РЕШЕНИЕ
06 марта 2020 года .......
Судья Городецкого городского суда .......Сивохиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка * Городецкого судебного района ....... от *** о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.33.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка * Городецкого судебного района ....... от *** должностное лицо ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.33.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от ***, должностное лицо ФИО1 признан виновным в том, что Некоммерческая организация Благотворительный Фонд «Забота и здоровье» юридический адрес: 606522, ......., не представило в Управление Пенсионного фонда РФ по ....... (межрайонное) отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на директора фонда. Сведения о застрахованных лицах по форме *, должны быть представлены не позднее ***.
Не согласившись с постановлением мирового судьи от ***, должностное лицо ФИО1 обратился с жалобой в Городецкий городской суд ........ В поданной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В обосновании жалобы указал, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие и без надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола. С ***ФИО1 зарегистрирован по месту жительства ........ В целях извещения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, Управление ПФ РФ по ....... направило уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по адресу: ......., а также по месту нахождения юридического лица НО БФ «Забота и Здоровье». В адрес фактического места жительства ФИО1 ни уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, ни сам протокол ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ....... не направлялись. Направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении по юридическому адресу организации, в которой ФИО1 является директором, не освобождает административный орган в силу ст. 28.2, 25.1, 25.15 КоАП РФ от обязанности известить надлежащим образом ФИО1 по месту жительства. Следовательно протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением закона, не может быть положен в основу выводов о виновности лица в совершении противоправного деяния. Таким образом, постановление от *** по административному делу *, основанное на протоколе об административном правонарушении, составленном с существенными нарушениями требований КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по административному делу должно быть прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Должностное лицо начальник ГУ — Управления ПФ РФ по ....... (межрайонное) ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии.
В судебном заседании должностное лицо ФИО1 и его защитник Туманова И.М., которым разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст.ст.25.1, 29.2, 25.4, 24.4 КоАП РФ, отводов судье не заявляли, доводы жалобы поддержали, и пояснили, что ФИО1 не был извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, что является существенным процессуальным нарушением.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "П" от *** N 343.
В силу вышеуказанных требований закона, составление протокола в отсутствие лица, его защитника допускается исключительно при наличии в момент его составления доказательств соблюдения надлежащего порядка извещения такого лица. Поэтому на момент составления протокола должностное лицо должно было располагать доказательствами соблюдения порядка вручения почтовых отправлений, предусмотренных Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от *** N 234.В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.15.33.2 КоАП РФ, непредставление в установленный законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда РФ оформленных в установленном порядке сведений (документов) необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Мировым судьей установлено, что в результате проверки имеющихся в распоряжении Управления Пенсионного фонда РФ по ....... (межрайонное) сведений (данных) выявлено, что Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Забота и *......., в Управление Пенсионного фонда РФ по ....... (межрайонное) не представило отчетность по форме СЗВ -СТАЖ за 2018 год на директора фонда. Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ -СТАЖ за 2018 год, должны быть представлены не позднее ***.
Мировой судья, проверив собранные доказательства и дав им оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, пришел к выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении, а также иных процессуальных документов, вынесенных при возбуждении дела, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие данные процессуальные акты могут быть составлены только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении, иных процессуальных документов, а также внесении изменений в такие процессуальные акты.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.
Процессуальным законодательством не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как усматривается из материалов дела, *** в отношении должностного лица ФИО1, директора фонда Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Забота и Здоровье» составлен протокол об административном правонарушении в его отсутствие.
Согласно уведомлению от ****ФИО1, директор фонда Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Забота и Здоровье» извещался о составлении протокола об административном правонарушении на *** почтовым отправлением.
Согласно ст.34 Приказ Минкомсвязи России от *** N 234 письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и в случае, когда из указанного в учредительных документах юридического лица адреса регистрации поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "административное".
В целях извещения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении Управление Пенсионного фонда РФ по ....... (межрайонное) направляло ФИО1 уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по адресу: г.Н.Новгород ....... также по месту нахождения юридического лица НО БФ «Забота и здоровье», в котором ФИО1 является директором, о чем свидетельствуют списки * и * (ПУ и ВС) от ***.
Вместе с тем, как следует из копии паспорта ФИО1, с *** он зарегистрирован по адресу: ......., корпус 2, ........
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.
В нарушение указанной нормы уведомление о месте и времени вынесения протокола об административном правонарушении по месту жительства ФИО1 не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, составлен в отношении директора НО БФ «Забота и здоровье» ФИО1 в отсутствие должностного лица с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 названного Кодекса. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
КоАП РФ не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения дела.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении директора НО БФ «Забота и здоровье» ФИО1 без надлежащего его извещения, он не может служить допустимым доказательством по делу, поскольку со стороны должностного лица были допущены существенные нарушения и не соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу.
Направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении по адресу предыдущей регистрации ФИО1 с учетом того, что оно не было получено адресатом до составления протокола об административном правонарушении, не может свидетельствовать о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, суд пересматривающий дело приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора НО БФ «Забота и здоровье» ФИО1, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу директора фонда Некоммерческая организация благотворительный фонд «Забота и здоровье» ФИО1- удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка * Городецкого судебного района ....... — отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора фонда Некоммерческая организация благотворительный фонд «Забота и здоровье» ФИО1, прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Городецкого городского суда И.А. Сивохина