ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2017 от 10.03.2017 Заводской районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 12-18/2017

РЕШЕНИЕ

г. Новокузнецк 10 марта 2017 года

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Поляковой М.А., с участием

представителя ООО «ЭлектроТехСервис» ФИО1,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭлектроТехСервис» на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 26.12.2016 года ... о назначении административного наказания в отношении юридического лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЭлектроТехСервис»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 26.12.2016 года ... Общество с ограниченной ответственностью «ЭлектроТехСервис» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

На указанное постановление юридическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «ЭлектроТехСервис» подана жалоба, в которой представитель ООО «ЭлектроТехСервис», не оспаривая в действиях ООО «ЭлектроТехСервис» формального состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, просит постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды от 26.12.2016 года изменить в части назначения административного наказания, назначив наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, а именно в размере 50 000 рублей.

Свою жалобу мотивирует тем, что просит изменить постановление в части назначения административного наказания по следующим основаниям:

Согласно части 1 ст.3.1. КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999г. № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требованиям справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лица за виновное деяние и дифференциацию ответственности от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Размер штрафа является мерой подавления экономического развития предприятия, препятствует развитию, а главное не даст реализовать в полном объеме все мероприятия по осуществлению соблюдения природоохранной деятельности в соответствии с законодательными требованиями. Исполнение обязательных требований законодательства ООО «ЭлектроТехСервис» (ООО «ЭТС») считает приоритетным направлением, тем более, что предприятие находится в зоне повышенной промышленной нагрузки, а значит экологического риска г. Новокузнецка.

Предприятие пытается не допускать нарушения требований природоохранного законодательства, в настоящее время уже приняты меры по устранению допущенного административного правонарушения, за которое были привлечены к административной ответственности. ООО «ЭТС» предпринимает максимальные меры по уменьшению загрязнения воздуха путем отслеживания выбросов в атмосферу лабораторным способом. Привлечение специализированных аккредитованных организаций на проведение лабораторных исследований, определенных замеров на источниках выбросов, замеры о качестве атмосферного воздуха на контрольных точках, получение разрешительных документов на выбросы загрязняющих веществ в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области, получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, разработка проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу (проект ПДВ), получение лимитов в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области, разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект ПНООЛР), сложных расчетов, а так же отслеживает передачу прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), способствующих загрязнению атмосферного воздуха г.Новокузнецка с объявлением режимов, что тянет за собой высокие затраты на соблюдение охраны окружающей среды.

В настоящее время, согласно договору ... от 29.10.2015г. на разработку проектов ПДВ и ПНООЛР, необходимых для получение разрешительных документов предприятие имеет задолженность перед ООО «ГеоЭкоЦентр» - подрядной организацией, оказывающей услуги по проектированию. Для полного расчета с проектировщиком и получением разрешений с учетом соответствия регламента, установленном в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области и исполнении административного наказания в виде штрафа по ст.8.2. КоАП РФ, полученного 26.12.2016г. в размере ста тысяч рублей, несет еще более сильную экономическую нагрузку на предприятие, что может отсрочить получение разрешений нормативов, лимитов и проектов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности предприятия с соблюдением требований природоохранного законодательства.

На основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлении от 25.02.2014г. № 4-П - размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц, соответствующей административной санкцией.

В данной ситуации применение к ООО «ЭТС» положения части 3.2 ст. 4.1. КоАП РФ и назначение наказания в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей позволит не только исполнить постановление № 23/10/16/2, но и реализовать все запланированные мероприятия, направленные на охрану окружающей среды.

Согласно поступивших в суд дополнений к ранее поданной жалобе, в период 2009 – 2013гг. предприятие осуществляло производственно-хозяйственную деятельность на основании утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 8/отхНОВ от 17.02.2009г. В полной мере соблюдая требования природоохранного законодательства. ООО «ЭТС» представляло технические отчеты точно в указанные сроки в Росприроднадзор, что можно отследить.

