ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-189/2017 от 26.04.2017 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

12-189-16

Р Е Ш Е Н И Е

... 26 апреля 2017 года

Судья Индустриального районного суда ... Республики ФИО2

Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении от -Дата-, вынесенным должностным лицом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) ФИО1 привлекается к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.

Указанным постановлением ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Будучи несогласной с вынесенным постановлением ФИО1 обжаловала его в суд. При рассмотрении жалобы заявитель поддержала доводы жалобы, настаивала на отмене постановления.

Выслушав доводы заявителя, изучив доводы жалобы и материалы административного дела, оценив все имеющиеся доказательства по делу, прихожу к следующему:

В соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Судом установлено, что ФИО1 является главным метрологом отдела метрологии и информационного обеспечения БУ УР «УВДЦ» на основании приказа от -Дата-

Согласно своим должностным обязанностям, она является ответственной в том числе за организацию работы по метрологическому обеспечению БУ УР «УВДЦ»;

- осуществление обязательного контроля над состоянием и правильностью монтажа, установкой и применением средств измерения;

- осуществление технической приемки вновь поступивших в учреждение измерительных средств.

Согласно предъявленному обвинению заявитель ненадлежаще исполнила свои должностные обязанности, предусмотренные п.2.1, 2.4, 2.10 должностной инструкции главного метролога БУ УР «УВДЦ» и допустила в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении ветеринарной деятельности, при выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, БУ УР «УВДЦ» применение средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку:

- термометров стеклянных -М1 в количестве 12 единиц, заводские номера 23228, 26299, 29244, 60062, 17087, 15062, 67262, 19855, 27614, 02530, 25126, 06493;

- ареометров АОН-1 в количестве 4 единиц, заводские номера 08157, 391, 318, 23009;

- ареометр стеклянный для молока АМТ в количестве 1 единицы, заводской , которые не прошли в установленном порядке поверку, поскольку результаты поверки этих средств измерений были оформлены с нарушением требований нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к оформлению результатов поверки, по следующим основаниям.

Согласно обжалуемого постановления заявитель нарушила законодательство об обеспечении единства измерений требований, что свидетельствует о совершении ею административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ - Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В своей жалобе заявитель не согласна с предъявленным обвинением, поскольку считает, что на момент поставки вышеуказанных средств измерений на территории Российской Федерации признавались результаты поверки средств измерений, а также результаты аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств- участников Соглашения «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений», подписанного в ..., -Дата- (пересмотренного -Дата-). Данное соглашение действовало на территории Российской Федерации до -Дата-. Украина являлась государством- участником указанного Соглашения.

Спорные средства измерений имеют свидетельства Российской Федерации об утверждении типа средства измерений, а также клейма о первичной поверке. Следовательно, у заявителя в период 2014-2015 годов отсутствовала обязанность в проведении первичной поверки средств измерений, производителем которых являлись юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Украины.

-Дата- в ..., было подписано Соглашение «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений». Данное Соглашение вступило в силу для Российской Федерации с -Дата-. Украина к данному Соглашению не присоединилась, соответственно, признание результатов метрологических работ не будет осуществляться в отношении средств измерений с -Дата-.

Так как первичная поверка средств измерений проведена, межповерочный интервал у данных средств измерений составляет от 3 до 5 лет, то обязанность провести поверку до истечения межповерочного срока отсутствует, в связи с чем соответствующее требование ПМТУ Росстандарта подлежит признанию незаконным.

Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, где указывает о несостоятельности довода ФИО1 о том, что из факта отсутствия обратной силы Соглашения о взаимном признании 2015 г. следует, что результаты поверки средств измерений, проведенной до вступления в силу Соглашения на территории государства, являющегося участником Соглашения, должны признаваться государством, являющимся участником Соглашения только лишь на основании того, что Соглашение не имеет обратной силы. Напротив, отсутствие обратной силы Соглашения означает, что со дня вступления в силу Соглашения действия, совершенные до этой даты, не обязательны для участника Соглашения, т.е. в данном случае результаты поверки, проведенной до -Дата- метрологической службой, находящейся на территории и под юрисдикцией Украины, с -Дата- не подлежат признанию в Российской Федерации.

Выслушав доводы заявителя, изучив материалы административного дела, оценив все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему: как установлено при рассмотрении жалобы на основании приказа от -Дата- Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта в отношении БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» в период с -Дата- по -Дата- была проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов, обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений.

