ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2021 от 10.09.2021 Первомайского районного суда (Томская область)

Дело № 12-18/2021

РЕШЕНИЕ

с. Первомайское 10 сентября 2021 года

Судья Первомайского районного суда Томской области Литвинович С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» /адрес/ на постановление по делу об административном правонарушении от /дата/ по ч.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Установил:

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по /адрес/ от /дата/ администрация МО «Первомайское сельское поселение» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Основанием к возбуждению дела об административном правонарушении послужил протокол об административном правонарушении от /дата//номер/, составленный судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по /адрес/ в отношении администрации МО «Первомайское сельское поселение» по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от /дата/ должностным лицом УФССП было установлено, что в соответствии с исполнительным документом от /дата/, выданным Первомайским районным судом /адрес/ по гражданскому делу /номер/, суд обязал администрацию МО «Первомайское сельское поселение» провести капитальный ремонт водонапорной башни по /адрес/ в /адрес/, в части замены бака, в срок не позднее, чем до /дата/. В срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должник требований исполнительного документа не исполнил. /дата/ постановлением судебного пристава МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ФИО4 в рамках исполнительного производства /номер/-ИП в отношении Администрации МО «Первомайское сельское поселение» взыскан исполнительский сбор /иные данные/ рублей.

/дата/ в адрес Администрации МО «Первомайское сельское поселение» направлено постановление судебного пристава о назначении нового срока исполнения судебного акта, - до /дата/.

Администрацией МО «Первомайское сельское поселение» /дата/, за пределами установленного срока представлены сведения об отсутствии средств для производства капитального ремонта, а также о том, что администрацией сельского поселения были направлены запросы в Администрацию МО «/адрес/», Совет депутатов Первомайского сельского поселения, /адрес/ для выделения средств на ремонт водонапорной башни. Кроме того, указали, что Департаментом ЖКХ /адрес/ разрабатывается программа по приведению системы водоснабжения в надлежащее состояние, в связи с чем, было установлено, что водонапорная башня по /адрес/ была установлена с нарушением Правил СанПин, в связи с чем, принято решение о ликвидации указанного объекта.

В соответствии с постановлением указанные администрацией обстоятельства не признаны должностным лицом УФССП как основание освобождения должника от ответственности. В срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, требования должником не исполнены, вследствие чего, должностным лицом сделан вывод о совершении Администрацией МО «Первомайское сельское поселение» указанного административного правонарушения.

Администрация МО «Первомайское сельское поселение» обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просили его отменить, как незаконное и необоснованное по следующим основаниям.

/дата/ во исполнение судебного акта был произведен осмотр водонапорной башни по /адрес/ в /адрес/ на предмет капитального ремонта, по результатам которого, Администрацией МО «Первомайское сельское поселение» составлена дефектная ведомость. На основании заключенного Администрацией сельского поселения договора в ООО «Томском центре ценообразования в строительстве» была пройдена строительная экспертиза и /дата/ получено положительное заключение на капитальный ремонт данного объекта, а также был сделан локальный сметный расчет капитального ремонта водонапорной башни. В соответствии с данным документом сметная стоимость ремонта указанного объекта составила 432473 рубля. В дальнейшем, /дата/ Администрацией МО «Первомайское сельское поселение» был подготовлен проект муниципального контракта с ООО СМП «Чулымское» на ремонт данного объекта. В последующем, ООО СМП «Чулымское» отказалось от заключения муниципального контракта. Распоряжением главы Администрации от /дата/ был объявлен электронный аукцион для определения подрядчика для заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ. Администрацией сельского поселения были направлены запросы в Администрацию МО «/адрес/», Совет депутатов Первомайского сельского поселения, /адрес/ для выделения средств на ремонт водонапорной башни. Средства на ремонт Администрации сельского поселения выделены не были. В дальнейшем, /дата/ объявленный аукцион был отменён, поскольку, на уровне /адрес/ было принято решение о проведении реконструкции системы водоснабжения в /адрес/. Проект реконструкции предполагает демонтаж водонапорной башни по адресу: /адрес/ в /адрес/ в связи с невозможностью её восстановления ввиду неудовлетворительного состояния.

