Дело № 12-18/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
п. Арти 3 августа 2020 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Васильевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу должностного лица – Главы Артинского городского округа ФИО5 на постановление, вынесенное 16.06.2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Артинского судебного района Свердловской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 37-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»,
УСТАНОВИЛ
Постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 37-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», вынесенным мировым судьей судебного участка № 1 Артинского судебного района Свердловской области ФИО1 16.06.2020 года, должностное лицо - Глава Артинского городского округа ФИО5 был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей за неисполнение требований правового акта Губернатора Свердловской области, принятого для реализации решения антитеррористической комиссии в Свердловской области.
В своей жалобе ФИО5 просил постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 37-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», вынесенное мировым судьей судебного участка № 1 Артинского судебного района Свердловской области ФИО1 16.06.2020 отменить, производство по делу прекратить ввиду того, что мировым судьей судебного участка № 1 Артинского судебного района Свердловской области необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении был составлен без его участия, без дачи объяснений по существу и представления доказательств, т.к. выезд за пределы Артинского городского округа 24.04.2020г. не представлялся возможным в силу п.11 Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ, которым на территории Свердловской области был введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Считает, что направленное им письмо с обоснованием уважительных причин невозможности его присутствия являлось ходатайством об отложении составления протокола до отмены ограничений, введенных в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Протокол об административном правонарушении составлен по факту неисполнения требований правового акта Губернатора Свердловской области, а именно по факту неисполнения требования подпунктов 1, 2 и 4 пункта 1 распоряжения Губернатора Свердловской области от 04.06.2019г. №123-РГ «О реализации решений антитеррористической комиссии Свердловской области по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области». Нарушения действительно были, и после проведения проверки приняты меры к их устранению. Нарушения были допущены по вине иных должностных лиц Администрации, в чьи должностные обязанности входило выполнение поручений, изложенных в распоряжении Губернатора Свердловской области. При этом в его действиях как Главы Артинского городского округа отсутствует состав правонарушения, поскольку такое полномочие как «профилактика терроризма и экстремизма, а также в минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа относится к полномочиям Администрации Артинского городского округа», а не к полномочиям Главы Артинского городского округа. Он, как Глава Артинского городского округа, не является субъектом административного правонарушения, поскольку организовал выполнение мероприятий, поручив исполнение пунктов Распоряжения №123-РГ, заместителю Главы Артинского городского округа ФИО4, в соответствии с должностными обязанностями последнего.
В судебном заседании представитель должностного лица - Редких О.М., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, указав на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, а также на отсутствие в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Начальник отдела координации деятельности в области противодействия терроризму Министерства общественной безопасности Свердловской области заместитель руководителя аппарата антитеррористической комиссии по Свердловской области ФИО6 против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить постановление мирового судьи без изменения как законное и обоснованное.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 37-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» неисполнение требований правового акта Губернатора Свердловской области, принятого для реализации решения антитеррористической комиссии в Свердловской области, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 42 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 37-1 Закона составляют должностные лица исполнительного органа государственной власти Свердловской области, реализующего государственную политику Свердловской области в сфере противодействия терроризму.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве общественной безопасности Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.12.2016 № 868-ПП Министерство общественной безопасности Свердловской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, реализующим государственную политику Свердловской области в области противодействия терроризму. В соответствии с пунктом 6 перечня должностных лиц Министерства общественной безопасности Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденных приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 13.02.2017 года № 44 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства общественной безопасности Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы административных правонарушениях» составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьей 37-1 Закона № 52-0З уполномочен начальник отдела координации деятельности в области противодействия терроризму Министерства общественной безопасности Свердловской области.
Основанием для привлечения должностного лица Главы Артинского городского округа ФИО5 к административной ответственности на основании указанной нормы Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» послужили изложенные в судебном акте выводы о неисполнении должностным лицом требований подпунктов 1, 2 и 4 пункта 1 Распоряжения Губернатора Свердловской области от 04.06.2019 года № 123-РГ «О реализации решений антитеррористической комиссии в Свердловской области по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по участию в профилактике терроризма».
В соответствии с указанным Распоряжением главам муниципальным образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе Главе Артинского городского округа ФИО5 были даны поручения в срок до 14.06.2019 года:
1) привести нормативные правовые акты и организационно распорядительные документы, регламентирующие деятельность антитеррористических комиссий муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями решения председателя антитеррористической комиссии Свердловской области от 20.09.2018 года № 1 «О формировании антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (далее - Решение № 1);
2) создать (актуализировать) на официальном сайте муниципального образования и муниципальных учреждений (организаций) в информационно- телекоммукационной сети Интернет специальный раздел «Профилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в целях информационного обеспечения профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений» в соответствии с методическими рекомендациями аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области от 04.12.2018 года № 25-10-01/7220;
3) определить (скорректировать) порядок и периодичность проведения инструктажей, занятий, тренировок и учений по действиям муниципальных служащих и работников подведомственных учреждений (организаций) при угрозе совершения или совершении террористического акта, в том числе при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, по безопасной и своевременной эвакуации, а также утвердить графики проведения в 2019 году указанных мероприятий.
