ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2014 от 02.04.2014 Славского районного суда (Калининградская область)

  Дело № года

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Славск 02 апреля 2014 года

 Судья Славского районного суда Калининградской области Терентьева О.В., при секретаре Хрулевой Д.Р., с участием прокурора Шуйской К.М., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «СоюзНедра-Экспедиция» Кеберника ФИО5 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя ( директора) Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 У С Т А Н О В И Л:

 Генеральный директор ООО « СоюзНедра-Экспедиция» Кеберник ФИО5 обратился в суд с жалобой на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя ( директора) Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указав, что прокуратурой Славского района Калининградской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по вопросу незаконного использования недр Общества с ограниченной ответственностью «СоюзНедра-Экспедиция» (далее ООО «СоюзНедра-Экспедиция»).

 В ходе проверки установлено, что ООО «СоюзНедра-Экспедиция» осуществляло в отсутствии лицензии добычу песка на земельном участке, расположенном в поселке <адрес> <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении.

 ДД.ММ.ГГГГ, на основании данного постановления, в отношении Кеберника ФИО5., как должностного лица - генерального директора ООО «СоюзНедра-Экспедиция», было вынесено постановление № о ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении.

 Данное постановление получено Обществом ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка на почтовом конверте.

 Кеберник ФИО5 считает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Статья 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается

 -2-

 противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения орган, судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 Пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает, что вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

 Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 Кеберник ФИО5 считает, что при назначении наказания и вынесении постановления об административном правонарушении, административным органом, необоснованно была не принята во внимание малозначительность совершенного административного правонарушения, характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, которые не представляют существенного нарушения и угрозы общественным правоотношениям.

 -3-

 Так, при вынесении постановления не была дана оценка тем действиям, которые были совершены ООО «СоюзНедра-Экспедиция», так генеральный директор Общества пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Обществом были заключены договоры аренды двух земельных участков, расположенных в <адрес>, <адрес> <адрес>. Данные земельные участки были арендованы для разведения рыбы. При этом на арендованных земельных участках уже имелись котлованы, Общество выкапывало только грунт, но не вывозило его.

 Поэтому считает, что действия Общества не повлекли за собой существенного нарушения и угрозы общественным правоотношениям.

 Кроме того, статья 19 Закона Российской федерации «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1 устанавливает, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не; числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Согласно статьи 12 Закона Калининградской области «О недропользовании в Калининградской области» от 23 декабря 2009 года № 408 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию питьевых, бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном Правительством Калининградской области.

 Постановлением Правительства Калининградской области от 13.05.2011 года №338 установлен «Порядок осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройства и эксплуатации бытовых колодцев, а также скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в их границах на территории Калининградской области».

 -4-

 Пункты 2, 3 и 4 данного Порядка устанавливают, что Порядок определяет процедуру осуществления владельцами земельных участков по своему усмотрению, для собственных нужд, в пределах границ их участков:

 добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без применения взрывных работ на глубину до пяти метров;

 строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров;

 устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

 Под своими нуждами понимаются потребности владельца земельного участка, не связанные с использованием результатов деятельности, указанной в пункте 2 Порядка, в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, влекущих за собой получение прибыли.

 При осуществлении владельцами земельных участков в границах соответствующих участков пользования недрами согласно пункту 2 Порядка не требуется оформление лицензии на право пользования участком недр.

 Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что на участке поля, расположенном в 1,6 км от поселка <адрес> имеется карьер 65*64*46 метров, глубиной 2,8 метра.

 Исходя из вышеизложенного, Кеберник ФИО5 считает, что Обществом были соблюдены положения статьи 12 Закона Калининградской области «О недропользовании в Калининградской области» от 23.12.2009 года №408, не требующие получения лицензии для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.

 Генеральный директор ООО «СоюзНедра-Экспедиция» Кеберник ФИО5 просит признать незаконным и отменить вынесенное в отношении него постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении.

 В судебное заседание должностное лицо генеральный директор ООО « СоюзНедра-Экспедиция» Кеберник ФИО5. не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

 Представитель Кеберника ФИО5 -ФИО5 в судебном заседании жалобу Кеберника поддержал, также пояснил, что ООО « СоюзНедра-Экспедиция» в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Постановления Правительства Калининградской области от 13 мая 2011 года № 338 на указанных в постановлении земельных участках осуществляло строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, каковыми считает вырытые котлованы, предназначенные для разведения рыбы.

 -5-

 Должностное лицо руководитель ( директор) Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области ФИО5 в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

 Заслушав объяснения представителя должностного лица генерального директора ООО « СоюзНедра-Экспедиция» Кеберника ФИО5. -ФИО5, представителей Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области ФИО5, ФИО5, ФИО5, полагавших, что жалоба Кеберника ФИО5 является необоснованной, заключение прокурора Шуйской К.М, полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, судья находит жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

 Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя (директора) Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области ФИО5, следует, что ООО « СоюзНедра-Экспедиция» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имея лицензии на пользование недрами, осуществляло добычу песка на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> и земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>.Должностное лицо- генеральный директор ООО « СоюзНедра-Экспедиция» Кеберник ФИО5 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 части 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

 Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Славский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СоюзНедра-Экспедиция» был предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> для сельскохозяйственного использования. Между администрацией МО « Славский муниципальный район» и ООО « СоюзНедра-Экспедиция» был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Постановлением администрации «Славский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СоюзНедра-Экспедиция» был предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> для сельскохозяйственного использования. Между администрацией МО

 -6-

 « Славский муниципальный район» и ООО « СоюзНедра-Экспедиция» заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно преамбуле Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон, № 2395-1), недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 В соответствии с абзацем 5 ст. Закона №2395-1, в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недрами должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

 Абзацем 1 ст. 11 Закона № 2395-1 определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

 Согласно статьи 19 Закона №2395-1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не; числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Согласно статьи 12 Закона Калининградской области «О недропользовании в Калининградской области» от 23 декабря 2009 года № 408 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию питьевых, бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном Правительством Калининградской области.

