Судья Кучеревский С.А. Дело № 21-123/2022
УИД: 22RS0013-01-2021-009409-07
№ 12-18/2022 (1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
06 апреля 2022 года г.Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Бугаков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу товарищества собственников недвижимости «Кутузова 11/2» на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 14 февраля 2022 года по делу по жалобе товарищества собственников недвижимости «Кутузова 11/2» на постановление заместителя руководителя инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края Г.С.Н. от 12 ноября 2021 года, которым
товарищество собственников недвижимости «Кутузова 11/2» (далее - ТСН «Кутузова 11/2»), юридический адрес: <адрес>, ОГРН ***, ИНН ***,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, составленному начальником отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда по г.Бийску инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края С.С.А., ТСН «Кутузова 11/2» допущено нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выразившееся в том, что в срок не позднее 15 сентября 2021 года не выполнены работы по подготовке к отопительному сезону 2021-2022 гг. внутридомовой системы отопления дома <адрес>, паспорт готовности к эксплуатации в зимних условиях не получен, что не соответствует статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктам «а», «б», «г», «д» пункта 10 подпунктам «а», «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правила содержания), пунктам 18,19 Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 (далее Минимальный перечень), пунктам 2.6.2, 2.6.5, 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), пунктам 9, 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103 (далее Правила готовности). Деяние квалифицировано по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеназванное постановление.
В жалобе в районный суд, ТСН «Кутузова 11/2» просило постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование заявленных требований указано, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности; ТСН не приобретает тепловую энергию для оказания коммунальных услуг, поэтому не является субъектом правонарушения.
Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 14 февраля 2022 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, ТСН «Кутузова 11/2» просит об отмене решения, прекращении производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено решение, приводя прежние доводы.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 2.2 той же статьи, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья оно несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктами 18, 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся, в частности, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации. К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах относятся испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Согласно подпункту «д» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду (подпункт в(1) пункта 24 указанных Правил).
В соответствии с пунктом 2.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Согласно пункту 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
- устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
- обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции (пункт 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с пунктом 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции). Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.
Как предусмотрено пунктом 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение № 9); актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Таким образом, законодательно установлен срок подготовки многоквартирного дома к отопительному сезону не позднее 15 сентября.
Согласно пункту 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с распоряжением Администрации города Бийска от 15 сентября 2021 года № 1420-р начало отопительного периода в г.Бийске установлено с 20 сентября 2021 года.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Как предусмотрено частью 2 той же статьи, проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6 данной статьи).
Требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии приведены в разделе IV Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103 (далее - Правила оценки).
В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены, в частности, проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок, состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии, состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов, наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов, наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности, наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность (подпункты 2, 5, 7, 8, 10, 13, 14, 16 пункта 16 Правил оценки).
Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
В соответствии с пунктом 9.2.13 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок испытания на прочность и плотность водяных систем проводятся пробным давлением, не ниже 1 Мпа (10кгс/см2) для элеваторных узлов. Если результаты испытаний на плотность и прочность не отвечают указанным условиям, необходимо выявить и устранить утечки, после чего провести повторные испытания системы.
Согласно пунктам 9.1.39, 9.5.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок на трубопроводах, арматуре, оборудовании и фланцевых соединениях предусматривается тепловая изоляция обеспечивающая температуру на поверхности теплоизоляционной конструкции, расположенной в рабочей или обслуживаемой зоне помещения, для теплоносителей с температурой выше 100 град. С – не более 45 град. С, а с температурой ниже 100 град. С - не более 35 град. С (при температуре воздуха помещения 25 град. С). Подающие, циркуляционные трубопроводы систем горячего водоснабжения, за исключением подводок к водоразборным приборам, должны иметь тепловую изоляцию толщиной не менее 10 мм с теплопроводностью не более 0,05 Вт/(м х град. С).
Для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется и оформляется актами, в частности состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов, наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности, наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов (пункт 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ТСН «Кутузова 11/2».
ТСН «Кутузова 11/2» допущено нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выразившееся в том, что в срок не позднее 15 сентября 2021 года не выполнены работы по подготовке к отопительному периоду внутридомовой системы отопления дома <адрес>, паспорт готовности к эксплуатации в зимних условиях не получен, что не соответствует части 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту «в» пункта 2.1.5, пунктам 2.6.2, 2.6.3, 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ТСН, сообщениями Администрации г.Бийска, Филиала АО «Бийскэнерго» - «БийскэнергоТеплоТранзит», письменным объяснением ТСН, оцененными по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что факт совершения вмененного правонарушения доказан.
Доводы жалобы о том, что дом был своевременно подготовлен к отопительному сезону, опровергаются вышеприведенными доказательствами.
Доказательств, подтверждающих принятие товариществом всех зависящих от него мер к своевременной подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду, не представлено.
Представленный акт промывки тепловой сети от ДД.ММ.ГГ, не подтверждает готовность дома к отопительному сезону не позднее 15 сентября 2021 года, поскольку весь перечень работ, предусмотренный действующим законодательством по подготовке дома к отопительному сезону, не выполнен.
Из материалов дела следует, что председатель ТСН не оспаривает, что не обращался по вопросу приемки дома к отопительному периоду и оформления предусмотренных законом документов, паспорт готовности дома не оформлен до настоящего времени.
Согласно пунктам 5 - 7, 9 Правил проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия). В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности). В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам. В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
Таким образом, законодательно предусмотрено осуществление проверки готовности потребителей к отопительному периоду вышеуказанными комиссиями на основании представленных документов с составлением акта проверки готовности к отопительному периоду, на основании которого в случае готовности к отопительному периоду, а также в случае устранения замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией, составляется паспорт готовности к отопительному периоду.
Срок давности привлечения к административной ответственности, вопреки утверждению заявителя, не пропущен.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в минимальном размере.
Существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену либо изменение решения, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу товарищества собственников недвижимости «Кутузова 11/2» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Д.В. Бугаков