Как следует из протокола об административном правонарушении и не оспаривается сторонами, Решение № 1 поступило в администрацию Артинского городского округа по системе электронного документооборота Правительства Свердловской области 21.09.2018 года (письмо аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области от 21.09.2018 года №), с которым был ознакомлен Глава Артинского городского округа ФИО5
Распоряжение № 123-РГ поступило в администрацию Артинского городского округа по системе электронного документооборота 07.06.2019 года, с которым был ознакомлен Глава Артинского городского округа ФИО5
11.03.2020 года, в ходе выездной проверки Артинского городского округа, проводимой в соответствии с Регламентом осуществления контроля за исполнением решений (поручений) антитеррористической комиссии в Свердловской области, в том числе совместных с оперативным штабом в Свердловской области, представителем аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области инженером 1 категории государственного казенного учреждения Свердловской области «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области» ФИО2 в присутствии заведующего отделом гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Артинского городского округа ФИО3 были выявлены факты неисполнения вышеуказанных подпунктов пункта 1 Распоряжения N 123-РГ, о чем проинформирован Глава Артинского городского округа ФИО5 (письмо аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области от 18.03.2020 года № «О направлении акта проверки»).
В ходе изучения отчетных документов, представленных администрацией Артинского городского округа, установлено, что в нарушение части 4.1 статьи 5.1 и 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ № 35) Главой Артинского городского округа ФИО5 в ноябре 2018 года принято решение о формировании антитеррористической комиссии в Артинском городском округе и утверждении Положения об антитеррористической комиссии в Артинском городском округе, хотя в соответствии с ФЗ № 35 принятие такого решения отнесено исключительно к компетенции председателя антитеррористической комиссии в Свердловской области.
В нарушении пункта 3 Решения № 1 и пункта 9 Положения об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области (далее - Положение), утвержденного Решением № 1, постановлением администрации Артинского городского округа от 29.11.2018 года № 929-ПГ «О формировании антитеррористической комиссии в Артинском городском округе» не определено структурное подразделение администрации Артинского городского округа, ответственное за организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористической комиссии в Артинском городском округе.
В нарушение пункта 7 Положения в I и III кварталах 2019 года, заседания антитеррористической комиссии в Артинском городском округе не проводились. В нарушение подпункта 1 пункта 1 Распоряжения № 123-РГ Главой Артинского городского округа ФИО5 в установленный срок нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы, приводящие деятельность антитеррористической комиссии в Артинском городском округе в соответствии с требованиями Решения № 1 не приняты.
В нарушение подпункта 2 пункта 1 Распоряжения N 123-РГ Главой Артинского городского округа ФИО5 в срок до 14.06.2019 года, не обеспечена актуализация имеющегося на официальном сайте Артинского городского округа в сети Интернет специального раздела «Профилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений», структура которого не соответствует рекомендациям аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области от 04.12.2018 года №.
Согласно отчету администрации Артинского городского округа (письмо от 14.06.2019 года № 2562) на официальном сайте в сети Интернет имеется подраздел «Профилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений» (раздел «Безопасность жизнедеятельности»), который состоит из следующих вкладок: «Законодательство в сфере противодействия терроризму», «НПА» и «Методические материалы». Однако при проверке установлено, что указанный подраздел расположен не на главной странице официального сайта Артинского городского округа в сети Интернет и не содержит вкладки «Деятельность органов местного самоуправления муниципального образования по реализации полномочий в области профилактики терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений («Новости», «Контакты», «Муниципальные правовые акты») и «Деятельность комиссии» («Контакты», «Новости», «Правовая основа деятельности Комиссии» и «Заседания Комиссии»). Так же, в нарушение подпункта 2 пункта 1 Распоряжения №-РГ на официальных сайтах муниципальных организаций - образовательных учреждений (Барабинская, Малокарзинская, Манчажская, Сажинская и Сухановская средние общеобразовательные школы, детская юношеская - спортивная школа имени заслуженного тренера России ФИО7, школа № 6, Артинский лицей, детские сады «Сказка», «Радуга» и «Капелька») в сети Интернет специальные разделы «Профилактика терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений» не созданы.
В нарушение подпункта 4 пункта 1 Распоряжения №-РГ ФИО5 в срок до 14.06.2019 года, муниципальным правовым актом не определен порядок и периодичность проведения инструктажей, занятий, тренировок и учений по действиям муниципальных служащих и работников подведомственных учреждений (организаций) при угрозе совершения или совершении террористического акта, в том числе при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, по безопасной и своевременной эвакуации.
Согласно отчету администрации Артинского городского округа (письмо от 14.06.2019 года №) в июне 2019 года издано распоряжение администрации Артинского городского округа от 11.06.2019 года № 309-ПА «Об организации обучения сотрудников Администрации Артинского городского округа при угрозе террористического акта или в случае его совершения в 2019 году». При этом данный правовой акт не определяет порядок и периодичность проведения инструктажей, занятий, тренировок и учений по действиям муниципальных служащих и работников подведомственных учреждений (организаций) при угрозе совершения или совершении террористического акта, в том числе при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, по безопасной и своевременной эвакуации. В ходе проверки также не представлены графики проведения указанных мероприятий на 2019 год.