/дата/ судебному приставу МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ФИО4 на её требование был дан письменный ответ с приложенными документами, отражающими проделанную Администрацией работу по исполнению судебного акта. /дата/ также был дан письменный ответ с приложенными документами судебному приставу МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ФИО4 на постановление о назначении нового срока.

/дата/ в Администрацию поступило извещение о вызове для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ на /дата/.

/дата/ Администрация МО «Первомайское сельское поселение» направила судебному приставу мотивированное ходатайство об отложении времени составления административного протокола, ввиду невозможности прибыть в назначенное время. В удовлетворении данного ходатайства судебным приставом было необоснованно отказано, чем нарушено право лица на защиту, были незаконно ограничены в возможности представить свои возражения и доказательства их подтверждающие.

В судебном заседании законный представитель администрации МО «Первомайское сельское поселение» ФИО5 настаивал на удовлетворении жалобы по обстоятельствам в ней изложенным. Дополнительно указал, что судебным приставом ФИО4 при составлении протокола об административном правонарушении было нарушено право на защиту, поскольку, было необоснованно отклонено ходатайство Администрации об отложении времени составления административного протокола на другую дату. В назначенную дату – /дата/ представитель Администрации не имел возможность явиться для составления протокола, поскольку, в этот день проходило заседание Совета депутатов Первомайского сельского поселения; указанная дата заседания была определена заранее, о чем были заранее извещены все участники данного заседания. В результате протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствии представителя Администрации, что лишило возможности изложить свои доводы и возражения, представить доказательства и повлекло принятие необоснованного постановления.

Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Из положений ст. 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, помимо иных доказательств, протоколом об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Материалами дела установлено, что в соответствии с вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда по гражданскому делу /номер/ от /дата/ по иску прокурора /адрес/ на Администрацию МО «Первомайское сельское поселение» возложена обязанность провести капитальный ремонт водонапорной башни по /адрес/ в /адрес/, в части замены бака, в срок не позднее, чем до /дата/.

/дата/ судебным приставом МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ФИО4 возбуждено исполнительное производство /номер/-ИП в отношении Администрации МО «Первомайское сельское поселение», которым установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

/дата/ в Администрацию МО «Первомайское сельское поселение» поступило требование судебного пристава МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ФИО4 о предоставлении информации в 7-дневный срок об исполнении судебного акта.

В ответ на данное требование /дата/ судебному приставу ФИО4 был направлен Администрацией ответ, в котором указали, что во исполнение судебного акта Администрацией был сделан локальный сметный расчет капитального ремонта водонапорной башни; в Томском центре ценообразования была пройдена экспертиза и получено положительное заключение на капитальный ремонт данного объекта; /дата/ Администрацией был подготовлен проект муниципального контракта с ООО СМП «Чулымское» на ремонт данного объекта. В дальнейшем, ООО СМП «Чулымское» отказалось от исполнения контракта. /дата/ Администрацией была начата процедура проведения электронного аукциона в электронной форме на капитальный ремонт данного объекта. /дата/ электронный аукцион был отменён в связи с принятием решения о ликвидации данной водонапорной башни на региональном уровне /адрес/. /дата/ специалистами ООО «Теплофорт» в рамках региональной программы проведено обследование водонапорной башни по /адрес/, по результатам которого готовятся документы к ликвидации этого объекта, поскольку его ремонт не целесообразен.

/дата/ постановлением судебного пристава МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ФИО4 в рамках исполнительного производства /номер/-ИП в отношении Администрации МО «Первомайское сельское поселение» взыскан исполнительский сбор 50000 рублей. Указанным постановлением должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – /дата/.

/дата/ судебному приставу ФИО4 был направлен Администрацией МО «Первомайское сельское поселение» дополнительный ответ, в котором указали, что в ответ на постановление о назначении нового срока исполнения от /дата/ у Администрации отсутствуют денежные средства. Администрацией были направлены запросы в Администрацию МО «/адрес/», Совет депутатов Первомайского сельского поселения, /адрес/ для выделения средств на ремонт водонапорной башни. Кроме того, Департаментом ЖКХ /адрес/ разрабатывается программа по приведению системы водоснабжения в надлежащее состояние, в связи с чем, было установлено, что водонапорная башня по /адрес/ была установлена с нарушением Правил СанПин, в связи с чем, принято решение о ликвидации указанного объекта.

