Дело № 12-189/2022
УИД 86RS0001-01-2022-000262-19
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 февраля 2022 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,
с участием:
представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,
представителя административного органа - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО НК «Русснефть» ФИО7 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 № 698-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ПАО Нефтегазовая Компания «Русснефть» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 № 698-ОН от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ПАО Нефтегазовая Компания «Русснефть» (далее - ПАО НК «Русснефть») привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, необоснованным, представитель ПАО НК «Русснефть» ФИО7 обратился в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивировав доводы жалобы тем, что состав правонарушения в действиях Общества отсутствует; предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений Обществом обжаловано. В отношении проектной документации указанного в обжалуемом постановлении Объекта проведение государственной экологической экспертизы законодательством РФ не предусмотрено, таким образом у Росприроднадзора отсутствуют основания для проведения проверки и для выдачи заключения органом федерльного экологического надзора. Кроме того, в соответствии с п.8 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды) (в редакции, действующей на дату ввода Объекта в эксплуатацию) экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора. Управление Росприроднадзора к таким органам не относится. В рассматриваемой ситуации органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление экологического надзора в рамках строительного надзора, является Ростехнадзор. Ростехнадзор выдал заключение о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации, в том числе в части выполнения мероприятий по охране окружающей среды. Кроме того, выдача заключения после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и ввода объекта в эксплуатацию не предусмотрена.
В судебном заседании представители ПАО НК «Русснефть» настаивали на отмене вынесенного постановления и прекращении производства по делу, приведя доводы, аналогичные изложенным в жалобе. Кроме того, указали, что объект «Реконструкция приемо-сдаточного пункта Нижне-Шапшинского месторождения» не относится к объектам НВОС I категории, поставлен на учет как объект НВОС III категории.
По ходатайству представителей Общества к материалам дела приобщена копия свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Должностное лицо административного органа ФИО6 с жалобой не согласилась, указав на обоснованное привлечение Общества к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.
По ходатайству должностного лица административного органа к материалам дела приобщено свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Суд, заслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо административного органа, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дел, установил следующее.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ ПАО НК «Русснефть» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства «Реконструкция приемо-сдаточного пункта Нижне-Шапшинского месторождения» (входящего в состав объекта НВОС 1 категории), а именно объект введен в эксплуатацию после ДД.ММ.ГГГГ, но ПАО НК «Русснефть» не заявлялось в Росприроднадзор и его территориальные органы для получения заключения федерального государственного экологического надзора федерального органа, выдаваемого в случаях, предусмотренных ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса РФ. Правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки. Место совершения правонарушения – <адрес>.
Суд находит постановление, вынесенное в отношении ПАО НК «Русснефть», подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Административная ответственность по ст.8.1 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, -и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу положений ст.38 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.
Согласно п.3 ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора): государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Согласно пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы, в частности, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой выездной проверки, проведенной Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ПАО НК «Русснефть», было выявлено, что разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на ввод объекта капитального строительства «Реконструкция приемо-сдаточного пункта Нижне-Шапшинского месторождения» в эксплуатацию выдано в отсутствии заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
В обжалуемом постановлении, акте проверки указано, что объект капитального строительства «Реконструкция приемо-сдаточного пункта Нижне-Шапшинского месторождения» входит в состав объекта НВОС I категории.
Вместе с тем, в судебном заседании Обществом представлено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому «Объект пункт сдачи нефти Нижне-Шапшинского лицензионного участка» поставлен на чет как объект НВОС III категории с кодом №.
Сведения об отнесении вышеуказанного объекта капитального строительства, реконструкции к объектам НВОС I или III категории имеют существенное значение по рассматриваемому делу.
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено преждевременно, без выяснения и исследования всех обстоятельств дела, которые имеют существенное значение.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу вышеизложенного, постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым ПАО НК «Русснефть» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 № 698-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ПАО Нефтегазовая Компания «Русснефть» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей, - отменить, дело направить н новое рассмотрение в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО1