24RS0002-01-2021-000550-54
Дело №12-189/2021
РЕШЕНИЕ
<...> 09 июня 2021 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Попов А.В.,
с участием защитника Галиной О.П., действующей на основании доверенности №27 от 31.12.2020 сроком действия по 31.12.2021 (л.д.78),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Эко-Транспорт» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора № от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Эко-Транспорт»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора № ТЗ-523в/2 от 25 декабря 2020 года юридическое лицо – ООО «Эко-Транспорт», расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, мкр. 6, д. 10, пом. 105, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб., по факту выявленных в ходе проведенной в период с 23.10.2020 по 20.11.2020 внеплановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства РФ, нарушений, выразившихся в том, что Региональным оператором ООО «Эко-Транспорт»в период с 01.01.2020 по 20.11.2020 не велся журнал учета образовавшихся, утилизированных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов на территории города Боготола и Боготольского района, согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 № «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (л.д.15-18).
Законный представитель юридического лица – директор «Эко-Транспорт» ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой в Ачинский городской суд, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что ООО «Эко-Транспорт» относится к микропредприятиям. В данной ситуации деяние, предусмотренное ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ не причинило и не могло причинить вреда людям, природе, объектам культурного наследия, безопасности государства. ООО «Эко-Транспорт» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, который обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Таким образом, ООО «Эко-Транспорт» не является собственником отходов, а осуществляет лишь перемещение отходов от лиц, у которых они образовались, до лиц, осуществляющих размещение отходов. Кроме того, ООО «Эко-Транспорт» не осуществляет деятельность по обезвреживанию, размещению отходов, не имеет в пользовании объектов размещения отходов, в связи с чем, ведение журнала учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных отходов на территории г. Боготола и Боготольского района не является обязанностью регионального оператора ООО «Эко-Транспорт». Таким образом, административным органом неправильно применены нормы материального права, что привело к неправомерному привлечению ООО «Эко-Транспорт» к административной ответственности (л.д.1-2).
В судебном заседании защитник ООО «Эко-Транспорт» по доверенности Галина О.П. доводы жалобы поддержала, полагает, что в действиях юридического лица отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Кроме того, пояснила суду, что протокол по делу об административном правонарушении от 14.12.2020 №ТЗ-523в/2 составлен в отсутствие представителя организации. ООО «Эко-Транспорт» не было уведомлено надлежащим образом о времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку обществом определение о назначении заблаговременно получено не было, а лишь 25.12.2021, что исключало возможность своевременного прибытия защитника общества для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. По электронной почте, уведомление о назначении даты рассмотрения дела получено не было.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 10 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с ч. 4.1. указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу требований ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, основанием вынесения должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является не только надлежащее его извещение о времени и месте вынесения такого постановления, но и заблаговременное вручении копии составленного протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что законный представитель или защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ООО «Эко-Транспорт» при составлении протокола об административном правонарушении 14.12.2020 не присутствовали, извещались о дате, времени и месте составления протокола путем направления уведомления заказным письмом по месту нахождения общества по адресу: г. Ачинск, мкр. 8, стр.6, пом. 4, полученным представителем ООО «Эко-Транспорт» по доверенности 09.12.2020 (л.д.27-31).
После чего, определением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора от 14.12.2020 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Эко-Транспорт» по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ на 10 час. 00 мин. 25.12.2020 по адресу: <...>, каб.222 (л.д.19).
Указанное определение вместе с копией протокола об административном правонарушении направлено ООО «Эко-Транспорт» заказным письмом с уведомлением о вручении и получено последним лишь в день рассмотрения дела об административном правонарушении 25.12.2020 (л.д.22).
Таким образом, постановление о назначении административного наказания от 25.12.2020 № ТЗ-523в/2 в отношении ООО «Эко-Транспорт» вынесено без участия законного представителя либо защитника юридического лица, при отсутствии доказательств их надлежащего и заблаговременного извещения о времени и месте вынесения постановления.
Имеющиеся в материалах дела сведения о направлении на электронный адрес ООО «Эко-Транспорт» копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, не свидетельствуют о надлежащем извещении, поскольку отсутствует подтверждение прочтения указанного электронного письма представителем ООО «Эко-Транспорт», из пояснений защитника Галиной О.П. следует, что на электронную почту общества определение Росприроднадзора не поступало, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства вручения представителю ООО «Эко-Транспорт» копии составленного в отношении общества протокола об административном правонарушении до вынесения должностным лицом постановления по делу об администраивном правонарушении.
Изложенное объективно свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ООО «Эко-Транспорт» было лишено возможности дать объяснения и замечания по рассматриваемому делу, то есть было лишено права на защиту, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку в силу положений ст. ст. 25.1. 25.4 и 28.2 КоАП РФ участие лица, привлекаемого к административной ответственности, в производстве по делу об административном правонарушении является гарантией соблюдения его прав.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы или протеста, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора №ТЗ-523в/2 от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Эко-Транспорт», является незаконным и подлежит отмене, а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу законного представителя юридического лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Эко-Транспорт» ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального Управления Росприроднадзора №ТЗ-523в/2 от 25 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Эко-Транспорт» отменить и вернуть на новое рассмотрение в Енисейское межрегиональное Управление Росприроднадзора.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или протеста через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов