Дело № 12-2/2021
УИД: 24MS0162-01-2019-000552-49
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
11 марта 2021 года с. Хатанга
Хатангский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Поповой Ю.А.,
при ведении протокола помощником судьи Харлампенко А.В.,
с участием заместителя прокурора Норильской транспортной прокуратуры Богданова Д.С., путем использования системы видео-конференц-связи,
защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, - Свердловой О.А., действующей на основании доверенности от 11.09.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Энергия» ФИО1 на постановление государственного инспектора Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ространснадзора от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.11 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Энергия»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. Норильского транспортного прокурора от 04 октября 2020 г. в отношении юридического лица – ООО «Энергия» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.11 КоАП РФ.
Согласно постановлению, в период времени с 01 часа 00 минут до 04 часов 00 минут 27.09.2020 года в границах участка местности, расположенного в 3 километрах вниз по течению реки Хатанга от с. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, на правом берегу, географические координаты 71 градус 59 минут 601 секунда северной широты, 102 градуса 32 минуты 742 секунды восточной долготы, при осуществлении перевалке сырой нефти из нефтеналивного судна «Ленанефть-2060» в склад ГСМ № 2 ООО «Энергия», вследствие ухудшения погодных условий, произошло натяжение гибкого шланга, что привело к разгерметизации берегового трубопровода ООО «Энергия» между 5 и 6 соединительными трубами и розливу нефтепродуктов на береговую часть р. Хатанга.
В соответствии с параграфом 2 Правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от 14.08.1978, для загрузки и разгрузки нефтеналивных судов грузоотправители и грузополучатели должны иметь специально выделенные причалы. Загрузка (налив) и разгрузка (слив) нефтеналивных судов на причалах грузовладельцев должны производиться силами и средствами последних круглосуточно (параграф 7 Правил).
В силу параграфа 8 Правил, сборка и разборка трубопроводов для налива и слива на борту нефтеналивных судов или на береговом борту нефтеперекачивающих станций во всех случаях, кроме паузки и перевалки в пути, производятся силами и средствами (гибкие шланга, переходные патрубки, прокладки, инструменты и пр.) грузовладельцев.
В соответствии с п. 5.3 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2003 г. № 232, прием и отпуск нефтепродуктов нефтебазой осуществляются через специальные сливоналивные устройства, в том числе в морские и речные суда – через причальные сооружения или беспричальным способом.
Погрузка и выгрузка судов производятся через стационарные или плавучие, а при необходимости – и бункеровочные причалы. На закрытых от волнения рейдах сливоналивные операции могут производиться на беспричальных устройствах через подводные трубопроводы (п. 5.62 Правил № 232).
С учетом того, что участок р. Хатанга, на котором производилась перевалка нефтепродуктов закрытым от волнения рейдом не является, ООО «Энергия» вопреки требований пунктов 5.3, 5.62 Приказа Министерства энергетики РФ от 19 июня 2003 г. № 232 «Об утверждении Правил технической эксплуатации нефтебаз» (действующих на дату вынесения постановления), параграфов 2, 7, 8 Правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от 14.08.1978, осуществлена разгрузка судна «Ленанефть-2060», произведена перевалка сырой нефти в Склад ГСМ № 2 с использованием берегового трубопровода, в отсутствие специализированного причального сооружения, а также сливоналивных устройств (стендеров).
Согласно п. 5.64 Правил № 232, для определения возможности слива-налива нефтепродуктов пришвартовавшееся нефтеналивное судно тщательно осматривают представители пароходства, нефтебазы и ведомственной пожарной охраны (либо лицо, ответственное за пожарную безопасность нефтебазы).
Между тем, вопреки указанному требованию, работниками нефтебазы ООО «Энергия» нефтеналивное судно «Ленанефть-2060» не осматривалось.
В соответствии с п. 5.66 Правил № 232, при операциях слива-налива нефтепродуктов из нефтеналивных судов обслуживающий персонал по указанию ответственного работника нефтебазы должен по окончании слива-налива закрыть задвижки на трубопроводах и дать распоряжение на отсоединение шлангующих устройств и приведение их в исходное положение.
Однако, в нарушение указанной нормы закона, такое поручение работником Склада ГСМ № 2, ответственным за перевалку нефтепродуктов, членам экипажа нефтеналивного судна «Ленанефть-2060» не передавалось, гибкий шланг был присоединен к приемному фланцу судна, задвижки берегового трубопровода оставались открытыми.
