Дело № 12-18/2022
УИД 29RS0011-01-2022-000088-78
Р Е Ш Е Н И Е
09 марта 2022 года с. Красноборск
Судья Красноборского районного суда Архангельской области Баумгертнер А.Л., в помещении Красноборского районного суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, с. Красноборск, ул. Красная, д. 5, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе
законного представителя администрации Муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Рудакова В. С. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 11 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора от __.__.______г. администрация Муниципального образования «Красноборский муниципальный район» (далее администрация МО «Красноборский муниципальный район») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе законный представитель муниципального учреждения Рудаков В.С. просит указанное постановление отменить. Утверждает, что проверка в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» проведена в нарушение законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, до проведения этого контрольного мероприятия очистные сооружения находились в пользовании ООО «Капитель», которое отвечает за техническое содержание объектов водоотведения. Исполнение обязанности администрации МО «Красноборский муниципальный район» обеспечить соответствие сточной воды гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям вступившим в законную силу судебным актом отсрочено до конца текущего года. В настоящее время администрацией принимаются все необходимые в целях исполнения указанного судебного решения.
В судебном заседании законный представитель администрации МО «Красноборский муниципальный район» участия не принял, о времени и месте его проведения извещен.
Защитник администрации МО «Красноборский муниципальный район» Торопова Е.Ф. в ходе судебного разбирательства жалобу поддержала по изложенным в ней доводам. Пояснила, что муниципалитетом согласован вопрос о выделении денежных средств на модернизацию объектов водоотведения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Торопову Е.Ф., прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Частью 1 статьи 60 Водного кодекса РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По правилам ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
На основании ч. 1 ст. 39 приведенного Федерального закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на территории МО «Алексеевское» Красноборского района в с. Красноборск Архангельской области имеются канализационные очистные сооружения (КОС).
В связи с передачей полномочий по водоснабжению и водоотведению органам местного самоуправления, в соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 26 августа 2020 года №339-рп, на основании акта приема-передачи от __.__.______г. администрация МО «Алексеевское» передала в собственность МО «Красноборский муниципальный район» имущество, в том числе водопроводы <адрес>, скважины, станции водоочистки, колодцы, канализационные сети <адрес>, очистные сооружения (здание аэротенков, <адрес>, насосная станция <адрес>, стр.1).
Приведенные обстоятельства также подтверждены представленными в материалы дела выписками из реестров на недвижимое имущество, находящегося в собственности МО «Красноборский муниципальный район».
На основании распоряжения главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г.№ ***-р с изменениями от __.__.______г.№ ***-р «Об определении организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории МО «Алексеевское» до __.__.______г. ООО «Капитель» (с учетом договора безвозмездного пользования муниципального имущества от __.__.______г. и соглашения о его расторжении) являлось организацией, осуществляющей обеспечение населения водоснабжением и водоотведением на территории МО «Алексеевское», которому Агентством по тарифам и ценам Архангельской области утверждены тарифы на услуги водоотведения на территории МО «Алексеевское» до 2022 года (постановление от __.__.______г.№ ***-в/6). В приложении 2 к данному постановлению отмечено, что весь объем принимаемых сточных вод от абонентов (11,585 тыс. м куб./год) поступает на очистные сооружения предприятия.
В адрес ООО «Капитель» __.__.______г. старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора вынесено предписание, согласно которому, на названное юридическое лицо в срок до __.__.______г. возложена обязанность устранить нарушение в части сброса сточных вод в водный объект (ручей Безымянный и далее в реку Нечмеж – приток реки Северная Двина) после КОС с Красноборск с превышением установленных нормативов на уровне ПДК вредных веществ в водах водных объектов.
Руководителем Северного межрегионального управления Росприроднадзора на основании п. 5 ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от __.__.______г. №248-ФЗ в связи с проверкой исполнения обозначенного предписания __.__.______г. принято решение о проведении в отношении ООО «Капитель», как контролируемого лица, выездной проверки.
