Дело №12-18/2018
Р Е Ш Е Н И Е
21 марта 2018 г. г. Неман
Судья Неманского городского суда Калининградской области Шевченко И.В.,
при секретаре – Смолиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» (МАУ ДО «ДЮСШ») ФИО1 на постановление Государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области от 8 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
На основании постановления по делу об административном правонарушении № Государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО2 от 8 августа 2017 г. должностное лицо – директор МАУ ДО «ДЮСШ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) руб..
Из постановления следует, что ФИО1, являясь директором МАУ ДО «ДЮСШ», совершил нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно:
1. Работники предприятия, осуществляющие отдельные виды профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности: старший воспитатель ФИО5, воспитатели ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, вожатые ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 (договор № от ДД.ММ.ГГГГ), не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Нарушены требования ст.ст.212, 213 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №695 (ред. от 1.02.2005 г.), Постановления Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (вместе с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»). Приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 26 июня 2014 г. №368 «Об организации обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности»;
2. Обучение способам оказания первой (доврачебной) медицинской помощи работников рабочих профессий не проводится, периодичность этого обучения не соблюдается, протоколы проверки знаний способов оказания первой (доврачебной) медицинской помощи работников рабочих профессий отсутствуют (не представлены). Не выполнены требования п.2.2.4 постановления Минтруда №1/29 от 13 января 2003 г. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций», чем нарушена ст.225 Трудового кодекса РФ.
Директор МАУ ДО «ДЮСШ» ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, освободить от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения).
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Неманского городского суда оспариваемое постановление отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью совершенного правонарушения, в адрес директора МАУ ДО «ДЮСШ» ФИО1 вынесено устное замечание.
Решением Калининградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
В судебном заседании должностное лицо – директор МАУ ДО «ДЮСШ» ФИО1, не оспаривая выявленные факты нарушения трудового законодательства, просил прекратить производство по делу за малозначительностью.
Государственный инспектор труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО2 в судебном заседании не согласилась с доводами жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, пояснив суду, что выявленные нарушения, независимо от степени причиненного ущерба, являются грубым нарушением правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства. Нарушение требований трудового законодательства допущено в сфере организации летнего отдыха несовершеннолетних и непосредственно ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Даже после выявленных нарушений, не было предпринято мер по их устранению до указанного срока – 2 августа 2017 г..
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.2.1 и 4.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст.24.1 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно положениям п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании распоряжения главы администрации Неманского муниципального района №-л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен директором МАУ ДО «ДЮСШ» с 24 июня 2016 г. на неопределенный срок.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа.
Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, условия коллективного договора, нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу абз.2 ст.211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно частям 7 и 8 ст.213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Перечень).
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны работники учебно-воспитательных учреждений, работники детских дошкольных учреждений.
В силу ч. 1 ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Из материалов дела, усматривается, что по результатам проведенной в период с 11 июля по 2 августа 2017 г. Государственной инспекцией труда в Калининградской области внеплановой выездной проверки соблюдения требований трудового законодательства в МАУ ДО «ДЮСШ» выявлены нарушения директором данного юридического лица государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно: в нарушение требований ст.ст.212, 213 Трудового Кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №695, (ред. от 1.02.2005 г.), Постановления Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»), Приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 26 июня 2014 г. №368 «Об организации обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности» работники предприятия, осуществляющие отдельные виды профессиональной деятельности: старший воспитатель ФИО5, воспитатели ФИО6, ФИО10, ФИО7, ФИО9, ФИО8, вожатые ФИО16, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 не прошли обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В нарушение работодателем требований п.2.2.4 Постановления Минтруда №1/29 от 13 января 2003 г. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», статьи 225 Трудового кодекса РФ, выразившееся в том, что обучение способам оказания первой (доврачебной) медицинской помощи работников рабочих профессий не проводится, периодичность этого обучения не соблюдается, протоколы проверки знаний способов оказания первой (доврачебной) медицинской помощи работников рабочих профессий отсутствуют (не представлены).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 2 августа 2017 г. № предписанием от 2 августа 2017 г. № актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 2 августа 2017 г. № которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, директор МАУ ДО «ДЮСШ» ФИО1, будучи должностным лицом, осуществляющим в данном образовательном учреждении организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Следовательно, выводы Государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО2 о виновности директора МАУ ДО «ДЮСШ» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ правомерны.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Наказание назначено с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения в пределах санкции ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ (в размере от 15000 руб. до 25000 руб.). Назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного указанной статьей, допустимо только в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Доводы директора МАУ ДО «ДЮСШ» ФИО1 о малозначительности совершенного правонарушения несостоятельны, поскольку нарушение требований трудового законодательства в части обязательного прохождения вышеуказанными работниками психиатрического освидетельствования, а также в части проведения обучения способам оказания первой (доврачебной) медицинской помощи допущено в сфере организации летнего отдыха несовершеннолетних и непосредственно ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В установленный законом срок обжалования, а именно 18 августа 2017 г. жалоба на постановление от 8 августа 2017 г. была направлена мировому судье Краснознаменского судебного участка Калининградской области, а 29 августа 2017 г. возвращена в МАУ ДО «ДЮСШ» в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению мировым судьей, а рассматривается в районном суде. 5 сентября 2017 г. жалоба поступила в Неманский городской суд. С учетом изложенного, срок для подачи жалобы пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление Государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО2 от 8 августа 2017 г. оставить без изменения, жалобу директора Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение десяти дней с момента получения решения.
Судья Неманского городского суда
И.В.Шевченко