Дело № 12-18/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Вилегодского районного суда Архангельской области Якимов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Яренске жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» на постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора, государственного охотничьего и пожарного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа, заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Яренское обособленное подразделение Угрюмова И.Б.№__ от _____.__г по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора, государственного охотничьего и пожарного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа, заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Яренское обособленное подразделение Угрюмова И.Б.№__ от _____.__г общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Газпром межрегионгаз» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
ООО «Газпром межрегионгаз» не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в их действиях отсутствует состав административного правонарушения, по основаниям того, что с _____.__г заключено соглашение, по которому ООО «Газпром межрегионгаз» передал права и обязанности арендатора по договору лесного участка №__ АО «Газпром газораспределение», поэтому они не могут являться субъектом данного административного правонарушения, кроме того, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, выражается в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки и обязательным квалифицирующим признаком вменяемого правонарушения является факт использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, однако не предоставление административному органу отчетной документации об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов не нарушает порядок природопользования, в том числе не наносит вред лесным участкам, как объектам окружающей среды, а влияет на порядок формирования органами исполнительной власти в области лесных отношений консолидированной отчетности. Кроме того, считают, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями процессуальных требований, так как в нем отсутствуют сведения о времени совершения заявителем административного правонарушения и каким образом они (ООО «Газпром межрегионгаз») используют лесной участок способами противоречащими документу на лесопользование. Также указывают, что вмененное им административное правонарушение не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным интересам и не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, поэтому полагают совершенное деяние является малозначительным.
Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Газпром межрегионгаз», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя (защитника) не направило, об отложении рассмотрения дела не просило.
Личное участие в деле, в том числе с участием представителя (защитника), является правом юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, поэтому считаю возможным рассмотреть жалобу без участия представителя (защитника) ООО «Газпром межрегионгаз».
В судебном заседании должностное лицо административного органа - заместитель старшего государственного лесного инспектора, государственного охотничьего и пожарного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа, заместитель руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Яренское обособленное подразделение Угрюмов И.Б. с доводами жалобы не согласился, считает постановление вынесено законно и обоснованно, в связи с чем просит постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Дополнительно пояснил, что предусмотренный условиями договора аренды лесного участка №__ от _____.__г отчет за 4 квартал 2016 года об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке, в установленные законодательством сроки и порядке, арендатором ООО «Газпром межрегионгаз», на дату рассмотрения дела (_____.__г), арендодателю так предоставлен и не был. Предоставление данного отчета в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> в установленные законодательством сроки и порядке, имеет цель контроля арендодателем арендатора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке, а не составления формальной отчетности.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Заслушав должностное лицо административного органа, обсудив доводы жалобы, и исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Из материалов дела следует, что _____.__г между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (Арендодатель) и ООО «Газпром межрегионгаз» (Арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 1822, расположенного по адресу: Архангельская область, Ленский район, Яренское лесничество, Урдомского участкового лесничества (участок Урдомское), часть квартира № 18. Данный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы Архангельской области и Ненецкого автономного округа _____.__г.
Данные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
В соответствии с п. 3.4.5 раздела 3 договора аренды лесного участка №__ от _____.__г Арендатор - ООО «Газпром межрегионгаз» обязано представлять арендодателю отчет об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке в установленные законодательством сроки и порядке.
Согласно ст. 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из пункта 2 Порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме, утвержденного Приказом Минприроды России от _____.__г№__ отчет представляется ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
Согласно пункта 2 Порядка представления отчета об охране лесов и отчета о защите лесов и их форм, утвержденного Приказом Минприроды России от _____.__г№__, действующего с _____.__г и ранее действовавшего Порядка представления отчета об охране и защите лесов и его формы, утвержденного приказом Минприроды России от _____.__г№__, утратившего силу с _____.__г, отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов, Отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз» должно было, в соответствии с п. 3.4.5 раздела 3 договора аренды лесного участка №__ от _____.__г предоставить отчет об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке за 4 квартал 2016 года в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> – управление лесничествами Яренское обособленное подразделение не позднее _____.__г.
Вместе с тем, как следует из материалов дела _____.__г от директора государственного казенного учреждения <адрес> Яренское лесничество министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Воробьева Н.М. в адрес территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> – управление лесничествами Яренское обособленное подразделение поступило сообщение (ходатайство) о том, что ООО «Газпром межрегионгаз», в нарушение п.3.4.5 условии договора аренды лесного участка №__ от _____.__г, не предоставило отчет за 4 квартал 2016 года об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов.
В судебном заседании должностное лицо административного органа Угрюмов И.Б. также пояснил, что предусмотренные условиями договора аренды лесного участка №__ от _____.__г отчет за 4 квартал 2016 года об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке, в установленные законодательством сроки и порядке, арендатором ООО «Газпром межрегионгаз», на дату рассмотрения дела (_____.__г), арендодателю так и не предоставлен.