Прежний работник ООО «ЭТС» инженер по ОТ И ПБ ответственный за соблюдение требований в области охраны окружающей среды и экологии в уведомительной форме сообщила, что ООО «ЭТС» отнесено к категории предприятий малого и среднего бизнеса, без предъявления подтвердительных документов, основываясь на этом в пояснительной записке о расчетах количества загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу, и образования отходов руководствуясь ст. 33 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» малый и средний бизнес освобожден от обязанности разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения (далее ПНООЛР или Проект лимитов). На основании вышеизложенного Проект лимитов не был разработан ООО «ЭТС». Официального подтверждения того, что ООО «ЭТС» относится к предприятиям малого и среднего бизнеса, не было.

Предприятие пытается не допускать нарушения требований природоохранного законодательства, приняты меры по устранению допущенного административного правонарушения:

22.08.2016г. заключено Дополнительное соглашение к Договору ... от 29.10.2015 г. с ООО «ГеоЭкоЦентр» на разработку ПНООЛР. В настоящее время:

1. Разработаны паспорта опасных отходов в соответствии с производством (недостающие).

2. Разработан Проект лимитов отходов по новой методике.

3. 22.11.2016 г. оплачена госпошлина за ПНООЛР в размере 1600 руб.

4. 24.11.2016 г. направлено заявление об утверждении нормативовобразования отходов и лимитов на их размещение, Проект ПНООЛР в Департамент природных ресурсов и экологии по Кемеровской обл.

5. 30.12.2016 г. получили мотивированный отказ в утверждении нормативов с замечаниями.

6. Замечания, указанные Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области учтены, переработаны. Проект подготовлен на утверждение в соответствии с регламентом, установленном в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области.

7. 01.03.2017 г. вновь оплачена госпошлина за ПНООЛР в размере 1600 руб.

8. 01.03.2017 г. заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Проект ПНООЛР с учтенными замечаниями представлен в Департамент природных ресурсов и экологии по Кемеровской обл., за вх.№ 1861 от 01.03.2017г.

Исполнение обязательных требований законодательства ООО «ЭТС» считает приоритетным направлением, тем более, что предприятие находится в зоне повышенной промышленной нагрузки, а значит экологического риска г. Новокузнецка.

Ежемесячные платежи природоохранной деятельности составляют:

1. Прием, транспортировка и очистка сточных вод - 78 300 рублей,

2. Сбор, транспортировка ТБО - 18 000 рублей,

3. Обезвреживание опасных отходов - 10 000 рублей,

4. Замеры атмосферного воздуха на границе СЗЗ - 4 300 рублей,

Итого: 110 600 рублей.

За 2016 г. согласно статистической отчетности по форме 4-ОС на природоохранную деятельность ООО «ЭТС» затратило 1 468 000 руб.

Из за недостаточной квалификации, допущенных грубых ошибок прежнего работника, ответственного за соблюдение требований в области охраны окружающей среды и экологии, в настоящее время Предприятие уже несет существенно высокие траты за отсутствие утвержденных лимитов на их размещение. За 2016г. плата за НВОС только по отходам повышена в пятикратном размере и составила 122000 руб., что могло составить всего 19800 руб.

Недостаточный опыт работы в сфере охраны окружающей среды прежнего сотрудника, качество профессионального образования ответственного за соблюдение требований в области охраны окружающей среды и экологии привело к административному наказанию, вынесенному Постановлению № 23/10/16/2 старшим гос.инспектором ФИО2 (л.м. 57-58).

В судебном заседании представитель ООО «ЭлектроТехСервис» ФИО1, действующая на основании доверенности ... от 17.02.2017 года, настаивала на доводах, изложенных в жалобе и в дополнениях к жалобе, пояснив суду, что сумма штрафа в размере 100 000 руб. значительна для ООО «ЭТС». В связи с чем, просила суд, постановление № 23/10/16/2 от 26.12.2016г. по делу об административном правонарушении, квалифицированном по ст.8.2 КоАП РФ изменить в части назначения административного наказания, снизив размер штрафа, назначить Обществу с ограниченной ответственностью «ЭлектроТехСервис» наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Главный специалист управления государственного надзора департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом под роспись, в суд не явилась, направила в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть жалобу ООО «ЭлектроТехСервис» в ее отсутствие (л.м. 62). Кроме того, представила в суд письменный отзыв на жалобу, согласно которому Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области с доводами жалобы не согласен по следующим основаниям:

