РЕШЕНИЕ
г.Муравленко 02 февраля 2018 года
Судья Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Аверьянов А.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Ноябрьское лесничество, старшего государственного лесного инспектора автономного округа – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Л.Л.№ от 10 октября 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Ноябрьское лесничество, старшего государственного лесного инспектора автономного округа – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Л.Л.№ от 10 октября 2017 года должностное лицо - начальник цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов №1 филиала «Газпромнефть-Муравленко» Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить за отсутствием в его действиях состава правонарушения, поскольку обнаруженные рядом с кустовой площадкой порубочные остатки возникли в результате действий сторонней организацией, которая осуществляла работу по строительству трубопровода, и отношения к производственной деятельности Общества не имеют. Кроме того, не представлено доказательств вины должностного лица в совершении инкриминируемого правонарушения. Полагает, что не доказано бездействие должностного лица, поскольку им проведен весь спектр действий, позволяющий избежать разрывов трубопровода и разливов нефти: мониторинг, диагностика, внутритрубная очистка и дополнительная диагностика трубопроводов. Также отмечает отсутствие доказательств горючести обнаруженной в ходе проверки в лесном участке жидкости.
В судебном заседании ФИО1 отсутствовал, направил в суд заявление о рассмотрении жалобы без его участия.
Представитель природоохранной прокуратуры ЯНАО в судебное заседание явился, направил письменные возражения по жалобе, в которых указал на законность и обоснованность принятого решения.
Судья, изучив жалобу и письменные возражения, а также материалы дела, пришел к следующему.
Из фабулы обжалуемого постановления следует, что Акционерное общество «Газпромнефть-ННГ» является владельцем лицензии на право пользования недрами с целью разработки Муравленковского месторождения. В ходе выездной проверки, проведенной Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГ в квартале № выделе № Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества в районе куста № Муравленковского месторождения обнаружен лесной участок, с выявленными фактами нефтеразлива. На момент обследования на участке работы по ликвидации последствий разлива не производились. На почве и лесном участке имеются следы нефтесодержащей жидкости черного цвета, общей площадью 2 000 кв.м., образованные в ходе порыва ДД.ММ.ГГ на нефтесборном трубопроводе <данные изъяты> Муравленковского месторождения.
В ходе проверки ДД.ММ.ГГ прокуратурой в квартале № выделе № Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества обнаружено, что Обществом допущено размещение порубочных остатков, вдоль коридора трубопровода <данные изъяты> Муравленковского месторождения в непосредственной близости от лесного массива в период действия особого противопожарного режима, что является нарушением правил пожарной безопасности в лесах. На момент обследования лесных участков срубленная древесина не убрана.
За нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила). Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Согласно п.33 Правил при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется:
а) содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии;
б) полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров);
в) не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.);
г) согласовывать с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, порядок и время сжигания нефти при аварийных разливах, если они ликвидируются этим путем.
Как следует из смысла ст.26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В части 2 статьи 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве доказательств виновности должностного лица в нарушении противопожарного режима выразившегося в загрязнении участка лесного фонда нефтепродуктами представлены:
- акт № обследования земельного участка ДД.ММ.ГГ, согласно которому в ходе обследования территории возле куста № Муравленковского месторождения (GPS координаты <данные изъяты>) обнаружены очаговые нефтезагрязнения, с резким запахом нефтепродуктов и признаками замазученности. В период проведения проверки шли работы по рекультивации участка;
- схема расположения лесного участка на карте лесонасаждений Ноябрьского лесничества Муравленковского участкового лесничества;
- расчет ущерба, составленный лесником Ноябрьского лесхоза, согласно которого ущерб составил 639817 рублей;
- акт расследования причин инцидента, произошедшего ДД.ММ.ГГ, в котором указано, что причиной инцидента явилась язвенная коррозия, и приложение к нему;
- акт сдачи-приемки в производство работ по рекультивации Н33 трубопровода нефтесборного <данные изъяты> Муравленковского месторождения;
- план проведения работ по рекультивации замазученного участка трубопровода нефтесборного <данные изъяты> Муравленковского месторождения, который состоит из трех этапов: подготовительного, технического и биологического; - информация филиала «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ» о произошедших за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ разливах на месторождениях филиала, в которой имеются сведения в том числе и о загрязнении земельного участка, на объекте <данные изъяты> произошедшем ДД.ММ.ГГ, в результате коррозии трубопровода. Также сведения о загрязнении земельного участка, на объекте <данные изъяты> произошедшем ДД.ММ.ГГ, в результате коррозии трубопровода. Кроме того сведения о проведении рекультивации на указанных участках;
В качестве доказательств виновности должностного лица в нарушении противопожарных требований выразившегося в наличии в квартале № выделе № Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества, вдоль коридора трубопровода <данные изъяты> Муравленковского месторождения в непосредственной близости от лесного массива порубочных остатков, представлены следующие документы.
