Судья Кузнецова И.А. | № 12-18/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
27.01.2021 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Республики Карелия на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Сергеенковой С. Б.,
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.12.2020 прекращено производство по делу, предусмотренному ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Сергеенковой С.Б. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С таким постановлением не согласен председатель Контрольно-счетной палаты Республики Карелия (...) в поданной жалобе просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Указывает, что в действиях Сергеенковой С.Б. имеется состав вменяемого правонарушения. Вопреки выводам судьи статья 217 БК РФ и ст. 34.1 Закона Республики Карелия "О бюджетном процессе в Республике Карелия" регулируют перераспределение бюджетных ассигнований главному распорядителю, но не определяют порядок предоставления субсидий юридическим лицам. Статьей 7 Закона Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее также - Закон о бюджете) определено, что порядок предоставления субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг определяется Правительством Республики Карелия или уполномоченным им органом государственной власти. После инициирования Министерством сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (далее - Министерство) изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в Закон о бюджете Министерством заключено соглашение от 25.12.2019 на предоставление субсидии совхозу, на сумму, не предусмотренную указанным законом. Тем самым Министерство нарушило порядок и условия предоставления субсидии. Главный распорядитель бюджетных средств вправе инициировать внесение изменений в сводную бюджетную роспись, но с соблюдением ст. 78 БК РФ и Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 № 50-П. Правовая позиция суда снижает возможность парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти.
Заслушав представителя административного органа (...) инспектора Контрольно-счетной палаты Республики Карелия (...) поддержавших доводы жалобы, Сергеенкову С.Б., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении Сергеенковой С.Б. вменялись в вину следующие выявленные в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности Министерства и последующего административного расследования обстоятельства. Сергеенкова С.Б., являющаяся должностным лицом - начальником отдела государственной поддержки агропромышленного комплекса Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, исполняя свои обязанности по адресу: г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, 25.12.2019 в нарушение абз. 2 подп. 12 п. 12 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 № 50-П, допустила предоставление Министерством субсидию ОАО (...) (далее - Общество) на сумму, превышающую размер субсидии, установленный Законом. Так, средства субсидии в предусмотренном Законом о бюджете размере перечислены Министерством на счет Общества 01.11.2019 и 13.12.2019. Приказом Министерства финансов Республики Карелия от 25.12.2019 № 814 по предложению Министерства внесены изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия и лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) путем увеличения соответствующих бюджетных ассигнований на 800,4 тыс. руб., после чего Министерством заключено соглашение с Обществом от 25.12.2019 № 3Тол на приобретение кормов и молодняка КРС на указанную сумму, в то время как Законом о бюджете такие дополнительные ассигнования не были утверждены. Распоряжения на перечисление средств Обществу подписаны Сергеенковой С.Б., которая согласно должностному регламенту вносит предложения по распределению бюджетных ассигнований, осуществляет подготовку материалов по внесению изменений в бюджет Республики Карелия.
Судья при рассмотрении дела не усмотрел в действиях Сергеенковой С.Б. состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем прекратил производство по делу по соответствующему основанию.
Данный вывод судьи является правильным и соответствует положениям бюджетного законодательства.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 78 БК РФ в редакции, действовавшей на день совершения вменяемого правонарушения, субсидии юридическим лицам - производителям товаров предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров. Субсидии юридическим лицам из бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
Согласно п. 2 ст. 215.1 БК РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
В силу п. 3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в ряде случаев. При этом согласно п. 8 данной статьи законами субъектов РФ, за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа и (или) могут предусматриваться положения об установлении указанных дополнительных оснований в законе (решении) о бюджете.
В соответствии с абз. 2 подп. 12 п. 12 Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 № 50-П (в ред. постановления от 17.10.2019 № 391-П, далее - Порядок) размер субсидии Обществу на приобретение кормов и молодняка крупного рогатого скота (далее - КРС) молочного направления устанавливается законом о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и на плановый период и не может превышать фактически осуществленных затрат.
Законом Республики Карелия от 21.12.2018 № 2337-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрена субсидия Обществу на данные цели в размере 19984700 руб.
