№ 12-18/18
РЕШЕНИЕ
07.02.2018 года г.Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу привлекаемого на постановление № 0243/01/0226/ПР/2017 от 09.11.2016 года старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении управляющего директора <данные изъяты> ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования, управляющий <данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Согласно постановления, привлекаемому должностному лицу вменяется совершение административного правонарушения при следующих обстоятельствах:
В период с 12.09.2016 года по 07.10.2016 года Таганрогским отделом по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования в соответствии с приказами от 02.09.2016 года № 299, от 07.09.2016 года № 302 была проведена плановая выездная проверка соблюдения АО «Таганрогский морской торговый порт» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
При проведении проверки было установлено следующее:
АО «ТМТП» расположено в южной части г. Таганрога Ростовской области, в водоохранной зоне Таганрогского залива Азовского моря. С юга и востока территория порта ограничена его акваторией, с севера частично ограничена территорией ООО «Таганрогский яхт-клуб». С запада территорию порта ограничивает промплощадка ООО «Курганнефтепродукт». АО «ТМТП» является стивидорной компанией, основным видом деятельности которой является оказание услуг по погрузке и разгрузке судов в Таганрогском морском торговом порту. Режим работы - круглосуточный и круглогодичный. Предприятие располагает причалами, где применяется традиционная для деятельности портов технология, связанная с переработкой грузов с типовым набором технологического оборудования - грейферы, автопогрузчики, тягачи, автокраны и т.д. Территория АО «ТМТП» ограждена забором, частично имеет асфальтовое покрытие и частично озеленена. Общая площадь территории порта составляет 16,5 га.
Согласно договору аренды № 272/ДО-09 от 30.06.2009 г. АО «ТМТП» для осуществления операций с грузами, стоянки и обслуживания судов, арендует у ФГУП «Росморпорт» причалы №№1-5, №№7-8, кордонные подкрановые пути причалов №№ 1-5, тыловые подкрановые пути причалов №№1-3, открытые складские площадки ОС-1-А, ОС-2-А, ОС-2/1-А, ОС-2-Б, ОС-2/1-Б, ОС-3-А, ОС- 3/1-А, ОС-3-Б, ОС-3-В, ОС-4-А, ОС-4-Б, ОС-4/1-Б, ОС-5-А, ОС-6, ОС-7, ОС-8, ОС-9, ОС-10, ОС-11 (всего 19 шт.). Представлены паспорта причалов №№1-5, №№7-8 от 06.03.2014г. На момент подписания актов приема-передачи - 30.06.2009г. ливневая система канализации с подачей на очистные сооружения имелась только на открытой складской площадке ОС-11. Проектной документацией 2012г. «Реконструкция существующих причалов и открытых складских площадок. Очистка поверхностных сточных вод с территории причалов №1,2, 3,4, 5,7 морского порта Таганрог» предусматривалось строительство линейного объекта капитального строительства - ливневой канализации и трех локальных очистных сооружений поверхностных вод «НЕLYХ». Однако указанное строительство осуществлено не было.
31.12.2015г. АО «ТМТП» утверждено техническое задание на переработку проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция существующих причалов и открытых складских площадок. Очистка поверхностных сточных вод с территории причалов № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 морского порта Таганрог». Цель выполнения работ:
- прекращение сброса неочищенного поверхностного стока с территории арендуемых АО «ТМТП» причалов № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 и фронтальных открытых складских площадок в Таганрогский залив Азовского моря;
- доведение качества очищенного поверхностного стока до нормативных требований по сбросу их либо в городской коллектор, либо в водоём рыбохозяйственного значения -Таганрогский залив Азовского моря.