По результатам проверки Главе Артинского городского округа ФИО5 было предложено принять исчерпывающие меры к обеспечению исполнения Распоряжения № 123-РГ, а также представить письменные объяснения должностных лиц, определенных исполнителями, и допустивших неисполнение требований Распоряжения № 123-РГ (письмо аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области от 18.03.2020 года №). В установленный срок в аппарат антитеррористической комиссии в Свердловской области письменные объяснения должностных лиц Артинского городского округа не поступили.
Факт совершения должностным лицом Главой Артинского городского округа ФИО5 административного правонарушения, предусмотренного ст.37-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», подтверждается материалами дела, в частности, протоколом об административном правонарушении от 24.04.2020 года; письмом аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области от 21.09.2018 № о направлении Решения председателя антитеррористической комиссии Свердловской области от 20.09.2018 № «О формировании антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области»; Регламентом осуществления контроля за исполнением решений (поручений) антитеррористической комиссии в Свердловской области, в том числе совместных с оперативным штабом в Свердловской области, утвержденный решением заседания антитеррористической комиссии в Свердловской области (протокол от 07.03.2019 № 1); планом-графиком выездных проверок организации деятельности антитеррористических комиссий; протоколом совместного заседания антитеррористической комиссии в Свердловской области и оперативного штаба в Свердловской области от 23.08.2019 № 3; распоряжением Губернатора Свердловской области от 04.06.2019 № 123-РГ «О реализации решений антитеррористической комиссии в Свердловской области по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по участию в профилактике терроризма»; письмом аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области от 18.03.2020 № 25-10-01/2085 «О направлении акта проверки»; письмом аппарата антитеррористической комиссии в Свердловской области от 17.04.2020 № 25-10-01/3072 «О привлечении к ответственности»; скриншотами с официальных сайтов администрации Артинского городского округа и муниципальных учреждений (организаций); постановлением администрации Артинского городского округа от 29.11.2018 № 939 «О формировании антитеррористической комиссии в Артинском городском округе»; постановлением администрации Артинского городского округа от 11.06.2019 № 309 «Об организации обучения сотрудников Администрации Артинского городского округа при угрозе террористического акта или в случае его совершения в 2019 году»; положением о Министерстве общественной безопасности Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 16.12.2016 № 868-ПП; приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 13.02.2017 N 44 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства общественной безопасности Свердловской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»; письмом Главы Артинского городского округа от 20.04.2020 № 1726 (ответ на письмо аппарата АТК от 17.04.2020 №25-10-01/3072).
Указанным доказательствам мировым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировым судьей установлено, что исполнение требований Распоряжения Губернатора Свердловской области от 04.06.2019 года №-РГ «О реализации решений антитеррористической комиссии в Свердловской области по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по участию в профилактике терроризма», согласно Устава Артинского городского округа, относятся к вопросам местного значения (п. 8 ст. 6) и возложено на администрацию Артинского городского округа (п. 16 ст. 31).
ФИО5 является Главой Артинского городского округа, исполняет полномочия на основании ст.28 Устава Артинского городского округа, в том числе организует и руководит деятельностью администрации городского округа на принципах единоначалия (п.27).
На момент проверки и составления протокола иные должностные лица, ответственные за исполнение Распоряжения № 123-РГ, кроме главы Артинского городского округа, отсутствовали.
Доводы жалобы о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности также не нашли своего подтверждения. ФИО5, являясь должностным лицом, главой Артинского городского округа, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. При этом ходатайств об отложении составления протокола не заявлял, правом на предоставление письменных пояснений посредством почтовой или факсимильной связи не воспользовался, возражений не представил, в связи с чем протокол составлен должностным лицом обоснованно и в полном соответствии с требованиями закона в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, согласно п.11 Указа Губернатора Свердловской области № 100-УГ от 18.03.2020 года, требования к жителям Свердловской области в возрасте старше 65 лет по обеспечению самоизоляции на дому, не распространяется на должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований.
Поскольку в результате ненадлежащего исполнения Главой Артинского городском округа ФИО5 обязанностей, поручения предусмотренные подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 Распоряжения № 123-РГ, принятого для реализации решения антитеррористической комиссии в Свердловской области (подпунктов 9.1, 9.2 и 9.4 пункта 9 раздела III протокола от 26.04.2019 года № 2) в установленный срок не исполнены, он обоснованно привлечен к административной ответственности по ст.37-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Законом Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО5 допущено не было, ему назначено наказание с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности виновного, обстоятельств дела.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется, поскольку административное правонарушение посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия терроризму, что несет существенную угрозу причинения вреда охраняемым законом отношениям безопасности населения и государства.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 37-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», вынесенное 16.06.2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Артинского судебного района Свердловской области ФИО1 в отношении должностного лица - Главы Артинского городского округа ФИО5 - оставить без изменения, жалобу должностного лица ФИО5 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в порядке, предусмотренном ст.30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение отпечатано судьей собственноручно.
Судья Волкова Е.В.
<данные изъяты>