ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1894/2021 от 12.10.2021 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 12-1894/2021

РЕШЕНИЕ

город Калуга 12 октября 2021 года

Судья Калужского районного суда Калужской области Тарбинская С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы администрации сельского поселения «Село Хотьково» Вавиловой Ольги Алексеевны на постановление № КЛ-ЮЛ-ЗН-0311-188/21 заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 28 июля 2021 года и решение заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от 12 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации сельского поселения «Село Хотьково»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № КЛ-ЮЛ-ЗН-0311-188/21 заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 28 июля 2021 года администрация сельского поселения «Село Хотьково» привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа 400 000 руб.

Решением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от 12 августа 2021 года постановление изменено путем снижения назначенного административного штрафа до 200 000 руб.

В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, Глава администрации сельского поселения «Село Хотьково» Вавилова О.А. выражает несогласие с постановлением и решением, просит ихэ отменить, производство по делу прекратить.

Глава администрации сельского поселения «Село Хотьково» Вавилова О.А. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Представитель Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям по доверенности Мохова С.А. в судебном заедании возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующему выводу.

Административная ответственность по ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Из материалов дела следует, что муниципальное образование сельское поселение «Село Хотьково» является собственником земельного участка категории земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером площадью 3813816 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, Думиничский район, КДП «Хотьковское».

18 июня 2021 года в 16 час. 00 мин. в ходе проведения внеплановой выездной проверки, в отношении администрация сельского поселения «Село Хотьково» на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения по вышеуказанному адресу выявлено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по охране и защите земель, выразившееся в непринятии администрацией сельского поселения «Село Хотьково» мер по защите сельскохозяйственных угодий от химического загрязнения почвы металлами, загрязнения отходами производства и потребления, рекультивации нарушенных земель, деградации, заболачивания почвы на площади 2150 квадратных метров (0,21 га) зарастания сорными растениями и деревьями на площади 3811666 квадратных метров (381,17 га).

В результате визуального осмотра земельного участка установлено, в южной части контура № 10 земельного участка на площади 2150 квадратных метров (0,21 га) расположено искусственное углубление, в котором складируется навозная жижа КРС смешанного с талыми водами. Остальные контуры земельного участка зарастают сорной растительностью (пырей ползучий, вейник наземный, крапива двудомная) высотой до 40 см и деревьями (сосна, береза, ива) высотой до 10 м. Установить глубину искусственного углубления не представляется возможным. Искусственное углубление представлено болотным водным комплексом. По берегу искусственного углубления на площади 9 квадратных метра складируются отходы производства и потребления (доски, полиэтиленовая тара, пластиковые изделия, рубероид).

В рамках проводимой проверки на контуре № 10 земельного участка, производился отбор проб почвы для проведения химико-токсикологического исследования. Согласно протоколов испытаний от 16 июня 2021 года № 21.9731 ТВ выявлено превышение содержания меди (подвижная форма) на 2,96 мг/кг, меди (валовое содержание) на 2 мг/кг; № 21.9730 ТВ превышение содержания меди (подвижная форма) на 32,14 мг/кг, меди (валовое содержание) на 696 мг/кг. цинка (подвижная форма) на 60,98 мг/кг; № 21.9729 ТВ превышение содержания меди (подвижная форма) на 0.59 мг/кг; № 21.9728 ТВ превышение содержания меди (подвижная форма) на 26,47 мг/кг, меди (валовое содержание) на 195 мг/кг, цинка (подвижная форма) на 19,91 мг/кг, цинка (валовое содержание) на 5 мг/кг. Данные результаты лабораторных испытаний указывают на химическое загрязнение почвы металлами.

В результате химического загрязнения почвы металлами, загрязнения отходами производства и потребления, создания искусственного углубления, его заболачивания, происходит деградация почвы.

Также производился отбор проб почвы для проведения сравнительного агрохимического исследования на нарушенной части контура № 10 земельного участка. Согласно представленных протоколов испытаний от 17 июня 2021 года №№ 21.9765 ТВ, 21.9766 ТВ, 21.9767 ТВ (фоновый образец, отбор пробы производился с ненарушенной части контура № 10 земельного участка), почвы на нарушенной части горизонты АО (лесная подстилка) А1 (гумусовый горизонт) от 0 до 20 см, имеют слабощелочную реакцию почвы (по сравнению с фоновым образцом), содержание органического вещества снижено на 0.4-0.5% по сравнению с фоновым образцом, данные результаты испытаний, указывают о качественном ухудшении почвы в пахотном горизонте, в результате технологической деградации почвы.

Деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

На нарушенной части земельного участка с кадастровым номером происходит деградация почвы, вследствие чего использование земельного участка по целевому назначению сельскохозяйственное производство, возможно только после проведения комплекса работ по рекультивации, направленных на воспроизводство плодородия земель.

Согласно данных Геопортала Мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения Калужской области, земельный участок с кадастровым номером относятся по экспликации: контур № 1 к сенокосам, контур № 2 к пастбищам, контур № 3 к сенокосам, контур № 4 к сенокосам, контур № 5 к сенокосам, контур № 6 к пастбищам, контур № 7 к пастбищам, контур № 8 к землям иного использования, контур № 9 к сенокосам, контур № 10 к сенокосам, контур № 11 к сенокосам, контур № 12 к сенокосам, контур № 13 к сенокосам, пашне.

Данный факт свидетельствует о невыполнении администрацией сельского поселения «Село Хотьково» на вышеуказанном земельном участке сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и деревьями, мероприятий по защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления, защите земель от деградации, заболачивания, которые собственники и лица, не являющие собственниками земельных участков обязаны осуществлять согласно требований пп. 2 пп. 3 п.2 ст.13, ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Тем самым, в результате бездействия администрации сельского поселения «Село Хотьково» не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель.

Вышеуказанный факт по непринятию администрацией сельского поселения «Село Хотьково» мер по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и деревьями, мероприятий по защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления, защите земель от деградации, заболачивания, свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации сельского поселения «Село Хотьково» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа.

Как усматривается из материалов административного дела, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о нарушении администрацией сельского поселения «Село Хотьково», как собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 3813816 кв.м, требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации и о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод основан на имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательствах и является правильным.

В подтверждение того, что администрацией сельского поселения «Село Хотьково» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом обоснованно приняты во внимание в качестве доказательств:

протокол об административном правонарушении от 18 июня 2021 года, акт проверки от 18 июня 2021 года и иные доказательства, которые являются допустимыми и достаточными в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальные требования к порядку привлечения администрации сельского поселения «Село Хотьково» к административной ответственности соблюдены.

Постановление вынесено в рамках установленного статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. Неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в пользу администрации сельского поселения «Село Хотьково», по делу не установлено.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, основанные на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения и иной оценки представленных доказательств, были предметом проверки вышестоящего должностного лица, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Зарастание земельных участков сельскохозяйственного назначения древесной, кустарниковой и сорной растительностью, безусловно, приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что в свою очередь приводит к нарушению плодородного слоя почвы и как следствие к ухудшению качественного состояния земель.

Оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что по делу правильно применены нормы материального права, и существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых постановления и решения должностных лиц не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление № КЛ-ЮЛ-ЗН-0311-188/21 заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 28 июля 2021 года и решение заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от 12 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации сельского поселения «Село Хотьково» оставить без изменения, жалобу Главы администрации сельского поселения «Село Хотьково» Вавиловой О.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения.

Судья С.В. Тарбинская