ООО «ЭТС», осуществляя производственно-хозяйственную деятельность, образует отходы 1 - V классов опасности. В нарушении абз. 2, 3 ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 14, ч. 2, ч. 4. ч. 6 ст. 18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, ст. 24 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» Предприятие не имеет нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также не осуществило отнесение некоторых образующихся отходов к конкретному классу опасности.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту НООЛР) установлен приказом Минприроды России № 50 от 25.02.2010, в соответствии с которым НООЛР утверждаются на основании предоставленного проекта НООЛР, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями. Обязанность по разработке проекта норматива образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) установлена ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998.

Для исполнения другой обязанности - внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, для расчета количества образуемых отходов, Предприятием самостоятельно (в штате Заявителя имелся специалист - ответственный исполнитель - эколог М.А. Т.А., что подтверждает пояснительная записка с расчетом объемов образования и движения отходов - листы с 37 по 42 и с 65 по 71 административного дела № 23/10/16/2) использовались эти же методики, как и для разработки НООЛР.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, используя соответствующую методику, могут, как самостоятельно разработать проект НООЛР, так и привлечь стороннюю организацию, что, в свою очередь, повлечет определенные затраты.

Предприятием в 2007-2008 годах был разработан проект НООЛР, на образуемые отходы были получены утвержденные Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком действия до 01.10.2013 (документ об утверждении № ... от 17.02.2009). Следовательно, ООО «ЭТС» знало о существовании и ранее исполняло соответствующую обязанность по получению утвержденных НООЛР.

На момент разработки проекта НООЛР норма закона - ч. 3. ст. 18 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предписывающая разработку проекта НООЛР, была изложена в следующей редакции: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Таким образом, все хозяйствующие субъекты должны были разрабатывать проекты НООЛР.

Статьёй 33 Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ (вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования) «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» были внесены изменения, в частности в ч. 3 ст. 18 была изложена в новой редакции: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке».

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, были освобождены от разработки проекта НООЛР (что повлекло экономию денежных затрат, затраченных на разработку проекта НООЛР) и утверждения НООЛР. Субъектам малого и среднего предпринимательства была установлена обязанность ежегодного предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, которая и является НООЛР для соответствующих субъектов.

ООО «ЭТС», не являясь субъектом малого или среднего предпринимательства, за 2014 и 2015 года в Управление РПН по Кемеровской области умышленно предоставлялась отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, предусмотренная для субъектов малого или среднего предпринимательства (листы 30 и 60 административного дела № 23/10/16/2). Срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у Предприятия был установлен до 01.10.2013. Таким образом, с ноября 2013 года Заявитель осуществляет свою деятельность в отсутствии утверждённых НООЛР, что и образует состав административного правонарушения, квалифицируемого по ст. 8.2. КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения Предприятием обязанности по разработке проекта НООЛР как самостоятельно, так и с привлечением сторонней организации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «ЭТС» были приняты все зависящие от него меры по своевременному получению НООЛР, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Предприятия во вмененном ему правонарушении.

Указанные в жалобе и в судебном заседании значительные затраты, в частности понесенные Предприятием в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в размере более 120 тыс. руб., были рассчитаны в отсутствии НООЛР как сверхлимитное размещение отходов, таким образом, ООО «ЭТС», не имея НООЛР, исполнило свою обязанность в виде платы за 2016 год в полном объеме, не имея утверждённых НООЛР с ноября 2013 года. Предприятие обязано было исполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов не только за 2016 год, но и, начиная с ноября 2013 года, также за 2014 и 2015 года, что ООО «ЭТС» исполнено не было (плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов вносилась в пределах установленных лимитов); указанное обстоятельство ни в коей мере не может служить доводом, влияющим на финансовое положение Предприятия, так как указанную статью сверхлимитных расходов Заявитель мог избежать при надлежащем исполнении возложенной на него обязанности.

