ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2017 от 31.05.2017 Красногвардейского районного суда (Республика Крым)

Дело № 12-18/2017

Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2017 года пгт Красногвардейское

Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым Шевченко И.В., при секретаре Снитко Л.В., с участием представителей Крымсельхознадзора ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу физического лица ФИО3 на постановление Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – заместителя Главного государственного инспектора по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым С.А.Цейко от ДД.ММ.ГГГГФИО3 как физическое лицо был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.12 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

ФИО3 был признан виновным за то, что он допустил нарушение действующего законодательства в области семеноводства сельскохозяйственных растений, а именно: ему вменена реализация семян сельскохозяйственного растения – саженцев роз – без наличия оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации документов о сортовых и посевных качествах, а также без маркировки соответствующего образца.

ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратился в Красногвардейский районный суд Республики Крым с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, просил отменить обжалуемое постановление ввиду отсутствия его вины в административном правонарушении.

В жалобе указывает на то, что он, не являясь индивидуальным предпринимателем, не имеет возможности оформить сопроводительные документы, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «О семеноводстве»; торгует на рынке в розницу, оптовые продажи не осуществляет. Также полагает, что у Службы отсутствовали основания по осмотру его продукции и оформлению других документов, поскольку в соответствии с Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий…, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся в отношении земель сельскохозяйственного значения и иных объектов; проведение же рейдов по семенам указанным Порядком не предусмотрено.

Податель жалобы считает, что при таких обстоятельствах постановление Крымсельхознадзора подлежит отмене.

ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым по доверенности ФИО1 и заведующий отделом надзора за качеством зерна и семенного контроля ФИО2 доводы жалобы не признали, просили в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Крымсельхознадзора, судья считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют ввиду следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ "О семеноводстве" под семенным контролем следует понимать мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.

Согласно статье 23.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правоотношениях, предусмотренных статьями 10.12 - 10.14 настоящего Кодекса, рассматривают государственные семенные инспекции.

В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции (часть 2 статьи 22.3 Кодекса).

В настоящее время сортовой и семенной контроль посевов и семян сельскохозяйственных растений осуществляют Россельхознадзор и его территориальные управления.

Приказом Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ/П утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст.13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Так, пунктом 2 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденного приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования, предусмотренные этим Порядком, проводятся в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подкарантинной продукции, подкарантинных объектов (земельных участков любого целевого назначения, зданий, строений, сооружений, резервуаров, мест складирования (помещений), оборудования, транспортных средств, контейнеров и иных объектов, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов), установленных Федеральным законом "О карантине растений" (в пределах, предусмотренных статьей 13.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Понятие подкарантинной продукции дано в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 206-ФЗ «О карантине растений» (п.п.29, 30, 33 ст.2):

подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер;

подкарантинные объекты - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов;

растения - растения и их части, включая семена (семенной материал) и генетический материал.

Из анализа указанных норм законодательства следует вывод, что семена в виде саженцев роз, реализацию которых осуществлял ФИО3, являются подкарантинной продукцией, в связи с чем должностные лица Крымсельхознадзора имели полномочия на проведение их осмотра, обследования.

С учетом изложенного, плановый (рейдовый) осмотр ДД.ММ.ГГГГ на аграрном рынке пгт <адрес> Республики Крым проведен, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен и постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченными должностными лицами Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым.

В соответствии со ст. 10.12 КоАП РФ нарушение правил производства, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Субъектом является лицо, в данном случае физическое лицо – ФИО3, нарушившее общественные отношения в области семеноводства.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области семеноводства.

Предмет - семена в части сельскохозяйственных растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена и другое), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений, обладающих сортовыми и посевными качествами.

Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящее в нарушении правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян.

Нарушение правил реализации семян заключается в их реализации с нарушением правил оборотоспособности партий семян, допуске в оборот сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, либо без сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества, либо без фитосанитарных сертификатов и т.д.

Правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ "О семеноводстве".

В соответствии со статьей 4 указанного Закона законодательство Российской Федерации в области семеноводства регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также в связи с организацией и проведением сортового контроля и семенного контроля.

Статьей 30 (абзацы 1, 2) Федерального закона "О семеноводстве" установлено, что допускается оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, а также фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян.

Единые требования к реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений установлены Порядком реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным Приказом Минсельхозпрода России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 2.1 Порядка реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что каждая партия семян, предназначенная для реализации, упаковывается и маркируется путем нанесения информации в написанном, напечатанном или изображенном в графическом виде на ярлык и другие документы, сопровождающие семена, или на контейнере.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О семеноводстве" физические или юридические лица, реализующие партии семян, гарантируют, что сортовые и посевные качества семян реализуемой партии соответствуют данным, указанным в соответствующем сертификате. В случае несоответствия сортовых и посевных качеств семян реализуемой партии данным, указанным в соответствующем сертификате, физическое или юридическое лицо, реализующее партию семян, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в обороте могут находиться партии семян сельскохозяйственных растений, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, а также при наличии соответствующей маркировки. Нарушение указанных правил влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Крымсельхознадзора ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый осмотр, обследование на территории аграрного рынка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Красногвардейское, <адрес>.

В ходе проверки установлено, что гражданином ФИО3 в 09 часов 55 минут на торговом месте осуществлялась реализация подкарантинной продукции – семян сельскохозяйственных растений (саженцы роз) без документов, удостоверяющих посевные и сортовые качества, а также без маркировки соответствующего образца.

Указанные факты подтверждены материалами дела (приказом от ДД.ММ.ГГГГ/П «Об утверждении плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований», Плановым (рейдовым заданием на проведение планового (рейдового осмотра, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ) и физическим лицом ФИО3 не оспариваются.

Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.

Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что его положения распространяются на физических, а также юридических лиц, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области семеноводства.

Следовательно, при осуществлении деятельности по реализации семян сельскохозяйственного назначения физическое лицо обязано иметь в торговой точке соответствующие сертификаты на партии семян, а также маркировку.

На основании изложенного прихожу к выводу о необоснованности доводов подателя жалобы о том, что он, не являясь индивидуальным предпринимателем, не имеет возможности оформить сопроводительные документы на реализуемые им саженцы роз, поскольку соблюдение требований, установленных в сфере семеноводства, в частности, реализации семян сельскохозяйственных растений, является обязанностью физического лица.

Вина ФИО3 подтверждена материалами дела. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности осуществлять деятельность по реализации семян в соответствии с требованиями действующего законодательства в данной сфере, подателем жалобы не представлены.

Таким образом, прихожу к выводу о том, что действия физического лица, выразившиеся в реализации партий семян саженцев роз в отсутствие документов, удостоверяющих посевные и сортовые качества, а также без маркировки соответствующего образца, содержат все признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – заместителя Главного государственного инспектора по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым С.А. Цейко от ДД.ММ.ГГГГ по форме и содержанию отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Наказание физическому лицу ФИО3 назначено в пределах санкции ст.10.12 КоАП РФ.

На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении ФИО3, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

В связи с изложенным считаю, что постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – заместителя Главного государственного инспектора по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым С.А.Цейко от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.12 КоАП РФ в отношении ФИО3 следует оставить без изменения; а жалобу ФИО3 – без удовлетворения

Руководствуясь ч. 1 п. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым – заместителя Главного государственного инспектора по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым С.А.Цейко от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.12 КоАП РФ, в отношении ФИО3 – оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В.Шевченко