В силу п. 5.12 Правил № 232 запрещается проводить сливоналивные операции без установки боновых заграждений, приведения в готовность к применению средств борьбы с нефтеразливами и пожаротушения.
Вместе с тем, в нарушение п. 5.12 Правил № 232, при осуществлении операций по сливу нефтепродуктов из нефтеналивного судна «Ленанефть-2060» на склад ГСМ № 2 ООО «Энергия» боновые заграждения не выставлялись.
Кроме того, в нарушение п. 5.70 Правил, присоединительные устройства системы перекачки топлива не были оборудованы предохранительными устройствами, исключающими их самопроизвольное отсоединение от судна в процессе слива (налива) при выходе судна из зоны обслуживания наливного устройства.
Постановлением государственного инспектора Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ространснадзора от 22 октября 2020 года юридическое лицо - ООО «Энергия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.11 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ООО «Энергия» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от 22 октября 2020 года отменить, указывая на то, что сырая нефть была привезена в с. Хатанга при помощи танкера «Ленанефть-2060», грузоотправителем которого являлось ПАО «Ленское объединенное речное пароходство», при этом грузополучателем товара выступало АО «Хатангский морской торговый порт». Перевалка сырой нефти из танкера на берег осуществлялась при помощи гибкого шланга и плавучего крана, собственником которых выступало АО «ХМТП». С целью передачи сырой нефти на хранение, согласно заключенного договора № 547/20-Н от 02.10.2020 г., распространяющего свое действие на отношения, возникшие между сторонами с 01.07.2020 г., ООО «Энергия» предоставила сборно-разборный магистральный трубопровод ПМТП-150. Границей эксплуатационной ответственности между сборно-разборным магистральным трубопроводом и гибким шлангом выступала задвижка указанного трубопровода ПМТП-150. Таким образом, заявитель полагает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении намерено искажался и не принимался во внимание тот факт, что грузополучателем сырой нефти выступало АО «ХМТП».
Кроме того, при рассмотрении дела не был принят во внимание тот факт, что ООО «Энергия» не подпадает под категорию нефтебаз, понятие которой содержатся в Правилах технической эксплуатации нефтебаз. Согласно свидетельству о регистрации А70-00250 от 14.12.2016 г., ООО «Энергия» не имеет зарегистрированного опасного производственного объекта в качестве нефтебазы. В связи с чем, ссылка на требования к погрузке и разгрузке нефтеналивных судов, регламентированные Правилами технической эксплуатации нефтебаз № 232 от 19.06.2003 года, является необоснованной. Согласно Правилам промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов № 461 от 07.11.2016 года, назначение Склада ГСМ № 2 ООО «Энергия» подпадает под категорию резервуарных парков.
В судебном заседании защитник ООО «Энергия» - Свердлова О.А., жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней.
Выслушав защитника ООО «Энергия» Свердлову О.А., заместителя прокурора Богданова Д.С., полагавшего постановление законным и не подлежащим отмене, по доводам, изложенным в возражениях на жалобу, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Энергия» подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из содержания п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ законность постановления по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы судьей проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, проверки и оценки имеющейся совокупности доказательств.
Как установлено ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из дела следует, что ООО «Энергия» привлечено к административной ответственности по ст. 11.11 КоАП РФ, которая предусматривает административное наказание за нарушение правил погрузки и разгрузки судов, в том числе маломерных.
Между тем в деле отсутствуют достаточные доказательства виновности ООО «Энергия» в совершении указанного правонарушения.
В соответствии со ст. 66 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.
Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.
Как следует из материалов дела, 13 июля 2020 года между ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» (Перевозчик) и АО «Хатангский морской торговый порт» (Грузовладелец) был заключен договор перевозки нефтеналивных грузов, по условиям которого Грузовладелец предъявляет Перевозчику в пункте отправления для перевозки водным транспортом сырую нефть в количестве 4400 тонн, и обязуется оплатить Перевозчику стоимость услуг, и своевременно получить груз в пункте назначения, а Перевозчик обязуется доставить вверенные ему нефтепродукты в пункт назначения в сохранности и с соблюдением условий их перевозки, а также выдать доставленные нефтепродукты уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю) (п. 1.1 договора).
