ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2016 от 03.03.2016 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Железногорск-Илимский 3 марта 2016 года

Судья Нижнеилимского районного суда Иркутской области Петрова Т.А., рассмотрев жалобу Муморцевой Г.Д. на постановление инспектора Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта *** от *** в отношении Муморцевой Г.Д. о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.11.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением инспектора Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта *** от *** Муморцева Г.Д. привлечена к административной ответственности по ч.6 ст.11.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Муморцева Г.Д. обратилась в Нижнеилимский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку по своей должности диспетчера поездного она не имеет обязанностей, нарушение которых ей вменено. Помимо того, указывает на процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении дела об административном правонарушении и выразившиеся в том, что она не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении самого дела.

В судебном заседании Муморцева Г.Д. доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержала.

Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило. Согласно письменному отзыву, с жалобой не согласно, считает обжалуемое постановление законным.

Выслушав Муморцеву Г.Д., исследовав материалы дела и дополнительно представленные Муморцевой Г.Д. доказательства, прихожу к следующему.

Разработку государственной политики в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств осуществляет, согласно части первой ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Данным органом является Министерство транспорта РФ.

Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 утверждены Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", зарегистрированные в Минюсте России 28.01.2011 N 19627.

*** начальником Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора А. было вынесено распоряжение *** о проведении плановой выездной проверки открытого акционерного общества *** с целью, в том числе, проверки соблюдения законодательства РФ в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В ходе проверки *** был составлен акт, согласно которому, поездным диспетчером (согласно пп.3 п.6 приложения N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации – ДНЦ) были допущены следующие нарушения:

- журнал диспетчерских распоряжений ведется с нарушением п.2 приложения 10 к приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от ******;

- ДНЦ на *** в книгу предупреждений в нарушение п.8 приложения 12 к приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от ******, не внесены вновь все действующие предупреждения;

- отметки в книге предупреждений в нарушение п.8 приложения 12 к приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от ******, не заверены подписью ДНЦ;

- в книге предупреждений в нарушение п.17 приложения 12 к приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от ******, отсутствуют сведения об извещении об отмене предупреждений.

По итогам проверки в отношении Муморцевой Г.Д., работающей, согласно копии трудовой книжки ******, поездным диспетчером ОАО ***, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.1 КоАП РФ.

Часть шестая ст.11.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Постановлением инспектора Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта *** от *** Муморцева Г.Д. привлечена к административной ответственности по ч.6 ст.11.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Оценив представленные доказательства, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим причинам.

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ***, утвержденные приказом Минтранса России от 21.12.2010 г., включают в себя приложение N 8 – Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ.

Приложение 10 к упомянутому выше приложению 8 регламентирует порядок организации работы диспетчера поездного (ДНЦ).

Согласно его пункту 2, ДНЦ при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех ДСП станций, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на железнодорожных станциях, действующими на участке предупреждениями, в зависимости от обстановки дать железнодорожным станциям необходимые указания о предстоящей работе, в том числе по обеспечению безопасности движения.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, ДНЦ при вступлении на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников железнодорожных станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на железнодорожных станциях участка.

Прием и сдача дежурств ДНЦ оформляется в журнале диспетчерских распоряжений (при его наличии) или графике исполненного движения.

Как следует из акта проверки, диспетчером поездным данный пункт был нарушен, журнал диспетчерских распоряжения велся с нарушениями. Аналогично выявленное нарушение расписано и в протоколе об административном правонарушении. Дополнительно в протоколе указано, что помарки, исправления, зачеркивания в журнале не допускаются.

В чем же конкретно выразились нарушения ведения журнала диспетчерских предупреждений, допущенные именно Муморцевой Г.Д., ни в акте, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не конкретизировано, вследствие чего говорить о том, что объективная сторона правонарушения была установлена, не приходится.

Пункт 8 приложения 12 к приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ***, нарушение которого ставится в вину Муморцевой Г.Д., гласит.

«Все заявки и телеграммы о предупреждениях (в том числе переданные приказом ДНЦ) ДСП станции (согласно пп.1 п.6 приложение N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации - дежурный по станции) или оператором при ДСП станции записываются в специальную книгу предупреждений и нумеруются.

Порядок ведения книги предупреждений и выдачи предупреждения на поезда устанавливается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.