По состоянию на 07.10.2016г. строительство локальных очистных сооружений поверхностных вод «НЕЬУХ» АО «ТМТП» выполнено не было. По результатам проверки Обществу было выдано предписание от 07.10.2016г. № 0046/02/0299/2016-1 - Организовать сброс сточных (ливневых) вод с территории причалов №№ 1-5, 8 и открытых складских площадок в соответствии с требованиями законодательства РФ. Срок исполнения- 10.09.2017г. В период с 11.09.2017г. по 03.10.2017г. на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 30.08.2017г. № 226-КНД проведена внеплановая выездная проверка выполнения АО «ТМТП» ранее выданного предписания от 07.10.2016г. № 0046/02/0299/2016-1.
Согласно отчету АО «ТМТП» от 07.09.2017г. № 10/1606 24.10.2016г. обществом был заключен договор № 10/1972 с ООО «АЛЕТИО» на обследование существующих инженерных наружных сетей территории Таганрогского морского торгового порта (ливневая канализация). В настоящее время решается вопрос о выборе подрядчика и заключения договоров на проведение работ по реконструкции очистных сооружений.
Водоотвод ливневых стоков со всей территории АО «ТМТП» надлежащим образом не организован. По состоянию 03.10.2017г. территория причалов №№ 1-5, 8 и открытых складских площадок АО «ТМТП» не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта загрязнения, засорения и истощения вод. Территория, на которой осуществляет деятельность АО «ТМТП» расположена в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта - Таганрогского залива Азовского моря, и в силу законодательства является охранной зоной с ограниченным режимом природопользования, а именно ограничения по режиму использования: водоохранная зона
Таганрогский залив Азовского моря относится к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного использования, согласно ГОСТа 17.1.2.04-77. Учитывая вышеизложенное, с 07.10.2016г. по 03.10.2017г. АО «ТМТП» при осуществлении хозяйственной деятельности на территории причалов №№ 1-5, 8 и открытых складских площадок, нарушаются требования водного законодательства РФ в части не оборудования объектов, расположенных в границах водоохранной зоны Таганрогского залива Азовского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Согласно приказу от 01.07.2009г. № 9к управляющим <данные изъяты> является ФИО1 Ранее 11.11.2016г. постановлением о назначении административного наказания № 0195/02/5205/0299/ПР/2016 управляющий директор АО «ТМТП» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Привлекаемый подал в суд жалобу на постановление с целью его отмены и прекращения производства по делу, так как в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на смягчающие ответственность обстоятельства, такие как:
- отсутствие сверхнормативного загрязнения водного объекта сточными водами, что подтверждается регулярным измерением качества сточных вод в соответствии с программой от 28.08.2015, утвержденной для АО «ТМТП» Донским бассейновым водным управлением совместно с Решением от 26.07.2015 №00-05.01.05.0 Ю-М-РСБК-Т-2015-01185/00 Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов об использовании вод Таганрогского залива Азовского моря. Привлекаемый в жалобе указал на то, что в 2017 году для реализации требований о регулярных наблюдениях и предоставлении отчетности, АО «ТМТП» заключило с ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» договор от 08.02.2017 №1/АСО-35, по которому осуществляется периодический отбор проб и определение количественного химического состава сбрасываемых АО «ТМТП» сточных вод. ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» для АО «ТМТП» были осуществлены исследования сточных вод АО «ТМТП» в местах выпуска №1, №2 и №3, подтвердившие соблюдение качества сбрасываемых вод, о чем были составлен протоколы испытаний от 22.02.2017 №№49,50,51; от 07.03.2017 №№78, 79, 804 от 17.04.2017 №№219,220,221; от 15.05.2017 №№295,296,297; от 20.06.2017 №№412,413,414; от 24.07.2017 №№532,533,534; от 28.08.2017 №№624,625,626; от 2.10.2017 №№749,750,751;
- АО «ТМТП» своевременно уплатило административные штрафы, назначенные по делам об административных правонарушениях, возбужденных Росприроднадзором в течение года, предшествующего составлению рассматриваемого протокола от 20.10.2017 №0242/01/0226/ПР/2017, что подтверждается платежными поручениями от 04.10.2016 №3145, от 8.12.2016 №№3940, 3941, 3943, 3944, от 28.02.2017 №614, от 20.04.2017 №1302, от 24.04.2017 №1310, от 23.08.2017 №2902, от 31.08.2017 №№2984, 2985, от 5.09.2017 №3052, от 14.09.2017 №3224;