Согласно подп. 49 п. 9 Положения о Министерстве сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 366-П, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.
Статьей 34.1 Закона Республики Карелия от 31.12.2009 № 1354-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Карелия" в редакции Закона от 06.12.2019 № 2420-ЗРК в соответствии с п. 8 ст. 217 БК РФ установлено такое дополнительное основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете в соответствии с решениями министра финансов: перераспределение бюджетных ассигнований между разделами, подразделами, целевыми статьями, видами расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств, при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующей целевой статье классификации расходов бюджетов по данному основанию не превышает 10 процентов (п. 16 ч. 1).
Таким образом, вопреки доводам жалобы, специальные положения БК РФ и бюджетного законодательства Республики Карелия предоставляют Министерству финансов Республики Карелия полномочие по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете путем перераспределения бюджетных ассигнований между целевыми статьями в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных тому же главному распорядителю, при условии увеличения бюджетных ассигнований по соответствующей целевой статье в пределах 10 процентов.
Приказом Министерства финансов Республики Карелия от 25.12.2019 № 814 по инициативе Министерства внесены изменения в сводную бюджетную роспись на 2019 г. в части выделения субсидии Обществу на указанные выше цели (целевая статья 12 1 07 76430) в сумме 800,4 тыс. руб. путем перераспределения средств с целевой статьи 12 3 01 К5439 (поддержка начинающих фермеров). Данное перераспределение не превышает 10 процентов бюджетных ассигнований по соответствующей целевой статье классификации расходов бюджетов по данному основанию. Перераспределение осуществлено в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству как главному распорядителю (л.д. 84-86).
При этом представитель административного органа и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебном заседании признали, что указанный приказ Министерства финансов Республики Карелия издан в пределах его полномочий.
Согласно п. 3 Порядка субсидии предоставляются Министерством, до которого в соответствии с бюджетным законодательством РФ как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке ЛБО на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период.
Материалами дела, объяснениями представителя административного органа подтверждается и не оспаривается, что до Министерства к моменту заключения Соглашения от 25.12.2019 № 3Тол были доведены ЛБО по целевой статье 12 1 07 76430, в размере, утвержденном приказом Министерства финансов Республики Карелия от 25.12.2019 № 814.
В соответствии с п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО путем заключения государственных (муниципальных) контрактов; иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных ЛБО и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Соглашение от 25.12.2019 № 3Тол подписано Министром сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия и генеральным директором Общества. Сергеенкова С.Б. в подписании данного документа не участвовала.
27.12.2019 оформлено распоряжение на перечисление средств субсидии Обществу в размере, предусмотренном вышеназванным соглашением, подписанное, в том числе, Сергеенковой С.Б. (л.д. 132). Платежным поручением от 28.12.2019 данные средства перечислены получателю (л.д. 113) в соответствии с целями, определенными сводной бюджетной росписью, что не отрицали представители административного органа (л.д. 145 на об).
Таким образом, Сергеенкова С.Б. исполнила подписанное уполномоченным должностным лицом, являющимся также ее руководителем, соглашение о предоставлении субсидии в пределах утвержденных и доведенных до Министерства в установленном порядке ЛБО. Перечисление средств субсидии соответствовало цели ее предоставления, предусмотренной Законом о бюджете и сводной бюджетной росписью.
Позиция административного органа, изложенная в судебном заседании при пересмотре постановления судьи, по существу сводится к тому, что Сергеенкова С.Б. в данном случае была обязана посредством Министра финансов Республики Карелия инициировать процедуру внесения в Законодательное Собрание Республики Карелия законопроекта об изменении Закона о бюджете. Между тем, данный вывод не следует из вышеприведенных положений бюджетного законодательства и не вполне согласуется с объемом должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом Сергеенковой С.Б.
Обжалуемое постановление обстоятельно мотивировано и основано на правильном толковании бюджетного законодательства.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, дающих основания для отмены или изменения судебного акта, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Сергеенковой С. Б. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья | С.В. Щепалов |