При наличии на железнодорожной станции автоматизированной системы выдачи и отмены предупреждений книга предупреждений ведется порядком, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

ДСП станции, ограничивающей перегон, на котором установлено предупреждение, о получении заявки докладывает ДНЦ. При наличии автоматизированных систем такое сообщение передается порядком, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Нумерация предупреждений ведется помесячно с первого номера, начиная с нуля часов каждого первого числа месяца.

Первого числа каждого месяца все действующие предупреждения записываются в книгу вновь.

Все отметки в книге должны быть заверены подписью ДСП станции (парка).

Книги для записи предупреждений на железнодорожных станциях их выдачи ведутся, как правило, отдельно для каждого прилегающего направления.

Начальник железнодорожной станции или его заместитель обязаны систематически проверять книгу предупреждений с соответствующей отметкой в ней в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, в том числе и в условиях применения автоматизированной системы выдачи предупреждений».

В соответствии с упомянутым пунктом 8 главным инженером ОАО *** была утверждена технологическая инструкция *** об организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожных путях.

Данная инструкция содержит 10 раздел, регламентирующий порядок выдачи предупреждений.

Согласно п.10.1.2 заявки на выдачу предупреждений подаются оператору при поездном диспетчере путем записи в журнале предупреждений работником, подающем заявку.

Подтверждением того, что заявка принята к исполнению, служит роспись оператора при поездном диспетчере под записью.

Оператор при поездном диспетчере с *** до *** часов местного времени обязан передать предупреждения на следующие сутки дежурным по станциям (постам) для внесения их в книги предупреждений, находящихся на станциях (постах).

Пункт 17 приложения 12 к приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ***, нарушение которого ставится в вину Муморцевой Г.Д., гласит.

«Предупреждения, установленные до отмены, по устранении вызвавших их причин отменяются немедленно подачей телеграммы (телефонограммы) или путем ввода информации в автоматизированную систему в порядке, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, в те же адреса, что и при назначении предупреждений.

Отмена предупреждения может быть произведена письменно или записью в книге предупреждений на железнодорожной станции их выдачи лицом, заявляющим отмену, с указанием месяца, числа и времени отмены и с последующим подтверждением этой записи телеграммой (телефонограммой) в установленные адреса.

Извещение об отмене предупреждения ДСП станции заносит в книгу предупреждений против имеющихся записей, указывая, от кого и когда (часы, минуты и число) поступила отмена. Отмененные предупреждения, а также предупреждения, срок действия которых истек, перечеркиваются. При наличии автоматизированных систем данные операции производятся порядком, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Получив извещение об отмене предупреждений, связанных со снижением скорости движения поездов на перегоне, или о досрочном окончании действия аналогичных предупреждений, если они были установлены на определенный срок, ДСП станции должен поставить об этом в известность ДНЦ».

Таким образом, ни Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ***, ни Технологическая инструкция *** об организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожных путях, утвержденная ОАО ***, не возлагают на поездного диспетчера обязанностей, нарушение которых вменяется Муморцевой Г.Д.

Не предусматривает таких обязанностей за поездным диспетчером и его должностная инструкция, утвержденная *** директором Управления железнодорожного транспорта ОАО ***.

Возражая на жалобу, инспектор Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в своем отзыве ссылается на п.10.1.7. Технологической инструкции *** об организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожных путях, утвержденной ОАО ***, согласно которому, поездной диспетчер при приеме смены обязан произвести сверку действующих предупреждений с дежурными по станции.

Действительно, данная обязанность на поездном диспетчере лежит, но в вину Муморцевой Г.Д. не ставится, что она при принятии смены не произвела сверку с дежурными по станции, ей ставится в вину не выполнение иных обязанностей, перечисленных выше, которые на нее не возложены.

Есть в отзыве ссылка и на п.3.12 Технологической инструкции ***, в соответствии с которым, ДНЦ обязан соблюдать лично и контролировать соблюдение подчиненными работниками действующих положений и инструкций (т.е. работу оператора при ДНЦ). Вместе с тем, Муморцева Г.Д. привлечена к административной ответственности не за то, что не проконтролировала работу оператора при ДНЦ, а за не выполнение обязанностей, которые, как уже упоминалось выше, на нее не возложены.

Считаю, что в такой ситуации Муморцева Г.Д. не может быть субъектом административного правонарушения, которое ставится ей в вину.

Отсутствие состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ) является в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП, судья

Р Е Ш И Л :

постановление инспектора Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта *** от *** в отношении Муморцевой Г.Д. о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.11.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, т.е. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья: Т.А. Петрова