Дело № 12-18/2013
Р Е Ш Е Н И Е
10 января 2013 года город Волгоград
Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Рогозина В.А.., рассмотрев жалобу Багрова ИД на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области №143-п от 18 октября 2012 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области №143-п от 18 октября 2012 года Багров ИД, работающий в должности генерального директора ООО «Родной город», являющийся единоличным исполнительным органом ООО «Управляющая «Стабильность» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Багров И.Д. подал жалобу. Просит отменить постановление, прекратить производство по делу в связи с тем, что не является субъектом административного правонарушения.
В судебное заседание Багров И.Д. не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений не представил.
Защитник Багрова И.Д.- Кудинова М.О., в судебном заседании настаивала на удовлетворении жалобы.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Башмакова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая постановление законным и обоснованным.
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда Ершова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая постановление законным и обоснованным.
Выслушав представителя заявителя, представителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что постановление надлежит оставить без изменения, а жалобу Багрова И.Д. без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.14.4. КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей.
Судом установлено, что между ООО «УК «Стабильность» и ОАО «Волгоградэнергосбыт» заключен договор электроснабжения №5011211/12 от 01.12.2011г., общедомовой прибор учета (далее по тексту - ОДПУ) принят к коммерческому учету. Сторонние потребители электроэнергии, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области и ООО «Треком», расположенные во встроенных жилых помещениях многоквартирного дома, подключены к внутредомовой системе электроснабжения после ОДПУ, потребленная ими электроэнергия учитывается коллективным (общедомовым) прибором учета. Указанные сторонние потребители являются субабонентами ООО «УК «Стабильность». Объем потребленной субабонентами электроэнергии вычитается ОАО «Волгоградэнергосбыт» из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Вместе с тем, ООО «УК «Стабильность» показания приборов учета сторонних потребителей не учитываются при начислении платы за электроэнергию жильцам дома №113 по пр. Ленина, города Волгограда, соответственно, в расчетную формулу №9 не подставляются, что влияет на коэффициент, учитываемый при начислении платы за электроэнергию.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, причем совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.
В силу ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения.
Во исполнение ч. 1 ст. 23. КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Согласно п.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее именуется - Правила), на дату вынесения постановления о назначении административного наказания, регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п.1 Правил).
Исполнителем коммунальных услуг, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с п.23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и нежилом помещении, оборудованном индивидуальном и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле.
Начисление жильцам дома №113 по пр. Ленину г.Волгограда осуществляется по данной формуле.
Вместе с тем, в многоквартирном доме имеются сторонние потребители электрической энергии (Управление Федерального казначейства по Волгоградской области и ООО «Треком»), расположенные во встроенных помещениях многоквартирного дома, подключенные к внутридомовой системе электроснабжения после общедомового прибора учета, потребленная ими электроэнергия учитывается коллективным (общедомовым) прибором учета. В соответствии с дополнительным соглашением от 25.04.2012г. к договору №5011211/12 от 01.12.2011г. объем электроэнергии, потребленной субабонентами, вычитается ОАО «Волгоградэнергосбыт» из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
ООО «УК «Стабильность», в нарушение указанных требований, при начислении платы за электроэнергию жильцам дома №113 по пр.Ленина г.Волгограда не учитываются показания прибора учета сторонних потребителей и соответственно не подставляются в формулу №9, что влияет на коэффициент, учитываемы при начислении платы за электроэнергию.
Аналогичные нарушения допущены при начислении оплаты за электроэнергию жильцам многоквартирного дома №119 по пр. Ленина г.Волгограда, в котором встроенное нежилое помещение занимает администрация Краснооктябрьского района Волгограда.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 13.03.2012г. № 5243-АП/14 разъясняет, что соответствии с изменениями, внесенными в Правила, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса.
Начисление оплаты жильцам многоквартирного дома №113 по пр.Ленина г.Волгограда подтверждается без учета потребления субабонентов также письмом ООО «УК «Стабильность» в адрес ОАО «Волгоградэнергосбыт» от 19.12.12. исх.№4616.
