ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/18 от 25.07.2018 Русско-полянского районного суда (Омская область)

Мировой судья судебного участка № 26 Дело № 12-18/2018

в Русско-Полянском судебном районе Омской области

Калашников В.А.

РЕШЕНИЕ

Русско-Полянский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Елены Витальевны (<...>)

при секретаре Прониной А.В.,

рассмотрев 25 июля 2018 года в р.п. Русская Поляна Омской области в открытом судебном заседании жалобу администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное 2 июля 2018 года мировым судьей судебного участка № 26 в Русско-Полянском судебном районе Омской области,

УСТАНОВИЛ:

02.07.2018 мировым судьей судебного участка № 26 в Русско-Полянском судебном районе Омской области администрация Русско-Полянского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях, и подвергнута административному наказанию в виде административ-ного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, администрация муниципального образования обратилась в районный суд с жалобой, в которой указано на отсутствие должной правовой оценки действиям органа местного самоуправления в течение 2015-2018 годов по размещению заявок на проведение конкурса по закупке продовольствия, медикаментов, иных товаров в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном № 44-ФЗ, как и документам, подтверждающим обучение служащих ЕДДС на курсах ГО и ЧС, заявкам на обучение, отсутствие оценки наличию плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и правового указания на согласова-ние такового. Просит постановление мирового судьи отменить, производст-во по делу прекратить в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Защитник юридического лица ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании в обоснование жалобы заявил о должном выполнении требования как № 68-ФЗ, так и № 44-ФЗ при закупке товаров и услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о своевременном создании плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, прохождении обучения работниками ЕДДС, о малозначительности нарушения срока прохождения обучения.

Должностное лицо ГУ Региональной безопасности Омской области, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО7 в судебном заседании подтвердил наличие заявок на проведение конкурса по закупке товаров в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном № 44-ФЗ, в течение 2015-2018 годов при проверке органа местного самоуправления, плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, не оспаривал прохождение обучения в 2018 служащими ЕДДС на курсах ГО и ЧС, наличие заявок на обучение.

В соответствии с требованием пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся участников производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, учитывая положение части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к следующему.

Как усматривается из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, мировым судьей юридическому лицу администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области назначено административное наказание за нарушение статей 4, 4.1, 7, 11, 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпункта «д» пункта 4, пункта 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547, пунктов 6, 11, 20, 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, пунктов 3, 4, 5 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340, пункта 27 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утв. приказом МЧС России от 19.01.2004 № 19, пункта 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, выявленное 10.05.2018 в ходе проверки в здании, расположенном по адресу <адрес>, а именно, отсутствие резервов материальных ресурсов Русско-Полянского муниципального района Омской области для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера продовольствия, вещевого имущества, строительных материалов, медицинского имущества, резервов транспортных средств, переподготовки в учреждениях повышения квалификации, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководителя и специалистов ЕДДС Русско-Полянского муниципального района Омской области, планирования мероприятия в области защиты работников организаций и подведомстве-нных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, отсутствие утвержденного и согласованного плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера (л.д.221,222-231).

С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя, исходя из следующего.

Производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Главой 26 Кодекса установлена необходимость всестороннего, объектив-ного и полного исследования судом всех представленных доказательств по делу, их оценка на предмет обоснованности, достоверности, допустимости и достаточности.

В ЕГРЮЛ внесены сведения о создании до 01.07.2002 администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области (л.д.90-96).

Частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается, в частности, в невыполнении предусмотрен-ных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Субъектами правонарушения являются, в том числе и юридические лица.

Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.

Пунктом 26 части 1 статьи 4 Устава Русско-Полянского муниципального района Омской области к вопросам местного значения района отнесены организация и осуществление мероприятий по защите населения муници-пального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.97-106).

Как следует из материалов дела, должностным лицом ГУ Региональной безопасности Омской области органу местного самоуправления вменены вышеназванные нарушения, кроме того, нарушение методических рекомендаций по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов, утв. заместителем министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 18.08.2003, (л.д.2-4).

Статьей 4, пунктом «д» статьи 11 № 68-ФЗ, пунктами 6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, пунктами 3, 4, 5 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340, предусмотрено создание и использование для ликвидации чрезвычайных ситуаций местных резервов материальных ресурсов решением органа местного самоуправления, определяющего номенклатуру и объем резервов, осуществляющего контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением, размещающихся на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение названных требований закона администрацией Русско-Полянского муниципального района Омской области утверждена номенклатура резервов (л.д.30,40-41), в течение 2015-2018 годов в единой информационной сети на официальном сайте размещаются извещения о проведении предварительного отбора участников закупки материальных ресурсов, перечисленных в номенклатуре, в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Заявки для участия не поданы (л.д.119-219).

Таковые действия органа местного самоуправления по приобретению товаров и услуг прямо регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Иной порядок законом не предусмотрен.

С учетом положения части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд находит принятие юридичес-ким лицом всех зависящих от него мер по соблюдению названных правовых норм, нарушение которых вменено юридическому лицу.

При этом, создание резервов транспортных средств указанными требова-ниями закона не установлено, что указывает на недоказанность обоснован-ности вменения в нарушение муниципальному району.

