ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/17 от 18.04.2017 Кусинского районного суда (Челябинская область)

Дело № 12-18/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

18 апреля 2017 года г. Куса

Судья Кусинского районного суда Челябинской области Леонова Н.М.,

при секретаре Урвачевой И.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кусинского районного суда Челябинской области (456940, <...>) жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО. НОМЕР от ДАТА, которым ФИО1, <данные изъяты>, в течении установленного статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока не привлекавшийся, привлечен к административной ответственности по части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО. НОМЕР от ДАТА, вынесенного по результатам рассмотрения протокола НОМЕР от ДАТА, составленного заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО., ФИО1, являющийся <данные изъяты>, привлечен к административной ответственности по части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере семь тысяч рублей в связи с тем, что ДАТА им не были обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара (АДРЕС) по дороге, расположенной между населенными пунктами АДРЕС, чем нарушен пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года; пункт 6 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой считает вынесенное в отношении него постановление незаконным и необоснованным. Согласно доводам жалобы, полномочия по содержанию межпоселенческих дорог отнесены к компетенции Кусинского муниципального района, в реестре межпоселенческих дорог такой дороги не существует, она является технологической и находится на территории государственного лесного фонда. К числу лиц, предусмотренных частью 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, ФИО1 не относится. На момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления, в деле имелась информация о принадлежности и содержании дороги, однако обстоятельства, имеющие значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не рассмотрены, им не дана надлежащая правовая оценка.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал, просил постановление НОМЕР от ДАТА отменить, производство по делу прекратить.

Государственный инспектор Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судья, заслушав доводы участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В судебном заседании установлено, ДАТА в <данные изъяты> час. при следовании пожарных автоцистерн пожарно-спасательной части ФГКУ «1 ОФПС по Челябинской области» к месту пожара - АДРЕС – был ограничен доступ к месту пожара по причине неочищенной от снега дороги, расположенной на территории Кусинского муниципального района АДРЕС, что нашло отражение в информационном письме по пожару НОМЕР от ДАТА (л.д. 12), рапорте начальника ОНДиПР №1 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО.

ДАТА в отношении ФИО1 составлен протокол НОМЕР об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения данного протокола вынесено обжалуемое постановление НОМЕР от ДАТА.

Частью 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В силу положений статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, - обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществлено разграничение вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно частям 3 и 4 статьи 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Исходя из пунктов 5 и 6 статьи 15 данного Федерального закона, к числу вопросов местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Дорога АДРЕС, согласно объяснениям привлекаемого к административной ответственности лица, фактически расположенная между населенными пунктами на территории Петрозаводского сельского поселения Кусинского муниципального района, в реестре автомобильных дорог Кусинского муниципального района отсутствует; в собственности Петрозаводского сельского поселения находятся лишь дороги общего пользования, расположенные в границах поселения. Соглашениями НОМЕР и НОМЕР от ДАТА, распространяющими свое действие на период с ДАТА до ДАТА, Муниципальным образованием «Кусинский муниципальный район» осуществлена передача Муниципальному образованию «Петрозаводское сельское поселение» своих полномочий на содержание внутрипоселенческих автомобильных дорог в 2017 году, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения (л.д. 51); передача полномочий по содержанию межпоселенческих дорог не осуществлялась.

Исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно обжалуемому постановлению, в вину ФИО1 вменялось необеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара по причине неочищенной от снега дороги АДРЕС. Доводы ФИО1 о том, что его возражения относительно изложенных в протоколе обстоятельств не получили надлежащую оценку, заслуживают внимания. Согласно представленным в дело материалам, а также положением действующего законодательства, на ФИО1, являющегося главой Петрозаводского сельского поселения, не возложено обязанностей по содержанию межпоселенческой дороги, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; иные обстоятельства в вину ФИО1 не вменялись.

Частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения (пункт 2).

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО. НОМЕР от ДАТА в отношении ФИО1 по части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Кусинский районный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Судья Н.М. Леонова