ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2017 от 11.01.2017 Магаданского городского суда (Магаданская область)

№ 12-18/2017

РЕШЕНИЕ

г. Магадан 11 января 2017 г.

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Неказаченко Н.П., рассмотрев жалобу Акулиничева И.Л. на постановление государственного инспектора Северо-Восточного территориального отдела ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Голубева А.С. от 07 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица:

Акулиничева И.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

уроженца <данные изъяты>,

зарегистрированного и проживающего по адресу:

<адрес>, работающего

в ОАО <данные изъяты>, командиром вертолета Ми-8,

ранее не привлекавшегося к административной

ответственности за совершение однородных

правонарушений,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Северо-Восточного территориального отдела ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Голубева А.С. от 07 декабря 2016 года Акулиничев И.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 11.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Акулиничев И.Л. подал жалобу в Магаданский городской суд.

В обоснование жалобы указано, что материалами дела не доказано событие вменяемого административного правонарушения, не доказана вина в совершении административного правонарушения, что влечет за собой прекращение производства по делу. Кроме того, указал, что при принятии решения по делу административным органом неверно применены нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

На данном основании просил постановление от 07 декабря 2017 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ в отношении него прекратить.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности – Акулиничев И.Л., доводы, изложенные в жалобе, поддержал, проси суд жалобу удовлетворить, производство по деду прекратить.

Явившиеся в судебное заседание должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - государственный инспектор Северо-Восточного территориального отдела ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Голубев А.С. полагал, что постановление является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении жалобы Акулиничева И.Л. просил отказать, постановление оставить без изменения.

Проверив доводы, изложенные в жалобе и письменных дополнениях к ней, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с заданием Дальневосточной транспортной прокуратуры проводилась проверка, в том числе в отношении ОАО НПК «ПАНХ», на предмет соблюдения требований воздушного законодательства при организации и выполнении авиационных работ (лесоавиационных и с целью оказания медицинской помощи).

По результатам проверки Магаданским транспортным прокурором Кравцовым Д.В. 21 ноября 2016 г. вынесено постановление о возбуждении в отношении командира воздушного суда вертолета Ми-8Т эксплуатанта филиала «Магаданский» ОАО <данные изъяты> Акулиничева И.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ.

Затем, материалы дела были переданы для рассмотрения в Северо-Восточный территориальный отдел государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу.

При рассмотрении дела должностным лицом административного органа было установлено, что в 10 часов 24 минуты 08 октября 2016 г. вертолет Ми-8Т, регистрационный номер , принадлежащий ОАО <данные изъяты>, осуществил полет – коммерческую воздушную перевозку по маршруту «Магадан 13 - Ямск – Магадан 13» под управлением следующих членов экипажа: командира воздушного судна – Акулиничева И.Л.; 2-го пилота ФИО10., бортмеханика ФИО11., что подтверждается заданием на полет № 172 от 07 октября 2016 г., справкой о массе багажа и груза и его свойствах, заявкой на полет № 57 от 05 октября 2016 г., списком лиц, находящихся на борту, сводной загрузочной ведомостью и др.

В ходе изучения основных судовых и отчетных документов по данному заданию установлено, что определение центровки по графику не производилось, в ходе прокурорской проверки центровочный график отсутствовал.

Согласно приказу директора филиала «Магаданский» ОАО <данные изъяты> № 57/к от 12 мая 2014 г. Акулиничев И.Л. назначен на должность командира вертолета Ми-8.

На основании изложенного, должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что в результате несоблюдения требований авиационной безопасности и порядка его выполнения в действиях командира воздушного суда Акулиничева И.Л. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ, а именно управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации.

При этом вина Акулиничева И.Л. выразилась в непринятии достаточных мер по соблюдению воздушного законодательства при наличии реальной возможности для соблюдения такового.

По результатам рассмотрения дела государственным инспектором Северо-Восточного территориального отдела ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Голубевым А.С. 07 декабря 2016 года вынесено постановление о признании командира воздушного судна Ми-8, Акулиничева И.Л. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

Частью 6 статьи 11.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна,

Как следует из содержания определения о возбуждении дела об административном правонарушении, постановления о привлечении Акулиничева И.Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ, пояснений должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, объективная сторона вменяемого Акулиничеву И.Л. правонарушения выразилась в осуществлении полета, произведенного 08 октября 2016 г. в отсутствие центровочного графика, как документа, являющегося частью судовой и полетной документации, предусмотренной законодательством РФ.

Правонарушение, состав которого сформулирован в ч. 6 комментируемой статьи, является нарушением предписаний ст. 67 ВК РФ, а также требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации".

Состав правонарушения сформулирован как формальный с альтернативными признаками объективной стороны и заключается либо в управлении воздушным судном, на котором отсутствует необходимая документация, либо в управлении воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документа на право управления данным типом такого судна. Правонарушение совершается путем действий и характеризуется умышленной виной. Субъект правонарушения - лицо, входящее в летный экипаж воздушного судна.

Пункт 1 ст. 67 Воздушного кодекса РФ определяет, что на гражданском воздушном судне должны находиться следующие судовые документы:

свидетельство о государственной регистрации (оригинал);

сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия);

бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации.

При этом законодатель сделал исключение для сверхлегких воздушных судов, определив, что наличие таких документов на этих воздушных судах не обязательно в связи с практическими трудностями их использования на борту таких воздушных судов;

разрешение на бортовые радиостанции, если таковые имеются на борту воздушного судна (разрешение на бортовые радиостанции может быть оформлено в виде записи телефонного и телеграфного позывных сигналов, присвоенных воздушному судну).

Согласно п. 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, при полете в целях выполнения авиационных работ или авиации общего назначения на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:

- свидетельство о государственной регистрации;

- сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах;

- сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

- бортовой и санитарный журналы, Руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства необязательно);

- разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой;

- свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы:

подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья;

справку о прохождении проверки навыков;

- список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в п. 2.21 названных Правил;

- в случае если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то командир воздушного судна должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающую его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта - задание на полет, оформленное эксплуатантом.

Данный список является исчерпывающим. Центровочный график в составе судовой и полетной документации не поименован.

Положения Руководства по центровке и загрузке самолетов гражданской авиации СССР (РЦЗ-83) № 58 от 14 ноября 1983 г.; Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-8; Руководства по производству полетов ООО <данные изъяты>, на которые ссылается транспортный прокурор и должностное лицо, вынесшее постановление в обоснование своей позиции об обязательном наличии на борту воздушного судна центровочного графика, всего лишь определяют порядок расчета центровки и загрузки воздушного судна, а также устанавливают круг лиц, ответственных за производство данных действий.

Порядок расчета центровки и загрузки воздушного судна также определен разделом 8 "ГОСТ Р 54580-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.12.2011 N 686-ст).

Между тем, в вину Акулиничева И.Л. не вменяется осуществление полетов в нарушение действующего законодательства в отсутствие расчета центровки и загрузки воздушного судна.

В свою очередь, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ не охватывает действия по осуществлению полета без расчета центровки и загрузки воздушного судна.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что в действиях командира воздушного судна Ми-8Т, регистрационный номер – Акулиничева И.Л. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ.

В соответствии с положением ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

р е ш и л а:

Постановление государственного инспектора Северо-Восточного территориального отдела ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Голубева А.С. от 07 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении командира воздушного судна Ми-8Т, регистрационный номер – Акулиничева И.Л.– отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья Н.П. Неказаченко