ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2021 от 28.05.2021 Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 12-18/2021

РЕШЕНИЕ

28.05.2021 г. г. Владивосток

Судья Первомайского районного суда Долженко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ

Постановлением государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды от 23.10.2020 г. начальник электротехнического отдела Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Мариинский театр» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на названное постановление, указывая, что он не нарушил требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, установленные действующим законодательством, его действия по не предоставлению в срок технического отчета об обращении с отходами за 2018 г. необоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Просит постановление отменить производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, восстановить срок для подачи жалобы.

ФИО1 и его защитник Гаджиев Э.М.оглы поддержали жалобу в полном объеме, дали пояснения аналогичные доводам жалобы, просили отменить постановление и прекратить производство по делу.

Должностное лицо административного органа ФИО2 не согласился с доводами жалобы, указал, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, поскольку последний являясь лицом ответственным по обращению с отходами в Мариинском театре, в законодательно установленные сроки не представил технический отчет по обращению с отходами, разрабатываемый в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за 2018 г.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

Факт привлечения ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен.

Жалоба на указанное постановление поступила в Первомайский районный суд г. Владивостока 26.01.2021 г., при этом копия постановления была получена ФИО1 11.11.2020 г., после чего жалоба ошибочно направлена во Фрунзенский районный суд г. Владивостока. При указанных обстоятельствах, суд полагает, что срок для обжалования постановления пропущен ФИО1 по уважительным причинам и подлежит восстановлению.

Согласно ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Статья 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Часть 2 ст. 39 указанного закона устанавливает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно «Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору», утвержденному Приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 12.04.2016 г. № 66, технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в Департамент (в настоящее время - Министерство) или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из материалов дела следует, что ФГБУК «Мариинский театр» имеет нормативы образования отходов на их размещение, утвержденные приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 08.11.2018 г. для площадки, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно условий обращения с отходами юридическое лицо обязано ежегодно подтверждать объемы отходов, неизменность технологического процесса в виде технического отчета, согласно приложению №15 к методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному экологическому надзору на территории Приморского края, утвержденным департаментом от 12.04.2016 г. №63 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих государственному, региональному экологическому надзору на территории Приморского края».

ФГБУК «Мариинский театр» не представило в установленный законодательством срок (до 25.11.2019 г.) в адрес департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края технический отчет по обращению с отходами, разрабатываемый в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение за 2018 г., тем самым допустило нарушение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами.

Лицом, ответственным за обращение с отходами в Мариинском театре согласно п.I проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение назначен начальник электротехнического отдела ФИО1

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ответственного должностного лица – начальника электротехнического отдела ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

ФИО1, являясь лицом, ответственным за обращение с отходами в Мариинском театре должен был знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, тем самым соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения норм действующего законодательства.

Выводы должностного лица, изложенные в постановлении, основаны на анализе действующего законодательства и имеющихся доказательствах, оснований для признания их неправильными не имеется.

Административное наказание, назначенное ФИО1 является минимальным, соответствует требованиям статей 3.1,4.1 КоАП РФ, определено с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды, и назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы не опровергают правильность состоявшегося постановления, поскольку они направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных должностным лицом в соответствии с правилами ст.26.1 КоАП РФ, и не могут быть расценены иначе, как избранный способ защиты с целью уклонения от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было, срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Таким образом, судья не находит оснований для отмены принятого по делу постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

Постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды от 23.10.2020 г. г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном нормами КоАП РФ.

Судья :