Дело № 12-18/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Осташков Тверской области 04 июня 2021 года
Судья Осташковского межрайонного суда Тверской области Филиппова Н.Н.,
с участием законного представителя ООО «Фортуна» ФИО1 и защитника Деткова Д.С.,
должностного лица, составившего в отношении ООО «Фортуна» протокол об административном правонарушении, ФИО2,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» на постановление Административной комиссии Осташковского городского округа Тверской области № 14 от 23 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии Осташковского городского округа Тверской области № 14 от 23.03.2021 ООО «Фортуна» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 32.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, за нарушение установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил сбора, временного хранения и вывоза твердых коммунальных отходов.
Не согласившись с постановлением Административной комиссии Осташковского городского округа Тверской области, ООО «Фортуна» обжаловало указанное выше постановление. В жалобе указывает на то, что в процессе деятельности магазина «Мир света», учитывая специфику реализуемых товаров – осветительные приборы, лампочки, розетки, выключатели и т.п., отходов, подобных по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (понятие твердых бытовых отходов) не образуется; обязанность представить для обозрения собранные в течение месяца отходы (мусор) от деятельности магазина, которая указана в описании события административного правонарушения, не основана на законе; статьей 32.1 Закона Тверской области «Об административных правонарушениях» не предусмотрено привлечение к ответственности за нарушение правил сбора, временного хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, понятие временного хранения твердых коммунальных отходов не предусмотрено ни Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», ни Правилами благоустройства, при этом какой именно порядок по временному хранению твердых коммунальных отходов нарушен ООО «Фортуна», ни в постановлении, ни в протоколе об административном правонарушении не указано; понятие «вывоз твердых коммунальных отходов» также отсутствует; таким образом, из установленного и изложенного в постановлении события административного правонарушения не ясно, почему ООО «Фортуна» привлечено к ответственности за нарушение установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил сбора, временного хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, тогда как ответственность по ст. 32.1 Закона Тверской области «Об административных правонарушениях» предусмотрена за нарушение установленного органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; также понятия «уличная пепельница» не имеется ни в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», ни в Правилах благоустройства; также ООО «Фортуна» является субъектом малого и среднего предпринимательства, однако административный орган не учел при назначении наказания положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Законный представитель ООО «Фортуна» – генеральный директор ФИО1 и защитник на основании ордера адвокат Детков Д.С. при рассмотрении дела доводы жалобы поддержали и просили постановление Административной комиссии отменить, производство по делу прекратить, добавив к доводам, изложенным в жалобе, указание на нарушение Административной комиссией процедуры принятия решения по протоколу об административном правонарушении, так как из протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении от 23.03.2021 усматривается, что решение о виновности ООО «Фортуна» и о назначении штрафа путем голосования членами комиссии не принималось, так как из текста протокола следует, что члены комиссии голосовали по вопросу применения к ООО «Фортуна» ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания.
Должностное лицо, составившее в отношении ООО «Фортуна» протокол об административном правонарушении, – специалист Административной комиссии Осташковского городского округа Тверской области ФИО2, при рассмотрении дела пояснил, что, являясь должностным лицом Администрации Осташковского городского округа Тверской области, полномочным составлять протоколы об административных правонарушениях, на основании заявления регионального оператора ООО «ТверьСпецАвтоХозяйство» (ООО «ТСАХ») 10 марта 2021 года осуществил выход на место – территория магазина «Мир света» на ул. Загородная, д. 33, г. Осташкова, Тверской области, где зафиксировал правонарушение, а именно около входа в магазин вместо двух урн стояла урна-пепельница, контейнер для вывоза мусора не использовался, так как не был оснащен специальной крышкой для опрокидывания, а также было видно, что к нему нет тропинки, так как лежал снег, о чем составил акт с фототаблицей, а затем протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32.1 Закона Тверской области «Об административных правонарушениях»; при составлении протокола представители ООО «Фортуна» высказали замечания о том, что на фототаблице не зафиксирована входная группа в магазин, в связи с чем 11 марта 2021 года он осуществил еще один выход на место, где зафиксировал входную группу в магазин, о чем также составил акт с фототаблицей; ООО «ТСАХ» является единственным региональным оператором, имеющим лицензию по сбору мусора, ООО «Фортуна» было об этом известно.
Выслушав законного представителя заявителя и его защитника, должностное лицо, составившее в отношении ООО «Фортуна» протокол об административном правонарушении, проверив материалы дела об административном правонарушении, усматриваю основания для отмены постановления и прекращения производства по делу.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
При рассмотрении дела установлено, что 23 марта 2021 года Административной комиссией Осташковского городского округа Тверской области в составе председательствующего ФИО4, членов комиссии ФИО5, ФИО6, ФИО7, при секретаре ФИО8, присутствует ФИО2 самоотвод ст. 29.2 КоАП РФ, с участием генерального директора ООО «Фортуна» ФИО1 рассмотрен протокол об административном правонарушении от 11.03.2021 № 16 и материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».
