Дело № 12-18/2019
РЕШЕНИЕ
06 февраля 2019 года с. Верхнеяркеево
Судья Илишевского районного суда Республики Башкортостан Миннебаева Л.Я.,
с участием заявителя жалобы РакиповРамзилаГафуровича,
государственного инспектора г. Дюртюли, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевскогорайонов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора по административно-хозяйственной части Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №<адрес> муниципального района <адрес> РакиповаРамзилаГафуровича на постановление государственного инспектора <адрес>, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и <адрес>ов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,
установила:
Постановлением государственного инспектора <адрес>, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и <адрес>ов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора по АХЧ МБОУ СОШ №<адрес> МР <адрес>ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях – ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 6000,0 руб.
Постановление в отношении заместителя директора по АХЧ МБОУ СОШ №<адрес>ФИО1 вынесено по материалам проверки, произведенной ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ СОШ №<адрес>, в ходе которой обнаружены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. к работе допускаются лица без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (руководителем учреждения не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму);
2. руководителем организации на объекте с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре, соответствующих ГОСТу;
3.руководителем организации не обеспечено выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных статьей 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии потребления табака». Руководителем организации не обеспечено размещение на территории объекта защиты знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»;
4. помещения складского и технического назначения не категорированы по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130;
5. руководителем организации не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
6. на объекте защиты руководителем организации не обеспечено проведение огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения;
7. руководителем организации не организовано проведение в помещении электрощитовой работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями;
8. руководителем организации не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний;
9. двери лестничных клеток не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнения в притворах. На отдельных участках допускается снятие устройств для самозакрывания дверей лестничных клеток;
10. на объектах защиты с массовым пребыванием людей руководителем организации не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек;
11. руководителем организации не обеспечены исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
12. руководителем организации не обеспечено укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами;
13. пожарные рукава не присоединены к пожарным кранам и пожарным стволам;
14. руководителем организации не организована перекатка пожарных кранов (не реже 1 раза в год);
15. на объекте защиты допущен перевод установок (приборов управления речевого оповещения) с автоматического пуска на ручной;
16. руководителем организации не обеспечена своевременная перезарядка огнетушителей;
17. помещения, классы и подвал в здании школы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
18. в здании класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 отсутствуют системы пожарной сигнализации, обеспечивающие дублирование световых и звуковых сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
19. в здании класса Ф4.1 выход из лестничной клетки на чердак предусмотрен по лестничному маршу с площадкой перед выходом, через не противопожарную дверь 2-го типа (отсутствует противопожарная дверь);
20. помещение производственного и складского назначения (складские помещения, архив, электрощитовая) выделенные противопожарными перегородками не ниже 1- го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа не имеют соответствующих заполнений проемов (отсутствуют противопожарные двери);
21.на объекте защиты в лестничных клетках (правое и левое крыло) высота ограждения составляет менее чем 1,2 м (фактически: правое крыло -0,85 м.; левое крыло -0,88 м.);
22 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководителем организации не обеспечено наличие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, чем нарушены Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О противопожарном режиме»; ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»; Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» и т.д.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности в части назначенного наказания, ФИО1 обратился в суд с рассматриваемой жалобой, ссылаясь на то, что он является заместителем директора по АХЧ МБОУ СОШ №<адрес>, Учреждение не располагает денежными средствами для устранения вышеназванных нарушений, распределителем денежных средств для образовательных учреждений является МКУ Управление образования муниципального района <адрес>, администрация школы неоднократно обращалась в Администрацию муниципального района <адрес> - учредителю Учреждения, и в МКУ Управление образования с заявлениями о выделении денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности. Однако письменные заявления Учреждения не были удовлетворены, денежные средства на устранение нарушений правил пожарной безопасности, на исполнение ранее выданных государственными инспекторами по пожарному надзору предписаний не выделены. Он сам лично как должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность, не располагает денежными средствами на устранение всех выявленных нарушений и на уплату штрафа.
Ссылаясь на изложенное, заместитель директор по АХЧ МБОУ СОШ №<адрес>ФИО1 просит отменить постановление государственного инспектора <адрес>, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевскогорайонов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания и прекратить производство по делу.
В ходе судебного заседания ФИО1 жалобу поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что к сегодняшнему дню большинство из выявленных нарушений правил пожарной безопасности устранены. Просит также учесть, что он занимает должность заместителя директора МБОУ СОШ №<адрес>, получает заработную плату в размере 13000,0 руб. Финансовыми средствами на устранение выявленных нарушений Учреждение не располагает. При выполнении требований пожарной безопасности с его стороны не было бездействия: указанные в постановлении по делу об административном правонарушении нарушения правил пожарной безопасности допущены из-за отсутствия финансовых средств у юридического лица, хотя на имя начальника отдела образования и главы Администрации муниципального района были неоднократно поданы заявления о выделении дополнительных денежных средств, данные заявления удовлетворены не были.
Государственный инспектор <адрес>, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевскогорайонов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2 возражал удовлетворению жалобы ФИО1, ссылаясь на то, что вынесенное им постановление является законным и обоснованным, просил суд учесть, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности посягают на общественную безопасность, в данном случае, на жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, обучающихся в данной школе; указанные в постановлении по делу об административном правонарушении нарушения правил пожарной безопасности являются существенными и являются основанием для квалификации административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав заявителя жалобы - заместителя директора по АХЧ МБОУ СОШ №<адрес>ФИО1, государственного инспектора <адрес>, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевскогорайонов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административным органом обоснованно установлено наличие в действиях заместителя директора по АХЧ МБОУ СОШ №<адрес>ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку ФИО1 является заместителем руководителя юридического лица - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №<адрес> муниципального района <адрес>, нарушения требований пожарной безопасности в ходе произведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки выявлены, зафиксированы в Акте проверки, стороны с данными нарушениями согласились.
Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Изучением должностной инструкции заместителя директора по хозяйственной части и должностной инструкции лица, ответственного за пожарную безопасность, ФИО1 выполняет административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении.
В связи с изложенным, доводы заявителя жалобы о незаконности постановлении государственного инспектора <адрес>, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и <адрес>ов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ввиду отсутствия денежных средств у юридического лица не обоснованы.
В то же время установлено, что ФИО1, являясь заместителем директором по АХЧ МБОУ СОШ №<адрес>, не обладает распорядительными полномочиями, не располагает денежными средствами для устранения нарушений, указанных постановлении по делу об административном правонарушении, МБОУ СОШ №<адрес> полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета, ФИО1 полномочиями самостоятельного распоряжения денежными средствами не обладает.
Также, как следует из пояснений ФИО1, после проверки большинство указанных в постановлении нарушений устранены собственными силами.
В силу ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает два вида наказания – предупреждение и штраф на должностных лиц в размере от 6000 до 15000 руб.
С учетом характера совершенного ФИО1 административного правонарушения, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, каковыми являются действия должностного лица, направленные на предотвращение административного правонарушения и частичное признание своей вины, суд считает необходимым постановление государственного инспектора <адрес>, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевскогорайонов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ изменить, назначив заместителю директора по АХЧ МБОУ СОШ №<адрес>ФИО1 более мягкое наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях – предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
Постановление государственного инспектора <адрес>, Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и <адрес>ов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заместителя директора по АХЧ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №<адрес> муниципального района <адрес>ФИО1 административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить в части назначенного наказания: объявить заместителю директора по АХЧ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №<адрес>ФИО1 предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
СудьяМиннебаева Л.Я.