Согласно п. 2.3.6 договора перевозки нефтеналивных грузов, грузовладелец обязуется принять доставленный в пункт назначения груз по судовым замерам судна... Обеспечить приемку груза лицом, указанным в перевозочных документах.
Пунктом 2.3.8 указанного договора предусмотрено, что грузовладелец обязуется подготовить причалы погрузки и выгрузки в пунктах отправления и назначения и подходы к ним надлежащим образом, обеспечивающим выполнение требований пожарной и экологической безопасности обеспечивать безопасную стоянку судов во время грузовых операций, их подачу и отвод. Сдать причалы в эксплуатацию в соответствии с нормативными требованиями до подхода первых судов под погрузку и выгрузку.
Согласно представленным в материалы дела копий накладных на перевозку нефтегрузов наливом, отправителем и получателем груза значится АО «Хатангский МТП».
Кроме того, 02 октября 2020 года между ООО «Энергия» (Исполнитель) и АО «Хатангский морской торговый порт» (Клиент) был заключен договор по условиям которого Исполнитель обязуется за вознаграждение, на условиях, установленных настоящим договором, по заявке Клиента, принять на ответственное хранение сырую нефть в количестве 3800 тонн по ГОСТ Р 51858-2002 (далее –нефтепродукты) в емкостном парке на базе ГСМ Исполнителя и осуществлять ее выдачу по требованию Заказчика (п. 1.1 договора). Действие данного договора распространяется на отношения, возникшие между сторонами с 01.07.2020 года (п. 9.6 договора).
Разделом 4 договора предусмотрены права и обязанности сторон, в соответствии с п. 4.1 договора Клиент обязуется осуществить передачу нефтепродуктов и подписать акт приема-передачи, а в соответствии с п. 4.3 договора, исполнитель обязуется: предоставить по заявке Клиента емкости для хранения нефтепродуктов, отвечающие требованиям ГОСТа, противопожарной, экологической и санитарной безопасности; принять все меры по обеспечению сохранности переданных на хранение нефтепродуктов; совершать от своего имени юридические действия, связанные с приемом, оформлением и сливом поступающих от Клиента нефтепродуктов (п. 4.3 договора).
Как установлено судом, во исполнение указанного договора, приемка нефтепродуктов на склад ГСМ № 2 была организована через сборно-разборный трубопровод ПМТП-150, принадлежащий ООО «Энергия». Указанный трубопровод был проложен от берега реки Хатанга до склада ГСМ № 2. На берегу установлены задвижки, а на складе ГСМ № 2, также через задвижки указанный трубопровод присоединен к технологическим трубопроводам склада ГСМ № 2. Танкер «Ленанефть-2060» находился от берега примерно в 100 метрах, сборно-разборный трубопровод ПМТП-150, находящийся на берегу, был соединен сотрудниками АО «ХМТП» гибким шлангом (принадлежащим АО «ХМТП») с танкером «Ленанефть-2060» через плавучий кран «КПЛ-1» (судовладелец АО «ХМТП»).
Использование ООО «Энергия» сборно-разборного трубопровода ПМТП-150, по которому осуществлялась перевалка сырой нефти из нефтеналивного судна «Ленанефть-2060» в склад ГСМ № 2, не свидетельствует о разгрузке танкера «Ленанефть-2060», поскольку указанный трубопровод относится к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте склад ГСМ № 2, и использовался в данном случае для приемки нефтепродуктов на склад ГСМ № 2 во исполнение договора хранения от 02 октября 2020 года, которое происходило одномоментно с разгрузкой танкера «Ленанефть-2060».
При этом, суд учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что АО «ХМТП» передавало ООО «Энергия» свои права и обязанности как грузополучателя по договору перевозки нефтеналивных грузов от 13.07.2020 года, и соответственно ООО «Энергия» имело полномочия по разгрузке судна «Ленанефть-2060», также в материалы дела не представлены доказательства того, что ООО «Энергия» эксплуатирует такой опасный производственный объект как нефтебаза.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ространснадзора от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.11 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Энергия», подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ – за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Дудинского линейного отдела Енисейского УГМРН Ространснадзора от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.11 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Энергия», отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ – за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение суда по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Ю.А. Попова