Рассматриваемые экологические требования направлены исключительно на охрану здоровья человека и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду; хозяйственная и иная деятельность лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 42 Конституции РФ; абз. 2. 3, 6. 8 ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).

Предприятие в силу публичной открытости и доступности знало об обязанности получения и утверждения НООЛР, но в отсутствие указанных нормативов длительно не принимало меры по их получению, таким образом, действовало умышленно и виновно. У Заявителя имелась возможность по соблюдению природоохранного законодательства в указанной части, доказательств отсутствия у ООО «ЭТС» объективной возможности для осуществления таких действий при рассмотрении дела не представлено, в жалобе не приведено.

Небрежное отношение к установленным законом обязанностей, отсутствие должной предусмотрительности и ответственности за содеянное не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия), а также служить обстоятельством, позволяющим применить положение ст. 4.1. КоАП РФ, ввиду определенных трат, понесенных Предприятием для устранения допущенного ранее правонарушения; указанное обстоятельство в силу положения ч. 1 ст. 4.2. КоАП РФ, как смягчающее административную ответственность, может быть применено для установления размера наказания. При рассмотрении дела с учётом всех обстоятельств, административное наказание в виде наложения административного штрафа по ст. 8.2. КоАП РФ было применено в минимальном размере.

Учитывая изложенное, считает постановление о назначении административного наказания от 26.12.2016 №23/10/16/2 принятым в соответствии с соблюдением норм материального и процессуального права и не подлежащим изменению (л.м.59-61).

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что 16.12.2016 года старшим государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды по результатам проведенной в отношении ООО «ЭлектроТехСервис» плановой документарной и выездной проверки составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу, ООО «ЭлектроТехСервис», в процессе деятельности которого образуются отходы, на момент составления протокола (на 16.12.2016 года) не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение у Предприятия отсутствуют, что является нарушением абз. 2, 3 ч. 2 ст. 11, ч. 2, ч. 4, ч. 6 ст. 18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998, ст. 24 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», кроме того, на такие виды отходов как стружка черных металлов несортированная незагрязненная; абразивные круги отработанные, лом абразивных кругов; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированный; остатки и огарки стальных сварочных электродов не осуществлено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, что является нарушением ч. 1 ст. 14, абз. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998.

26.12.2016 года постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ООО «ЭлектроТехСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Суд считает, что старший государственный инспектор на основании имеющихся доказательств законно и обоснованно вынес постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому ООО «ЭлектроТехСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Совокупность исследованных судом доказательств позволяет считать вину ООО «ЭлектроТехСервис» в совершении указанного административного правонарушения доказанной.

Вина ООО «ЭлектроТехСервис» подтверждается материалами настоящего дела:

– Актом проверки ООО «ЭлектроТехСервис» от 14.12.2016 года № 23/10/16, согласно которому в ходе проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства, в том числе установлено, что ООО «ЭлектроТехСервис» осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не осуществлено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности на такие виды отходов как:стружка черных металлов несортированнаянезагрязненная; абразивные круги отработанные, лом абразивных кругов; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированный; остатки и огарки стальных сварочных электродов.

- Предписанием № 23/10/16 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства от 14.12.2016 года;

– Протоколом об административном правонарушении от 16.12.2016 года № 23/10/16/2 в отношении ООО «ЭлектроТехСервис»;

Основанием привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ является несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 1 указанного закона, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом, под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов -изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, состав вменяемого Предприятию административного правонарушения, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными, веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Положениями Федерального закона № 89-ФЗ регламентированы правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются, как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Установлено, что ООО «ЭлектроТехСервис» были нарушены указанные нормы, ООО «ЭлектроТехСервис» осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. ООО «ЭлектроТехСервис» не осуществлено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности на такие виды отходов как: стружка черных металлов несортированная незагрязненная; абразивные круги отработанные, лом абразивных кругов; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированный; остатки и огарки стальных сварочных электродов.

