ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-189/2017 от 02.08.2017 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

Дело №12-189/2017

РЕШЕНИЕ

г. Темрюк 02 августа 2017 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метёлкин Евгений Владимирович,

рассмотрев жалобу представителя АО «ЦС «Звёздочка» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Акционерного общества «Центр судоремонта «Звёздочка» (АО «ЦС «Звёздочка»), юридический адрес: <адрес>, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Темрюкский райсуд для рассмотрения по существу поступила жалоба представителя АО «ЦС «Звёздочка» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым АО «ЦС «Звёздочка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В своей жалобе представитель АО «ЦС «Звёздочка» ФИО1 просит отменить постановление /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания и освободить АО «ЦС «Звёздочка» от административной ответственности, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, вынести устное замечание и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ<адрес> службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) была проведена плановая выездная проверка АО «ЦС «Звездочка», по результатам которой составлен акт проверки Черноморско-Азовскою морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридического лица от 20.06.2017г. /ПР/2017. В ходе проведения проверки установлено, что на территории головного филиала «5 Судоремонтный завод» (далее ГФ «5 СРЗ»), расположенного по адресу: <адрес>, в 3,5 км севернее окраины <адрес>, осуществляется добыча подземных вод на основании лицензии АО «ЦС Звёздочка» на право добычи подземных вод КРД 04137 ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирована в Краснодарнедра за ), сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Целевое использование - добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В Акте указывается, что АО «ЦС «Звёздочка» в нарушение п. 4.2. и п. 4.3. условий, предусмотренных лицензией КРД 04137 ВЭ на пользование недрами, не разработан и не утверждён технический проект разработки месторождения подземных вод, добыча подземных вод на представленном участке недр осуществляется без проекта (технологической схемы), прошедшей в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение. Головной филиал «5 судоремонтный завод» вошёл в состав АО «ЦС «Звёздочка» в 2008г. в ходе реорганизации в форме присоединения ФГУП «5 судоремонтный завод» к ФГУП «ЦС «Звёздочка». Водозаборная скважина на территории головного филиала «5 СРЗ» была построена в 1966 г. и действовала на момент присоединения ФГУП «5 СРЗ» к ФГУП «ЦС «Звёздочка». Данные обстоятельства признаны проверяющим органом в качестве события административного правонарушения. Вместе с тем, в обжалуемом постановлении указано, что за 2016г. из артезианской скважины было добыто 488 м куб. воды. В 2011г. АО «ЦС «Звёздочка» получило лицензию на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Начиная с даты получения лицензии и до проведения проверки, фактическая добыча воды составляла менее 100 куб. м. в сучки, что подтверждается данными журнала учёта расхода воды из скважины. Согласно данным учёта, расход воды не достигал 100 куб м. за месяц в периоде, по которому проводилась проверка. В целях эксплуатации скважины, были разработаны: проект организации и расчёта границ поясов зон санитарной охраны существующей артезианской скважины ; рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды скважины . Ежегодно проводились испытания качества воды, о чём Роспотребнадзором оформлялись протоколы испытаний. В соответствии с положениями ст.19 Закона РФ «О недрах», собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения. В соответствии с положениями статьи 23.2. Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Исходя из изложенного следует, что пользование скважиной для добычи воды на территории ГФ «5 СРЗ» для собственных нужд, при объёмах добычи менее 100 куб. м в сутки, может осуществляться без наличия лицензии на пользование недрами. А при наличии лицензии на пользование недрами, при добыче воды в объёме до 100 куб. м, разработка технического проекта на пользование недрами не требуется. В соответствии со статьёй 2.9. КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений». Пунктом 3.2. статья 4.1. КоАП РФ установлено: при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Основной целью присоединения ФГУП «5 СРЗ» к ФГУП «ЦС «Звёздочка» было развертывание база для выполнения работ в сфере государственного оборонного заказа для ремонта и технического обслуживания кораблей и судов Черноморского флота. В силу объективных причин в полном объёме финансирование реконструкции производственной базы головного филиала «5 СРЗ» в программы Правительства РФ по обеспечению государственного оборонного заказа заложено не было. Финансирование работ по государственному оборонному заказу основано на государственном регулировании стоимости работ, услуг, выполняемых по ГОЗ, ограничивающем размер финансовой рентабельности. В связи с этим ГФ «5 СРЗ» фактически не имеет собственных источников доходов, и взыскание штрафных санкций в размере 300 000 руб. повлечёт существенное ухудшение финансового состояния ГФ «5 СРЗ», что затруднит проведение текущих расчётов и выплату заработной платы работникам.