В ходе проверки было установлено, что БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» нарушило законодательство об обеспечении единства измерений, что выразилось в том, что применялись средства измерений, не прошедшие в установленном порядке поверку:

- для измерения температуры воздуха в холодильниках при хранении

питательных сред для микробиологических исследований, флотационных

растворов, биологического материала, образцов отобранной продукции,

стандартных (контрольных) образцов препаратов и реагентов применялись

термометры стеклянные -М1, изготовитель: Украина, ПАО

«Стеклоприбор», в количестве 12 единиц с заводскими номерами: 23228,

26299, 29244, 60062, 17087, 15062, 67262, 19855, 27614, 02530, 25126, 06493;

- для измерения плотности жидких сред (флотационных растворов,

молока и др.) применялись ареометры АОН-1, изготовитель: Украина, ПФ

«Шатлыгин и К» в количестве 4 единиц с заводскими номерами: 08157, 391,

318, 23009 и ареометр стеклянный для молока АМТ, изготовитель: Украина,

ПФ «Шатлыгин и К» в количестве 1 единицы с заводским номером 737.

В ходе проверки установлено, что в эксплуатационных документах (паспортах) стоит знак поверки Украины, которая не является участником Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки Правительства государств- участников СНГ от -Дата-.

Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта пришел к выводу, что БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» нарушило статью 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», п. 4 «Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке», утвержденному приказом Минпромторга России от -Дата-.

Результаты проверки отражены в акте проверки от -Дата--М.

-Дата- БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» выдано предписание -п об устранении выявленного нарушения в срок до -Дата- и запрете с -Дата- применять спорные средства измерений до устранения выявленных нарушений.

В соответствии с ч.1 ст.19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В целях установления правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности, содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу принят Федеральный закон от -Дата- № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее -Федеральный закон № 102-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона № 102-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

На основании положений ч.1 ст.9 Закона в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и

установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 13 Федерального закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.

Согласно пункту 1 статьи 12 ФЗ № 102-ФЗ тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Пунктом 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- (действовавшим до -Дата-), предусмотрено, что юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Согласно пункту 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от -Дата- (далее - Порядок проведения поверки средств измерений), средства измерений (далее - СИ), предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие СИ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти СИ на поверку. Поверка СИ выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.

В силу пункта 4 Порядка проведения поверки средств измерений результаты поверки СИ удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция СИ должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации СИ не позволяют нанести знак поверки непосредственно на СИ, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

Как видно из материалов дела, спорные термометры и ареометры приобретены БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» по товарным накладным и счетам- фактурам в период с декабря 2014 года по ноябрь 2015 года.

В паспортах указанных средств измерений имеется клеймо о проведении поверки при выпуске в обращение представителем ГП «Полтавстандартметрология» или другого госповерителя страны изготовителя (Украина).

На момент поставки и введения в эксплуатацию вышеуказанных средств измерений на территории Российской Федерации признавались результаты поверки средств измерений, а также результаты аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств- участников Соглашения «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений», подписанного в ..., -Дата- (пересмотренного -Дата-).

Данное соглашение действовало на территории Российской Федерации до -Дата-. Украина являлась государством- участником указанного Соглашения.

Как видно из сведений Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений Росстандарта, спорные средства измерений имеют свидетельства Российской Федерации об утверждении типа средства измерений (т.1 л.д. 101-103). У термометра стеклянного -М1 изготовителя ПАО «Стеклоприбор», Украина, ... указан срок действия свидетельства -Дата- и межповерочный интервал -3 года; у ареометров стеклянных ПАО «Стеклоприбор», Украина, ... указан срок действия свидетельства -Дата- и межповерочный интервал -4 года; у ареометров стеклянных АОН-1 ПФ ООО «Шатлыгин и Ко», Украина, ... указан срок действия свидетельства -Дата- и межповерочный интервал -4 года.

Таким образом, поскольку средства измерений были утверждены и внесены в Федеральный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с требованиями Соглашения «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений», подписанного в ..., -Дата-, то проведение внеочередной поверки таких средств измерений в связи с вступлением в силу нового Соглашения «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений», подписанного в ..., -Дата-, не требуется, так как до истечения срока ее действия признается первичная поверка, проведенная в стране-изготовителе средства измерений.

Следовательно, вывод административного органа о том, что термометры и ареометры являются не прошедшими первичную поверку, является ошибочным.

Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, вынесенные Отделом (инспекцией) в Удмуртской ... межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) предписание от -Дата--п и постановление от -Дата- по делу об административном правонарушении подлежат признанию незаконными.

Доводы административного органа, изложенные в отзыве на жалобу ФИО1 суд не может принять во внимание, польку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат материалам дела.

На основании изложенного полагаю необходимым постановление отменить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от -Дата-, вынесенным должностным лицом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья ФИО2

С уведомлением

426069 Ижевск ... А

Федеральное агентство по техническому

регулированию и метрологии

426034 Ижевск ...А-13

ФИО1 Зое ФИО1

в дело

12-189-17

В порядке ст.30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях направляю в Ваш адрес копию решения суда по делу об административном правонарушении.

Приложение: копия решения.

Судья ...

суда ... УР ФИО2