В соответствии с условиями договора аренды лесного участка №__ от _____.__г (п. 3.4.5 раздела 3) Арендатор - ООО «Газпром межрегионгаз» обязано представлять арендодателю отчет об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке в установленные законодательством сроки и порядке
Порядком представления отчета об использовании лесов не установлено никаких исключений относительно периодов, когда лица, использующие леса, могли бы не представлять данные отчеты.
Факт совершения ООО «Газпром межрегионгаз» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, оцененными должностным лицом территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11. КоАП РФ.
Представленные по делу доказательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, являются достаточными для установления вины ООО «Газпром межрегионгаз» в совершении указанного административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Должностное лицо территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обоснованно пришло к выводу о виновности ООО «Газпром межрегионгаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Порядок и процедура привлечения юридического лица к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения соблюдена.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований главы 29 КоАП РФ, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно, вынесенное постановление отвечает установленным законом требованиям.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» состава административного правонарушения, в связи с тем, что _____.__г между АО «Газпром газораспределение» и ООО «Газпром межрегионгаз» заключено соглашение, по которому последний передал права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка №__ АО «Газпром газораспределение» и поэтому они не являться субъектом данного административного правонарушения, а также то, что объективная сторона данного административного правонарушения выражается в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки и обязательным квалифицирующим признаком вменяемого правонарушения является факт использования лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, а не предоставление административному органу отчетной документации об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов не нарушает порядок природопользования, в том числе не наносит вред лесным участкам, как объектам окружающей среды, а влияет на порядок формирования органами исполнительной власти в области лесных отношений консолидированной отчетности, являются не состоятельными в силу следующего.
В материалах дела имеется соглашение №__ от _____.__г, согласно которого ООО «Газпром межрегионгаз» передало, а ОАО «Газпром газораспределение» принял на себя права и обязанности арендатора по договору аренды и заключено соглашение, по которому последний передал права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка №__.
Суд не входит в обсуждение правомерности заключения данного соглашения, так как это не является предметом рассмотрения данного дела.
Согласно ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются.
В материалах дела имеется письменное сообщение ООО «Газпром газораспределение» от 20 января 2017 года, которым они уведомляют Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, о заключении между ООО «Газпром межрегионгаз» передало и ОАО «Газпром газораспределение» соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка №__ от _____.__г, которое зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и ненецкому автономному округу _____.__г.
Следовательно, арендатором по договору аренды лесного участка №__ от _____.__г в 4 квартале 2016 года являлся ООО «Газпром межрегионгаз», а потому именно они обязаны были, в соответствии с условиями договора аренды лесного участка №__ от _____.__г (п. 3.4.5 раздела 3) представлять в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> отчет об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке за 4 квартал 2016 года в установленные законодательством сроки и порядке.
Доводы заявителя о том, что в их действиях отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25. КоАП РФ, так как не предоставление административному органу отчетной документации об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов не нарушает порядок природопользования, в том числе не наносит вред лесным участкам, как объектам окружающей среды, а влияет на порядок формирования органами исполнительной власти в области лесных отношений консолидированной отчетности, основаны на неправильном токовании норм закона, поскольку предоставление данного отчета в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в установленные законодательством сроки и порядке, имеет цель контроля арендодателем арендатора, в данном случае ООО «Газпром межрегионгаз» именно за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке по договору аренды №__ от _____.__г.
Доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями процессуальных требований, нахожу также несостоятельными, по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении №__ от _____.__г составлен он правильно в соответствии с требованиями ст. 28.2. КоАП РФ, событие правонарушения и сведения о юридическом лице, совершившем административное правонарушение, исследованы полно, процедура оформления протокола соблюдена, в том числе в нем указано, что юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Газпром межрегионгаз» должно было, в соответствии с условиями (п. 3.4.5 раздела 3) заключенного с ними договора аренды лесного участка №__ от _____.__г предоставить отчет об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведений на арендуемом лесном участке за 2016 года в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не позднее десятого января года, следующего за отчетным, однако данное требование, как было установлено должностным лицом составившем протокол об административном правонарушении, в установленные законодательством сроки и порядке ООО «Газпром межрегионгаз» исполнено не было.
Также, как следует из письменного сообщения должностного лица административного органа от _____.__г, ООО «Газпром межрегионгаз» в 2016 году лесную декларацию по договору аренды лесного участка №__ от _____.__г в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не подавало. Данные обстоятельства должностное лицо подтвердило в судебном заседании.
Доводы ООО «Газпром межрегионгаз» о малозначительности правонарушения также являются несостоятельны, в силу следующего.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснений содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Допущенное ООО «Газпром межрегионгаз» административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением. Не подлежат применению и положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающие замену назначенного административного штрафа на предупреждение в отношении ООО «Газпром межрегионгаз».
Административное наказание назначено ООО «Газпром межрегионгаз» в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 8.25. КоАП РФ, с учетом наличия смягчающих и отсутствием отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного постановления, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора, государственного охотничьего и пожарного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа, заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Яренское обособленное подразделение Угрюмова И.Б.№__ от _____.__г оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.Н. Якимов