 -7-

 Постановлением Правительства Калининградской области от 13.05.2011 года №338 установлен «Порядок осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройства и эксплуатации бытовых колодцев, а также скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в их границах на территории Калининградской области», который определяет процедуру осуществления владельцами земельных участков по своему усмотрению, для собственных нужд, в пределах границ их участков:

 добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без применения взрывных работ на глубину до пяти метров;

 строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров;

 устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

 Под своими нуждами понимаются потребности владельца земельного участка, не связанные с использованием результатов деятельности, указанной в пункте 2 Порядка, в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, влекущих за собой получение прибыли.

 При осуществлении владельцами земельных участков в границах соответствующих участков пользования недрами согласно пункту 2 Порядка не требуется оформление лицензии на право пользования участком недр.

 Из объяснения Кеберника ФИО5. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок в <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> был приобретен им для разведения рыбы, в связи с этим в настоящее время он занимается выбором грунта для подготовки бассейна, в котором собирается в дальнейшем разводить рыбу. Для вывоза грунта он нанял технику, : экскаватор и грузовые машины, весь выбранный грунт он вывозит для отсыпки дамбы на 7 км дороги в <адрес>.

 Из протокола осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес> осуществляется самовольная добыча песка, площадь разработанного карьера составляет около 0,25 га, глубина карьера до 3 -х метров. Возле карьера находится экскаватор, который осуществляет погрузку песка, транспортировку песка осуществляют четыре большегрузных самосвала.

 -8-

 Из объяснения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он на автомашине марки « Скания» осуществлял перевозку грунта из карьера на поле.

 Из протокола осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке в <адрес>, переданном

 в аренду ООО « СоюзНедра-Экспедиция» на землях сельскохозяйственного назначения обнаружен самовольный карьер по добыче песка, площадь карьера около 0,3 га, глубина карьера до 7 метров.

 Из сообщения главы МО « Славский муниципальный район» ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ прокурору Славского района следует, что проводится самовольная добыча песка на землях сельскохозяйственного назначения вблизи поселков <адрес>, <адрес>, песок используется для отсыпки водозащитных дамб.

 В соответствии со статьями 40,41 Земельного Кодекса РФ, лица, являющиеся арендаторами земельных участков имеют право использовать в установленном порядке для собственных нужд, имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, а также строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требования.

 Как указано выше, земельные участки предоставлялись ООО « СоюзНедра-Экспедиция» из земель сельскохозяйственного назначения и для сельскохозяйственного использования.

 В соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

 Учитывая доказательства, имеющиеся в деле, доводы Кеберника ФИО5 о том, что ООО « СоюзНедра-Экспедиция» действовало в соответствии с установленным Постановлением Правительства Калининградской области от 13.05.2011 года №338 «Порядком осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройства и эксплуатации бытовых колодцев, а также скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в их границах на территории Калининградской области»,суд находит несостоятельными.

 -9-

 Довод представителя Кеберника ФИО5 -ФИО5 о том, что ООО «СоюзНедра-Экспедиция» производило строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, суд находит несостоятельным, так как пруды для разведения рыбы - к подземным сооружениям не относятся, ООО « СоюзНедра-Экспедиция» не были представлены оформленные в установленном порядке документы на строительство гидротехнических сооружений-прудов для разведения рыбы на указанных земельных участках, кроме того, глубина карьера, образовавшегося в результате самовольной добычи песка на земельном участке в <адрес> достигает 7 метров. Кроме того, перечисленные выше доказательства свидетельствуют о том, что добычу песка ООО « СоюзНедра-Экспедиция» производило не для собственных нужд, так как песок вывозился за пределы земельных участков и использовался для отсыпки дамбы.

 В соответствии со статьей 2 Устава ООО « СоюзНедра-Экпедиция» основными целями создания Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли, для достижения указанной цели Общество в том числе ведет добычу гравия, песка и глины.

 Всем доказательствам по делу в постановлении дана надлежащая оценка.

 Частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч по пятидесяти тысяч рублей.

 Наказание генеральному директору ООО « СоюзНедра-Экспедиция» Кебернику ФИО5 назначено с учетом санкции части 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характера административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения Кебернику ФИО5 назначено минимальное наказание, предусмотренное данной статьей.

 Изложенные в жалобе доводы, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, суд считает несостоятельными, учитывая, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым государственным и общественным интересам в сфере пользования недрами, заключается в несоблюдении виновным лицом публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством о недрах, совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области охраны государственной собственности на недра. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 частью 1 п. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

 -10-

 Р Е Ш И Л :

 Оставить без изменения постановление № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя ( директора) Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалобу генерального директора ООО « СоюзНедра-Экспедиция» Кеберника ФИО5 оставить без удовлетворения.

 Жалоба на решение может быть подана в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего решения.

 Судья : О.В. Терентьева