- АО «ТМТП» своевременно вносит периодическую квартальную плату за сброс загрязняющих веществ в водный объект, рассчитанную на основании декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается платежными поручениями от 26.09.2016/№3075, от 11.04.2017 №1159, от 5.07.2017 №2152 за год, предшествующий составлению протокола от 20.10.2017 №0242/01/0226/ПР/2017;
Привлекаемый указал на то, что АО «ТМТП» предпринимает следующие необходимые меры к строительству очистных сооружений, отвечающих необходимым требованиям:
- за последние два года общество провело 2 государственных экологических экспертизы:
1) Государственная экологическая экспертиза, обосновывающая осуществление хозяйственной деятельности по перевалке грузов во внутренних морских водах Таганрогского залива, утвержденная Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от 27.04.2017 №61/ОД;
2) Государственная экологическая экспертиза документации «План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов комплекса ОАО «ТМТП» по перегрузке мазута на суда». Указанное заключение утверждено приказом Департамента Росприроднадзора в сфере природопользования по ЮФО от 09.11.2015 № 2675;
- АО «ТМТП» заключило договор от 14.07.2016 с ООО «ЦЭАК» о разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Таганрогского залива Азовского моря. Размер инвестиций в экологию составил 3 500 000 рублей;
- в 2014 году общество заключило договор с ООО «Центр экологического аудита и консалтинга № от <дата> на разработку экологического обоснования и оценки воздействия на окружающую среду на ПЛАРН при осуществлении деятельности Комплекса по перегрузке мазута на суда. Объем инвестиций составил 2 995 000 рублей. Общество на основании указанного договора получило положительное заключение экологической экспертизы на ПЛАРН по деятельности по перегрузке мазута на суда;
- АО «ТМТП» также заключило договор с ООО «АЛЕТИО» № от <дата> на обследование существующих наружных инженерных сетей территории Таганрогского морского порта (ливневая канализация) с целью подбора, поставки и установки локальных очистных систем. Указанный договор направлен на получение рекомендаций по подбору оборудования на основании акта обследования. Стоимость договора 99 000 рублей;
- в настоящее время у АО «ТМТП» имеется ливневая канализация на причалах № 1,2, 3, обеспечивающая механическую очистку стоков, при этом общество поддерживает ее в исправном техническом состоянии;
- к настоящему дополнению прилагается договор № от <дата>, заключенный с ООО «Ремстрой» в соответствии с которым, общество обеспечило комплекс мероприятий по техническому обслуживанию колодцев ливневой канализации на причалах №,2, 3. Указанный договор был заключен во исполнение пункта 2 Плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов на период 2015-2020 год, предоставленный в Донское бассейновое водное управление (Донское БВУ) при рассмотрении заявки общества о выдаче Решения о предоставлении объекта в пользование;
В соответствии с письмом Донского БВУ от <дата>№ массы и концентрации загрязняющих веществ, указанные в решении устанавливались в соответствии с характеристиками водного объекта, а не по типу очистных сооружений;
- общество обеспечивает реализацию Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-<дата>.010-М-РСБК-Т-2015-01185/00 от <дата>. Со второй половины 2017 года по настоящее время АО «ТМТП» ведет переговоры с ФГУП «Росморпорт» по заключению нового соглашения о строительстве очистных сооружений (исх. № ЮР/1506 от <дата>; №ЮР/1841 от <дата>, письма ФГУП «Росморпорт» от <дата> № ВТ-11/1844-02, а также от <дата> № ВМ-31/8470-28);
- общество также ведет переговоры с МУП «Водоканал г.Таганрог», который <дата> выдал технические условия на сброс сточных (ливневых) вод в городской коллектор с территории причалов №,8, действующие до <дата>. В сентябре 2016 года АО «ТМТП» проводило конкурс по отбору поставщика на выполнение работ на разработку эскизного проекта объекта: «Дооборудование территории причалов 1,2,3,4,5, 8 и открытых складских площадок морского порта очистными сооружения для очистки поверхностных сточных вод. Размер планируемых инвестиций составлял 620 000 рублей;
- АО «ТМТП» заключило два договора с Федеральным бюджетным учреждением «Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море (ФБУ «ЧерАЗтехмордирекция») №-Э/15 от <дата> и №-Э/15 от <дата> на услуги по разработке документации обосновывающей получение разрешение на сброс сточных вод, а также разработке расчетов объемов сброса сточных вод косвенным методом для трех выпусков ливневой канализации АО «ТМТП». Общая сумма инвестиций составила 126 613,09 рублей;