По результатам рассмотрения данного протокола вынесено постановление № 14 от 23.03.2021 о признании ООО «Фортуна» виновным в совершении нарушения установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил сбора, временного хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, при следующих обстоятельствах:
10 марта 2021 года с 14 часов 20 минут по 14 часов 30 минут установлено и зафиксировано, что у входной группы здания магазина «Мир света» ООО «Фортуна» (генеральный директор ФИО1) по адресу: <...>, отсутствуют у входа в магазин урны; на площадке перед дверью в магазин установлена уличная пепельница, не позволяющая складировать и временно хранить любой мусор, образующийся на прилегающей территории магазина и подлежащий утилизации; контейнер для сбора и временного хранения отходов не используется и хранится на дворовой территории; контейнерная площадка для временного хранения ТКО не оборудована; собранные в течение месяца отходы (мусор) от деятельности магазина представлены не были; договор с региональным оператором (ООО «ТСАХ») не заключен; порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушен; требования по порядку сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов нарушены.
При исследовании представленных доказательств и принятии решения в отношении ООО «Фортуна» Административная комиссия Осташковского городского округа Тверской области пришла к выводу о том, что нарушение приведенных требований – ст. 4.27, 4.28, 5.11, 6.1, 6.2, 6.3, 6.37, 6.15 Правил благоустройства территории Осташковского городского округа, утвержденных решением Осташковской городской Думы от 27.09.2018 № 162, – образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 32.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО.
Однако статьей 32.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение установленного органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, если административная ответственность за данные нарушения не предусмотрена статьями 28, 30, 30.1 и 31 настоящего Закона.
При признании ООО «Фортуна» виновным в совершении нарушения установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил сбора, временного хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, в тексте оспариваемого постановления нет ни одной ссылки на указанные правила.
При этом, признавая ООО «Фортуна» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 32.1 Закона Тверской области «Об административных правонарушениях», Административная комиссия Осташковского городского округа Тверской области положила в основу решения доказательства, добытые должностным лицом после составления протокола об административном правонарушении – акт с фототаблицей от 11 марта 2021 года, что достоверно установлено при рассмотрении жалобы.
Кроме того, при рассмотрении жалобы судом установлены процессуальные нарушения, допущенные коллегиальным административным органом при принятии решения о виновности ООО «Фортуна».
В соответствии со ст. 12 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» в случае наделения органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями по созданию административных комиссий формирование и определение состава административных комиссий, установление порядка их деятельности осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, содержащимися в Типовом положении об административной комиссии муниципального образования Тверской области согласно приложению к настоящему Закону.
Типовым положением об административной комиссии муниципального образования Тверской области регламентирован порядок рассмотрения протоколов об административных правонарушениях Комиссией и указано на то, что административная комиссия муниципального образования Тверской области (далее - также комиссия) является коллегиальным органом, созданным в целях рассмотрения дел об административных правонарушениях в пределах полномочий, установленных Законом Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Тверской области «Об административных правонарушениях», Положением об административной комиссии.
Задачами комиссии являются всестороннее, полное, объективное и своевременное рассмотрение дел об административных правонарушениях, разрешение их в соответствии с законодательством, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных на подведомственной ей территории.
Основной формой деятельности комиссии является заседание.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины установленного числа ее членов.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется комиссией в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении комиссией дела об административном правонарушении составляется протокол.
Решение по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.
Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 02.02.2018 № 140 утверждены Положение и состав Административной комиссии Осташковского городского округа Тверской области.
Пунктом 1.4 Положения установлено, что Комиссия самостоятельна в принятии своих решений. Задачами Комиссии являются всестороннее, полное, объективное и своевременное рассмотрение дел об административных правонарушениях, разрешение их в соответствии с законодательством, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется Комиссией в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 4.4 Положения).
В соответствии с п. 4.6 Положения решение по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.
Из текста протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении Административной комиссией Осташковского городского округа от 23 марта 2021 года следует, что члены комиссии голосовали («за» – 3 человека, «против» – нет, «воздержались» – 2 человека) по вопросу применения к ООО «Фортуна» ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания, по вопросу установления виновности ООО «Фортуна» в инкриминируемом правонарушении члены комиссии не голосовали.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Указанные нарушения, допущенные Административной комиссией Осташковского городского округа Тверской области при рассмотрении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ООО «Фортуна», являются существенными, влекут незаконность оспариваемого постановления, поэтому обжалуемое постановление подлежит отмене.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 13.1 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться со дня, следующего за днем обнаружения соответствующего деяния должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, – 11 марта 2021 года и истек 11 мая 2021 года.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок привлечения к административной ответственности ООО «Фортуна» по данному делу истек, вопрос о виновности последнего, на установление которой направлены все доводы жалобы, обсуждаться не может.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Принимая во внимание, что постановление коллегиального административного органа отменено, а срок давности привлечения ООО «Фортуна» к административной ответственности истек, основанием для прекращения производства по делу будет являться истечение срока давности привлечения к административной ответственности – пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Осташковского городского округа Тверской области № 14 от 23 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 32.1 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Н.Н. Филиппова
Дело № 12-18/2021