/дата/ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по /адрес/ в отношении администрации МО «Первомайское сельское поселение» составлен протокол об административном правонарушении /номер/ по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии представителя Администрации, который ходатайствовал об отложении времени составления на другую дату, в связи со служебной занятостью представителя в заседании Совета депутатов Первомайского сельского поселения проходившего /дата/.

Проверив законность постановления должностного лица административного органа, судья не может согласиться с обоснованностью привлечения администрации МО «Первомайское сельское поселение» к административной ответственности в силу следующего.

С объективной стороны правонарушения, квалифицируемые по ч.1 или по ч.2 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражаются действиями (бездействием), создающими различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Согласно положениям ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно положениям ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обязательны к исполнению для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций только законные требования судебного пристава-исполнителя.

Исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного гражданского служащего, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. В целях достижения исполнения требования судебного пристава-исполнителя оно должно быть доведено до лица, обязанного его исполнить в разумный для исполнения срок.

Материалами дела установлено, что в соответствии с вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда по гражданскому делу /номер/ от /дата/ по иску прокурора на Администрацию МО «Первомайское сельское поселение» возложена обязанность провести капитальный ремонт водонапорной башни по /адрес/ в /адрес/ в части замены бака. На основании ст.206 ГПК РФ установлен срок для совершения указанных действий, не позднее, чем до /дата/.

В рамках возбужденного исполнительного производства Администрация МО «Первомайское сельское поселение» выполнила следующие действия: /дата/ был произведен осмотр водонапорной башни по /адрес/ в /адрес/ на предмет капитального ремонта, по результатам которого, составлена дефектная ведомость. На основании заключенного Администрацией сельского поселения договора в ООО «Томском центре ценообразования в строительстве» была пройдена строительная экспертиза и /дата/ получено положительное заключение на капитальный ремонт данного объекта, а также был сделан локальный сметный расчет капитального ремонта водонапорной башни. В соответствии с данным документом сметная стоимость ремонта объекта составила 432473 рубля.

/дата/ Администрацией был подготовлен проект муниципального контракта с ООО СМП «Чулымское» на ремонт данного объекта. В дальнейшем, ООО СМП «Чулымское» отказалось от заключения контракта. Распоряжением главы администрации от /дата/ объявлен электронный аукцион для определения подрядчика для заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ. Администрацией сельского поселения были направлены запросы в Администрацию МО «/адрес/», Совет депутатов Первомайского сельского поселения, /адрес/ для выделения средств на ремонт водонапорной башни. Средства на ремонт Администрации сельского поселения выделены не были.

/дата/ некоммерческой организацией «Фонд содействия развития территорий» (Инвестор), /адрес/ (выгодоприобретатель) и ООО «Тепло-Форт» (подрядчик) был заключен договор подряда № ТФ-2020-1. В соответствии с условиями договора подрядчик обязуется разработать проектную документацию реконструкции системы водоснабжения в /адрес/ согласно техническому заданию, организовать проведение экспертизы. Срок выполнения работ по /дата/.

Согласно информации, представленной директором ООО «Тепло-Форт» от /дата/ в рамках исполнения договора № ТФ-2020-1 входят следующие виды работ: разработка проекта реконструкции системы водоснабжения, проектировка дополнительных сетей водоснабжения, проектирование новых скважин, реконструкция существующих скважин и водонапорных башен, проектирование системы очистки воды. Проект будет предполагать демонтаж водонапорной башни по адресу: /адрес/ в /адрес/ в связи с невозможностью её восстановления ввиду неудовлетворительного состояния.