Из совокупности положений статей 4, 4.1, пункта «в» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, подпункта «д» пункта 4, пункта 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пунктов 6, 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пункта 27 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утв. приказом МЧС России от 19.01.2004 № 19, усматривается обязанность создания органами местного самоуправления на муниципаль-ном уровне единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образо-ваний, осуществления обязательной подготовки работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвы-чайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы, для руководителей организаций - получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет.

В целях соблюдения указанного, в Русско-Полянском муниципальном районе Омской области создана единая дежурно-диспетчерская служба, в которой с 20.01.2011 трудятся ФИО2 и ФИО3, с 08.09.2015 ФИО4, с 25.07.2017 ФИО5, руководителем с 01.12.2015 трудоустроен ФИО6 (л.д.34,35,36,37,38).

Как следует из копий плана обучения, заявок на обучение, удостовере-ний (л.д.66-72) в июне 2018 года прошли обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций ФИО6 и ФИО5, в сентябре 2018 года обучение пройдут ФИО4, ФИО2, ФИО3

ФИО5 пройдено обучение в течение первого года работы, что указывает на отсутствие нарушения требований названных правовых норм.

Суд находит недоказанным нарушение муниципальным районом требований подпункта «д» пункта 4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку при обучении руководителя ЕДДС ФИО6 в июне 2018 года получение им дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возможно лишь в течение последующих 5 лет.

Не находит суд доказательств нарушения муниципальным районом статей 7 и 11 № 68-ФЗ, пункта 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, пункта 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, устанавливающих обязанность муници-пального образования по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Русско-Полянского муниципального района Омской области создан и утвержден в марте 2018 года, представлен в ходе проверки должностному лицу контролирующего органа, о чем им заявлено в суде.

При этом, указаний в законе на обязательность согласования плана с МЧС и иными органами не содержится. Вероятность наличия такого указания в методических рекомендациях по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов, утв. заместителем министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДД.ММ.ГГГГ, возможна, однако текст таковых не опубликованы в установленном порядке, отсутствует в свободном доступе, не представлен суду должностным лицом контролирующего органа.

Кроме того, указанный документ, исходя из наименования, носит по своей природе рекомендательный характер.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагиваю-щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (статья 15 Конституции Российской Федерации).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание ведомственных НПА в виде писем и телеграмм не допускается (пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009).

Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрирован-ные, но не опубликованные в установленном порядке, эти документы не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, согласно пункту 10 Указа Президента России от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Таким образом, указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение требований названного документа недопустимо.

Вывод мирового судьи о наличии у юридического лица обязанности по предоставлению в ГУ МЧС России по Омской области плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Русско-Полянского муниципального района Омс-кой области не основан на законе.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федера-ции об административных правонарушениях установлена административ-ная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Проверяя дело в полном объеме, давая оценку представленным доказательствам в соответствии с требованием статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях муниципального района, нарушившего требования пункта 5 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547, при осуществлении обязательной подготовки работников ЕДДС ФИО4, ФИО2, ФИО3 в области защиты от чрезвычайных ситуаций, состава административ-ного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иные, вмененные в вину нарушения, не подтверждены должной доказательствен-ной базой, напротив, опровергнуты совокупностью исследованных доказательств, как и пояснениями в районом суде должностного лица ГУ Региональной безопасности Омской области, составившего протокол об административном правонарушении.

Вместе с тем, суд, принимая во внимание доводы жалобы юридического лица, обстоятельства, установленные в ходе ее разрешения, полагает необходимым учесть характер совершенного правонарушения, а, именно, планирование юридическим лицом обучения работников ЕДДС в сентябре 2017 года, прохождение ими обучения согласно плану и поданным заявкам. Полагает суд, что фактическое обучение работников, назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в совокупности с проведением ответственным лицом учений и тренировок непосредственно на рабочем месте ежемесячно (о чем в суде заявлено защитником, что не опровергнуто контролирующим органом), указывает на малозначительность совершенного административ-ного правонарушения, не представляющего существенного нарушения охраняемым законом правоотношений, направленным на проведение определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникно-вения. При этом, судом приняты во внимание, как размер вреда, так и тяжесть наступивших последствий.

Усматривая малозначительность совершенного административного правонарушения, учитывая положение статьи 2.9 КоАП РФ, районный суд приходит к выводу об освобождении виновного лица администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области от администра-тивной ответственности, полагая возможным ограничиться устным замечанием.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено вынесение решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении об его отмене и прекращении произ-водства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление, вынесенное 02.07.2018 мировым судьей судебного участка № 26 в Русско-Полянском судебном районе Омской области по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении админист-рации Русско-Полянского муниципального района Омской области, подле-жит отмене в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращению.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области удовлетворить.

Постановление делу об административном правонарушении, предусмот-ренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об админист-ративных правонарушениях, вынесенное 2 июля 2018 года мировым судьей судебного участка № 26 в Русско-Полянском судебном районе Омской области в отношении администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, отменить. Освободить администрацию Русско-Полянского муниципального района Омской области от административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявить администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области устное замечание, производство по делу прекратить.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья Е.В. Никитина