр муниципального имущества Волгограда и в состав муниципальной имущественной казны Волгограда.

Данное обстоятельство подтверждается представленной в деле выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой 26 июня 2020 года внесена запись о собственности городского округа город-герой Волгоград в отношении сооружения коммунального хозяйства - тепловой сети к жилым домом №№ 15г, 15д по бульвару 30-летия Победы.

Таким образом, с даты государственной регистрации права муниципальной собственности на тепловую сеть у ООО «Концессии теплоснабжения» не имеется оснований, предусмотренных ч.6 ст. 15 Федерального закона 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», ч.5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 4.4 Концессионного соглашения, для эксплуатации объекта.

Указанные доводы и обстоятельства, на которые ссылался заявитель, при рассмотрении дела должностным лицом должной оценки не получили.

В соответствии с письмом департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 25 декабря 2020 года №2725-ок, в целях решения вопроса о передаче указанного муниципального имущества на обслуживание эксплуатирующей организации Департамент письмом от 19 ноября 2020 года №23837-ок направил в адрес ООО «Концессии теплоснабжения» актуальный перечень объектов теплосетевого хозяйства, подлежащих передаче Обществу в рамках действующего концессионного соглашения. Ответ в адрес Департамента не поступил.

Для признания ООО «Концессии теплоснабжения» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения по состоянию на ноябрь 2020 года необходимо было достоверно установить, что названное юридическое лицо ответственно за эксплуатацию тепловой сети.

Однако данное обстоятельство, имеющее определяющее значения для дела, должностным лицом Нижне-Волжского управления Ростехнадзора не выяснено, в представленных доказательствах по делу сведений об этом не имеется, доводы заявителя не опровергнуты.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление основано на противоречивых доказательствах, имеющиеся противоречия устранены не были, то есть при рассмотрении данного дела не соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление от 25 ноября 2020 года №10-61КН/2020, вынесенное в отношении ООО «Концессии теплоснабжения» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, поскольку в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, по данному делу не истек.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2 от 25 ноября 2020 года №10-61КН/2020, которым ООО «Концессии теплоснабжения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Олейников