Таким образом, материалами дела установлено, что Администрация МО «Первомайское сельское поселение» не бездействовала, а предприняла комплекс мероприятий направленных к исполнению судебного акта. При этом, несмотря на все предпринятые меры к исполнению судебного акта, в силу указанных обстоятельств независящих от воли данного лица, исполнительный документ не был исполнен. Данное подтверждается заключением специализированной организацией ООО «Тепло-Форт», которой в рамках исполнения подрядного договора № ТФ-2020-1, заключенного с Администрацией МО «/адрес/» и направленного на реконструкцию системы водоснабжения на территории /адрес/, было установлено, что невозможно провести восстановительный ремонт водонапорной башни ввиду неудовлетворительного состояния данного объекта, который будет демонтирован.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Так, согласно постановлению по делу об административном правонарушении при рассмотрении дела должностным лицом УФССП не были в полном объёме исследованы все материалы дела, и не получили какой-либо оценки имеющиеся в материалах дела данные о том, что на заявленное требование судебного пристава о предоставлении информации Администрацией МО «Первомайское сельское поселение» /дата/ судебному приставу был направлен мотивированный ответ, в котором указали о совершённых действиях во исполнение судебного акта и приложили к ответу документы в обоснование своего ответа.

Вместе с тем, в постановлении по делу об административном правонарушении указанное обстоятельство не нашло своей правовой оценки, при этом должностным лицом был сделан необоснованный вывод о том, что информация о принятых мерах по исполнению судебного акта была направлена Администрацией только /дата/, то есть за пределами установленного срока.

Кроме того, при рассмотрении дела должностным лицом не была проверена и не получила оценки информация представленная директором ООО «Тепло-Форт» от /дата/, о том, что в рамках исполнения трёхстороннего договора № ТФ-2020-1, заключенного с Администрацией МО «/адрес/» проект реконструкции системы водоснабжения в /адрес/ предполагает демонтаж водонапорной башни по адресу: /адрес/ в /адрес/ в связи с невозможностью её восстановления ввиду неудовлетворительного состояния; а также то обстоятельство, что /дата/ постановлением судебного пристава МОСП по ИОВИП УФССП РФ по /адрес/ФИО4 исполнительное производство /номер/-ИП в отношении Администрации МО «Первомайское сельское поселение» было окончено, поскольку, /дата/ поступило заявление взыскателя – прокурора /адрес/ об отзыве исполнительного документа, выданного Первомайским районным судом по гражданскому делу /номер/. Таким образом, на момент вынесения постановления по делу исполнительное производство было окончено.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствии представителя Администрации МО «Первомайское сельское поселение».

Из ходатайства Администрации МО «Первомайское сельское поселение» к судебному приставу об отложении времени составления административного протокола на другую дату, следует, что в связи с плановым заседанием Совета депутатов Первомайского сельского поселения, назначенного на 15-00 /дата/, Администрация ходатайствует отложить время составления административного протокола на другую дату.

Определением судебного пристава ФИО4 от /дата/ в удовлетворении настоящего ходатайства отказано по мотиву заблаговременного уведомления лица о времени составлении административного протокола и отсутствии уважительных причин к отложению.

Вместе с тем, доводы жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства Администрации об отложении времени составления административного протокола ввиду невозможности прибытия представителя в связи с служебной занятостью, составление административного протокола в отсутствие представителя юридического лица, чем были нарушены права Администрации МО «Первомайское сельское поселение», заслуживают внимания. Так, поскольку на /дата/ было назначено заседание представительного органа муниципального образования – Совета депутатов Первомайского сельского поселения, на котором должен был в силу своего служебного положения присутствовать глава Администрации МО «Первомайское сельское поселение» основания для удовлетворения ходатайства об отложении времени составления административного протокола имелись. При таких обстоятельствах составление административного протокола в отсутствие представителя Администрации МО «Первомайское сельское поселение» нарушило право юридического лица на защиту (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ), что не позволило представить свои замечания и возражения на протокол, а также представить свои доказательства.

Указанные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление по делу подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по /адрес/ от /дата/ о привлечении к административной ответственности Администрации МО «Первомайское сельское поселение» по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, возвратить дело на новое рассмотрение заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья /подпись/ Литвинович С.Н.

На момент размещения не вступило в силу