Таким образом, управляющей компанией ООО «УК «Стабильность» начисление платы за потребленную электроэнергию населению осуществлялось в нарушение порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307. Соответственно в действиях единоличного исполнительного органа юридического лица содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
Утверждение Багрова И.Д., о том, что он не является субъектом настоящего административного правонарушения в связи с тем, что не является должностным лицом ООО «УК «Стабильность» не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации.
В п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Абз. 1 и 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ, а также абз. 2 п. 2 ст. 2 ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что юридические лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Абз.2 п. 1 ст. 91 ГК РФ предусмотрено создание исполнительного органа (коллегиального и (или) единоличного), осуществляющего текущее руководство деятельностью общества и подотчетного общему собранию его участников.
В соответствии с п. 2 ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного ст. 42 указанного федерального закона.
Ст. 42 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в свою очередь установлено право общества передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
На основании Решения участника ООО «Управляющая компания «Стабильность» №18 от 18.06.2012г. и в соответствии с договором о передаче полномочий исполнительного органа Общества № 5 от 26 июня 2012г. (далее по тексту - Договор) ООО «Управляющая компания «Стабильность» (далее по тексту - Общество) передала осуществление, закрепленных уставом Общества, иными внутренними документами Общества и действующим законодательством РФ, полномочия исполнительного органа Общества в порядке и на условиях, оговоренных договором ООО «Родной город» (далее по тексту - Управляющая компания) (п.2.1 договора).
Стороны пришли к соглашению, что заключение договора не влечет за собой изменения Устава Общества в части, касающейся полномочий исполнительного органа Общества, а также самого термина «Генеральный директор», однако те положения устава Общества, которые посвящены исполнительному органу Общества, на период действия договора применяются только в отношении Управляющей компании (п.2.2. договора).
В соответствии с п.3.4. договора Управляющая компания осуществляет права и исполняет обязанности по текущему управлению Обществом через Генерального директора или иное надлежащим образом уполномоченное им лицо.
Приказом №01 от 25 апреля 2012г. Генеральным директором ООО «Родной город» сроком на три года назначен Багров Илья Дмитриевич.
Указанные положения договора также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц №1743 от 26.06.2012г.
Соответственно исполнение полномочий единоличного исполнительного органа ООО «УК «Стабильность» фактически осуществляется единоличным исполнительным органом ООО «Родной город» в лице Багрова И.Д.
Исполнительный орган общества, в соответствии с абз.2 п.1 ст. 91 ГК РФ и п.3 ст.40 ФЗ « Об обществах с ограниченной ответственностью», осуществляет текущее руководство его деятельностью, осуществляя следующие функции:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Статьей 2.4. КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к данной статье указано, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Текст примечания к ст.2.4. КоАп РФ не содержит положений, освобождающих от ответственности за совершение административных правонарушений предусмотренных действующим КоАП РФ, а уточняет порядок привлечения к ответственности субъектов административного правонарушения по некоторым статьям КоАП РФ.
Указание в Постановлении о назначении административного наказания №143-п от 18.10.2012г. на должность Багрова И.Д как директора ООО «УК «Стабильность» не является основанием для отмены данного постановления, поскольку, в соответствии с договором о передаче полномочий исполнительного органа ООО «Управляющая компания «Стабильность», заключение договора не повлекло за собой изменения Устава Общества в части, касающейся полномочий исполнительного органа Общества, а также самого термина «Генеральный директор».
На основании изложенного, учитывая положения ч.1 ст.1.4. КоАП РФ о равенстве перед законом лиц совершивших административные правонарушения, доводы представителя заявителя о том, что Багров И.Д. не является должностным лицом, а соответственно, субъектом административного правонарушения не соответствуют действительности, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене постановления.
Каких-либо иных доводов, влекущих отмену постановления, не названо, а судом не установлено.
Согласно статье 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В связи с вышеизложенным, следует постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области №143-п от 18.10.2012г. о привлечении к административной ответственности Багрова И.Д. оставить без изменения, а жалобу Багрова И.Д.- без удовлетворения.
На основании статей 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области №143-п от 18.10.2012г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в отношении Багрова ИД оставить без изменения, а жалобу Багрова ИД - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня получения, в Волгоградский областной суд через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Судья В.А. Рогозина