Акт № обследования территории Муравленковского месторождения от ДД.ММ.ГГ, согласно которого в ходе осмотра ДД.ММ.ГГ земельного участка, расположенного на участке лесного фонда в районе дороги, поворот на <адрес>, территория Муравленковского месторождения, GPS координаты <данные изъяты>, слева от коридора трубы имеются порубочные остатки древесных отходов, вырубленных в ходе строительства трубы. Срубленные деревья разбросаны вдоль коридора трубы. Количество срубленных деревьев диаметром более 15 см. на данной территории составляет около 30 штук.
Схема расположения лесного участка на карте лесонасаждений Ноябрьского лесничества Муравленковского участкового лесничества, где обнаружены порубочные остатки.
Копия приказа Департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 09 июня 2015 года №359» и заключение экспертной комиссии, согласно которому принято решение о возможности освоения лесов на арендованном участке.
Договор аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда от ДД.ММ.ГГ и доп.соглашением к договору аренды от ДД.ММ.ГГ, приложения к нему, согласно которых, в том числе и спорный участок, находится в пользовании АО «Газпромнефть-ННГ».
Лесная декларация и приложения к ней, о том, что Общество с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ использует леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Между тем, ни одно из представленных доказательств ни свидетельствует о наличии на указанной в актах проверках территории горючих веществ.
Представленные сведения о произошедшем ДД.ММ.ГГ на нефтесборном трубопроводе <данные изъяты> Муравленковского месторождения разрыве трубопровода, не свидетельствует о наличии нефтепродуктов в момент проверки в ДД.ММ.ГГ. Напротив, из представленных документов следует, что Обществом проводятся рекультивационные работы, что подтверждено актом сдачи участка для рекультивации и актом обследования территории по факту нефтеразлива, составленным помощником Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГ, информацией Общества, направленной в адрес природоохранной прокуратуры ЯНАО.
Протокол испытаний почвы, грунтов, донных отложений, отобранных в ходе проверки, свидетельствует лишь о наличии в образцах нефтепродуктов, при этом сведений о горючести указанного вещества в нем не содержится.
Таким образом, материалами дела не подтверждено, что обнаруженные проверкой загрязнения почвы содержат горючие вещества.
Не подтверждено доказательствами и наличие в районе дороги, рядом с поворотом на <адрес> Муравленковского месторождения, GPS координаты <данные изъяты>, слева от коридора трубы порубочных остатков древесных отходов, вырубленных в ходе строительства трубы. Вместе с тем, данный факт должностным лицом не отрицается.
Между тем, наличие порубочных остатков само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Так, состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ образует нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Должностному лицу вменяется нарушение п.22 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах.
Пункт 22 Правил предусматривает, что при проведении в лесах переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение и др.) требуется: а) размещать объекты переработки древесины и других лесных ресурсов на расстоянии не менее 50 метров от лесных насаждений; б) обеспечивать в период пожароопасного сезона в нерабочее время охрану объектов переработки древесины и других лесных ресурсов; в) содержать территории в радиусе 50 метров от объектов переработки древесины и других лесных ресурсов очищенными от мусора и других горючих материалов; проложить по границам указанных территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - две противопожарные минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Между тем, ни одно из вышеприведенных доказательств не подтверждает, что Общество проводит работу по переработке древесины и других лесных ресурсов, вследствие чего им должны соблюдаться требование п. 22 Правил. Следовательно, отсутствует и обязанность должностного лица по соблюдению требований вышеуказанных правил.
Пункт 35 вышеуказанных Правил устанавливает, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
По смыслу приведенных правовых норм обязанность по надлежащему содержанию трубопроводов, включающему и вырубку деревьев для обеспечения их безопасной работы, возложена на АО «Газпромнефть-ННГ». Ответственным лицом за соблюдение требований пожарной безопасности и природоохранного законодательства является начальник цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов №1 Общества ФИО1
Между тем, согласно доводов жалобы порубочные остатки образовались в результате строительства ООО «АП» водовода высоконапорного <данные изъяты> вторая линия Муравленковского месторождения и данные доводы административным органом не опровергнуты.
В соответствии со ст.1.5 ч.ч.3, 4 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При указанных обстоятельствах, доказательств несоблюдения должностным лицом пунктов 22 и 35 Правил, повлекших привлечение к ответственности по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, не представлено.
Поскольку в материалах отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие факт нарушения ФИО1 Правил пожарной безопасности, то есть обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, не нашли своего подтверждения, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Л.Л.№ от 10 октября 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья А.А.Аверьянов