Представитель АО «ЦС «Звёздочка» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал жалобу и доводы, изложенные в жалобе. Суду он пояснил, что в случае, если суд не усмотрит основания для прекращения производства по делу, просил применить положение ст.4.1 КоАП РФ и назначить наказание менее минимального наказания.

Представитель Темрюкского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 в судебном заседании с жалобой не согласился, пояснив, что при вынесении административного наказания АО «ЦС «Звёздочка» он назначил минимальное наказание в виде штрафа.

Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, что имеются основания для изменения постановления по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, АО «ЦС «Звёздочка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение требований п. 4.2. и п. 4.3. условий, предусмотренных лицензией на право добычи подземных вод КРД 04137 ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирована в Краснодарнедра за ), ст.23.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах».

В соответствии с ст.23.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Судья считает, что вина АО «ЦС «Звёздочка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, подтверждается письменными доказательствами: актом проверки Черноморско-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридического лица от 20.06.2017г. /ПР/2017, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых в 11 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения Черноморско-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверки установлено, что на территории головного филиала «5 Судоремонтный завод» (далее ГФ «5 СРЗ»), расположенного по адресу: <адрес>, в 3,5 км севернее северной окраины <адрес>, осуществляется добыча подземных вод на основании лицензии АО «ЦС Звёздочка» на право добычи подземных вод КРД 04137 ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирована в Краснодарнедра за ), в нарушение п. 4.2. и п. 4.3. условий, предусмотренных лицензией КРД 04137 ВЭ.

Лицензия на пользование недрами серии КРД ВЭ, зарегистрированная в Краснодарнедра ДД.ММ.ГГГГ за , была выдана АО «ЦС Звёздочка» с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.4.2 положения 1 к лицензии КРД 04137 ВЭ «Условия пользования участком недр» владелец лицензии не позднее одного года с даты государственной регистрации лицензии разрабатывает и утверждает проект (технологическую схему) разработки предоставленного участка недр, включая организацию зон санитарной охраны водозабора, создание и ведение мониторинга подземных вод в пределах горного отвода. Согласно п.4.3 приложения 1 к лицензии КРД 04137 ВЭ «Условия пользования участком недр» владелец лицензии осуществляет добычу подземных вод на предоставленном участке недр только в соответствии с проектом (технологической схемой), прошедшей в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение. В соответствии с п.4.7 приложения 1 к лицензии КРД 04137 ВЭ, владельцу лицензии устанавливается уровень добычи подземных вод в объеме до 760 м.куб/сут при допустимом понижении 60 м. Исходя из п. 11.3 приложения 1 к лицензии КРД 04137 ВЭ, в случае вступления всех или отдельных положений настоящих Условий пользования недрами в противоречие с вновь принятыми законодательными актами Российской федерации, владелец лицензии вправе обратиться к распорядителю недр за внесением соответствующих изменений и дополнений, устраняющих такие противоречия. Согласно п. 11.4. приложения 1 к лицензии КРД 04137 ВЭ любые изменения и дополнения положений настоящих Условий пользования недрами могут осуществляться только посредством оформления отдельного дополнения к лицензии, подписанной обеими сторонами.

Исходя из формы -ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», за 2016 год ГФ 5 СРЗ АО «ЦС «Звёздочка» добыто 0,488 м. куб, при допустимом объеме забора воды 277,4 тыс. м. куб.

Таким образом, АО «ЦС «Звёздочка» в нарушение п.4.2., п.4.3 условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами серии КРД ВЭ, не разработан и не утвержден технический проект разработки месторождения подземных вод, добыча подземных вод на предоставленном участке недр осуществляется без проекта (технологической схемой), прошедшей в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение.

При таких обстоятельствах, в действиях АО «ЦС «Звёздочка» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ – пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не установлено.

Санкция ч.2 ст.7.3 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении наказания должностным лицом учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица - АО «ЦС «Звёздочка», отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Однако, федеральным законом от 31.12.2014г. №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» было реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014г. -П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: «При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса» (Постановление Верховного Суда РФ от 13.03.2015г. -АД14-8015 по делу №А53-3064/2014).

Судья считает, что АО «ЦС «Звёздочка» необходимо назначить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей, в размере 150 000 рублей, учитывая обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, принятие юридическим лицом мер по устранению административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Изменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 /ПР/2017 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Акционерного общества «Центр судоремонта «Звёздочка» (АО «ЦС «Звёздочка») в части размера назначенного административного наказания, назначить АО «ЦС «Звёздочка» административное наказание по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.В. Метёлкин