При квалификации действий ООО «ЭлектроТехСервис» старший государственный инспектор Кемеровской области в области охраны окружающей среды обоснованно исходил из того, что оно являлся юридическим лицом, ответственным за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Суд учитывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательства были оценены объективно при исследовании обстоятельств дела, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЭлектроТехСервис» в полном объеме выполнены положения ст. 24.1 КоАП РФ, регламентирующей задачи производства по делам об административных правонарушениях, к которым относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом. Нарушений правил оценки доказательств не допущено.

Постановление о привлечении ООО «ЭлектроТехСервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Установлено, что санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При решении вопроса о назначении административного наказания должностным лицом были учтены характер совершенного административного правонарушения, при этом согласно постановлению не установлено обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Между тем, должностным лицом при назначении административного наказания не учтены смягчающие обстоятельства: признание ООО «ЭлектроТехСервис» вины в совершении административного правонарушения, совершение им правонарушения впервые, принятие мер по устранению допущенного административного правонарушения.

Кроме того, суд отмечает, что должностным лицом фактически не были учтены имущественное и финансовое положение ООО «ЭлектроТехСервис». Установлено, что ООО «ЭлектроТехСервис» приняты меры по устранению допущенного административного правонарушения:

- 22.08.2016г. заключено Дополнительное соглашение ... к Договору ... от 29.10.2015 г. с ООО «ГеоЭкоЦентр» на разработку ПНООЛР (л.м. 42-43).

- 29.10.2016г. заключено Дополнительное соглашение ... к Договору ... от 29.10.2015 г. с ООО «ГеоЭкоЦентр» на разработку ПНООЛР (л.м. 44-45).

- Разработаны паспорта опасных отходов в соответствии с производством (недостающие).

- Разработан Проект лимитов отходов по новой методике.

-24.11.2016 г. направлено заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Проект ПНООЛР в Департамент природных ресурсов и экологии по Кемеровской обл. (л.м. 35-36).

- 30.12.2016 г. предприятием получен мотивированный отказ в утверждении нормативов с замечаниями.

- Замечания, указанные Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области учтены, переработаны. Проект подготовлен на утверждение в соответствии с регламентом, установленном в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области.

- 01.03.2017 г. заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Проект ПНООЛР с учтенными замечаниями представлен в Департамент природных ресурсов и экологии по Кемеровской обл., завх. ... от 01.03.2017г.

Ежемесячные платежи природоохранной деятельности ООО «ЭлектроТехСервис» составляют:

1. Прием, транспортировка и очистка сточных вод - 78 300 рублей,

2. Сбор, транспортировка ТБО - 18 000 рублей,

3. Обезвреживание опасных отходов - 10 000 рублей,

4. Замеры атмосферного воздуха на границе СЗЗ - 4 300 рублей,

Итого: 110 600 рублей.

За 2016 г. согласно статистической отчетности по форме 4-ОС на природоохранную деятельность ООО «ЭТС» затратило 1 468 000 руб.

Учитывая характер и степень общественной опасности содеянного ООО «ЭлектроТехСервис», имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, совокупность смягчающих административную ответственность обстоятельств, суд признает установленные обстоятельства исключительными и считает необходимым изменить постановление по делу об административном правонарушении, применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, назначив ООО «ЭлектроТехСервис» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды от 26.12.2016 года № 23/10/16/2 о привлечении ООО «ЭлектроТехСервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, изменить.

Назначить ООО «ЭлектроТехСервис» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, административное наказание с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50.000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Штраф должен быть оплачен не позднее 60 дней.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Наименование получателя платежа: УФК по Кемеровской области (Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области),

ИНН ..., КПП ...,

Расчетный счет: ..., БИК: ...

ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области,

Код ОКТМО: ...,

Код бюджетной классификации: ...

Назначение платежа: (л/счет <***>) Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Сведения о взыскателе: департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области, 650000, <...>.

При неуплате штрафа в срок материалы для уплаты штрафа направляются по месту работы правонарушителя или судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья М.А. Полякова