- АО «ТМТП» заказало услуги у ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> по договору № от <дата> на сумму 283 747,52 рублей по проведению лабораторно-инструментальных исследований атмосферного воздуха, питьевой воды, исследования морского воды на микробиологические показатели;
- в период с 2009 по 2012 г.г. общество инвестировало 2 950 000 рублей на разработку проекта очистных сооружений причалов №,7 с ООО «ИНТЕССО ГРУПП» по договору № от <дата>. Параллельно был заключен договор за № от 06.07.2012г. на инженерно-геодезические и инженерно-геологические работы с ООО «Гео Плюс» на сумму 745 000 руб.;
- кроме этого общество заключило договор с АО «Институт «Ростовский водоканалпроект» № от <дата> на сумму 2 399 999,64 рублей на проектную и рабочую документацию по строительству очистных сооружений поверхностных стоков причалов 1,2,3;
- в 2014 году был расширен перечень федеральных объектов государственной экологической экспертизы, в который вошла «в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности»).
За период с 2009 по 2017 годы АО «ТМТП» инвестировало в проекты по проектированию локальных очистных систем и прохождению экологических экспертиз по текущей хозяйственной деятельности 17 123 860,25 рублей. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность АО «ТМТП», отсутствуют.
В судебном заседании привлекаемый не участвовал, о времени и месте его проведения извещался.
Рассмотрев доводы жалобы, оценивая законность и обоснованность оспариваемого постановления судья приходит к следующим выводам:
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу прямого указания ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статьей 26.1. КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ч.1 статьи 8.45 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Ч.2 ст. 8.45 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются; всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические установление данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, изложенные в постановлении объективно подтверждены. Факт наличия вины также является безусловно установленным.
Постановление по делу об административном правонарушении является обоснованным, если имеющие значение для дела факты подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами, а также, когда оно содержит исчерпывающие выводы субъекта административной юрисдикции, вытекающие из установленных фактов. Законность постановления по делу об административном правонарушении означает соответствие формы и содержания постановления требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, с указанием причин виновности правонарушителя, обстоятельств совершения правонарушения, а также оценки действий правонарушителя.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий должностного лица административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом и не оспаривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
По мнению привлекаемого, изложенному в жалобе, обстоятельства смягчающие административную ответственность являются основанием для прекращения производства по делу. Однако такое мнение является ошибочным, поскольку наличие смягчающих административную ответственность правонарушителя обстоятельств не влечет безусловное освобождение лица от административной ответственности.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа были выяснены все обстоятельства, подлежащие выяснению в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ. Материалы дела свидетельствуют, что факт совершения правонарушения установлен, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, вина управляющего директора <данные изъяты> ФИО1 доказана в установленном законом порядке, его действия правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ. При рассмотрении дела должностным лицом и при рассмотрении данной жалобы, привлекаемый доказательств устранения правонарушения не представил. Административное наказание назначено в пределе санкции ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении дела не допущено. Таким образом, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № 0243/01/0226/ПР/2017 от 09.11.2016 года старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ в отношении управляющего директора <данные изъяты> ФИО1 оставить без изменения, а жалобу привлекаемого без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня получения копии.
Судья Семеняченко А.В.