ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2021 от 30.03.2021 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

с. Красный Яр 30 марта 2021 г.

Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Черкасовой Е.В.,

при секретаре Байтимировой К.Б.,

рассмотрев жалобу представителя юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» (далее ООО ««Газпром добыча Астрахань») И.В.Танаянц на постановление от 20 января 2021г. №04-1296/2020, вынесенного государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань»,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1 от 20 января 2021г. №04-1296/2020 ООО «Газпром добыча Астрахань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица И.В.Танаянц обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром добыча Астрахань» состава административного правонарушения.

В обоснование своих доводов указал, что ООО «Газпром добыча Астрахань» объекты НВОС, расположенные на спорном лицензионном участке 20.12.2016г. поставлены на государственный учет как единый объект негативного воздействия 1 категории, учетные сведения о которой были актуализированы 2.10.2018г. (копия свидетельства о постановке на государственный учет объекта НВОС от 20.12.2016г. №12-0130-000313-П, копия свидетельства об актуализации учетных записей об объекте НВОС от 2.10.2018г. №CJTNXC6X прилагаются.

Лицензионный участок сам по себе не может считаться объектом негативного воздействия на окружающую среду и не подлежит постановке на государственный учет в качестве такого объекта (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2019г. по делу №А06-11979/2018).

Кроме того, в границах спорного лицензионного участка расположены объекты НВОС, эксплуатируемые другими организациями.

В судебном заседании представители ООО «Газпром добыча Астрахань» ФИО2, ФИО3, доводы жалобы поддержали в полном объеме по обстоятельствам, в ней изложенным, просили постановление от 20 января 2021г. №04-1296/2020, отменить, производство по делу прекратить.

Суд, выслушав представителей ООО «Газпром добыча Астрахань» ФИО2, ФИО3, свидетеля ФИО4, проверив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям от 23.12.2020г. ООО «Газпром добыча Астрахань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее-НВОС), а именно участка недр «Левобережная часть Астраханского АГКМ, предоставленного в пользование лицензии АСТ 14553 НЭ, с целевым назначением и видами работ: добыча углеводородов из башкирских отложений и поиски, разведка и добыча углеводородов из нижележащих палеозойских отложений левобережной части Астраханского месторождения, расположенного на территории Красноярского и Харабалинского районов Астраханской области (далее-лицензионный участок). Согласно оспариваемому постановлению ООО «Газпром добыча Астрахань» назначен административный штраф в размере 30000 рублей.

Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 4.03.2020г. была проведена сверка реестра поднадзорных объектов недропользования с территориальными базами данных АСЛН и государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду.

В ходе сверки установлено, что объект недропользования ООО «Газпром добыча Астрахань» (Астраханское месторождение, левобережная часть) оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлен на государственный учет.

Выявленные нарушения отражены в предостережении о недопустимости нарушений обязательных требований от 29.06.2020г. №04-264Н/2020.

20 января 2021г. Управлением Росприроднадзора по Астраханской области выдано предписание №04-1295/2020, которым Обществу предписано в срок до 20.05.2021г. выполнить требования по постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а именно участка недр «Левобережная часть АГКМ», предоставленного в пользование на основании лицензии АСТ 14553 НЭ, зарегистрированной 20.08.2008г.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разноообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, определяет и регулирует Закон об охране окружающей среды.

Согласно ст.1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Федеральный законодатель определил, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается указанными лицами не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации таких объектов (п.п. 1,2 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии со ст. 1 Закона об охране окружающей среды объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее-НВОС), признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории.

Критерии определения категории объекта НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. (далее-Критерии).

Объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупности, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные на территории лицензионного участка в случае, если такие объекты оказывают негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет и включению в реестр ОНВОС.

Суд апелляционной инстанции установил, что в настоящее время ООО «Газпром добыча Астрахань» не осуществляет хозяйственную и иную деятельность на лицензионном участке недр «Левобережная часть Астраханского АГКМ».

Данное обстоятельство подтверждается информацией, ежегодно предоставляемой ООО «Газпром добыча Астрахань» в рамках государственной статистической отчетности по форме №6-ГР в федеральные и территориальные органы Роснедр.

Таким образом, суд считает, что лицензионный участок, сам по себе не может считаться объектом негативного воздействия на окружающую среду и не подлежит постановке на государственный учет в качестве такого объекта.

Кроме того, из материалов дела следует, что 20 января 2021г. Управлением Росприроднадзора по Астраханской области выдано предписание №04-1295/2020, которым Обществу предписано в срок до 20.05.2021г. выполнить требования по постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, однако, данный срок в настоящее время не истек.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «Газпром добыча Астрахань» на постановление от 20 января 2021г. №04-1296/2020, вынесенного государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям о признании ООО «Газпром добыча Астрахань» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях-удовлетворить.

Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям от 20.01.2021г., которым ООО «Газпром добыча Астрахань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях-отменить, производство по делу об административном правонарушении-прекратить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Красноярский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.В.Черкасова