В ходе проведения проверки установлено, что аэротенки расположены в кирпичном здании, сточные воды поступают на КОС, наблюдается бурление воды в одном месте аэротенка. Аэротенк забит осадком, ощущается резкий хозфекальный запах, цвет стоков светло-серый. Далее стоки поступают в отстойник, расположенный вблизи здания аэротенков, а затем в ручей Безымянный через контактный резервуар. На улице находится старый разрушенный аэротенк. Постоянный обслуживающий персонал на КОС отсутствует, КОС расположены в жилой застройке <адрес>. Ограждение на КОС отсутствует, имеется самовольная постройка на берегу ручья, санитарно-защитная зона не выдержана. Выпуск сточных вод в ручей находится примерно на расстоянии 20 метров от здания аэротенков. При осмотре __.__.______г. произведен контрольный отбор проб сточных вод, поступающих в ручей, с привлечением аккредитованной лаборатории «ЦЛАТИ по Архангельской области».
По результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний произведенного контрольного отбора проб сточных вод установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ, характерных для хозбытовых сточных вод, что свидетельствует об отсутствии очистки стоков на КОС <адрес>. Сброс сточных вод в водный объект с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов может повлечь загрязнение водного объекта (акт выездной внеплановой проверки от __.__.______г., экспертное заключение «ЦЛАТИ по Архангельской области от __.__.______г.№ ***-Э/21).
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» и привлечения его __.__.______г. постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы незаконности привлечения администрации МО «Красноборский муниципальный район» не являются состоятельными.
Согласно письму администрации МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г. КОС состоят из сборного (приемного) колодца, здания аэротенков, первичного и вторичной отстойников, контактного резервуара. Здание аэротенков и контактный резервуар требуют проведения капитального ремонта, первичный и вторичный отстойники находятся в аварийном состоянии.
При такой ситуации КОС не обеспечивают необходимый уровень очистки и требуют полной модернизации. Сброс сточных вод после КОС с. Красноборск организован в ручей Безымянный и далее в реку Нечмеж (приток р. Северная Двина).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района наряду с другими относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу п. 30 ч. 1 и п. 1 ч. 4 ст. 6 Устава МО «Красноборский муниципальный район» к вопросам местного значения Красноборского муниципального района относятся: осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. К вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, которые на территориях сельских поселений, входящих в состав Красноборского муниципального района, решаются органами местного самоуправления Красноборского муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По сообщению главы МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г. в настоящее время объекты водоотведения, расположенные на территории МО «Алексеевское», находятся в казне МО «Красноборский муниципальный район», каким-либо организациям на обслуживание не переданы. В целях обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности и повышения качества услуг, предоставляемых населению МО «Алексеевское», в отношении указанных объектов водоотведения проводятся мероприятия по их передаче на условиях концессионного соглашения.
Анализ приведенных норм и установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что администрации МО «Красноборский муниципальный район» в целях сохранения природы на территории соответствующего муниципального образования, исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды, разрешая вопрос местного значения, связанный с водоотведением в с. Красноборск.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, что может повлечь загрязнение водного объекта, является основанием для привлечения к установленной законом ответственности.
То обстоятельство, что администрация МО «Красноборский муниципальный район» самостоятельно не осуществляет деятельность в области водоотведения на территории МО «Алексеевское», не ставит под сомнение ее виновность в совершении вмененного административного правонарушения, так как в рассматриваемом случае допущено невыполнение мер по реализации мероприятий в области охраны окружающей среды.
Вопреки доводам жалобы администрация МО «Красноборский муниципальный район» привлечена к административной ответственности на законных основаниях.
В связи с тем, что до __.__.______г. КОС с. Красноборск находились в пользовании ООО «Капитель», и в отношении этого юридического лица контролирующим органом было вынесено предписание об устранении ранее выявленных нарушений, руководитель Северного межрегионального управления Росприроднадзора, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года №248-ФЗ, обоснованно принял решение о проведении в отношении ООО «Капитель» выездной проверки.
В результате проведения указанной проверки должностными лицами Росприроднадзора выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования - сброс сточных вод в водный объект с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов, что может повлечь загрязнение водного объекта.
В свою очередь, согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В этой связи должностное лицо уполномоченного органа пришло к правильному выводу о необходимости возбуждения в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 РФ.
Определение Красноборского районного суда Архангельской области от 02 ноября 2021 года о предоставлении отсрочки по исполнению решения того же суда от __.__.______г., согласно которому администрация в срок до 31 декабря 2022 года обязана обеспечить соответствие сточной воды, сбрасываемой после очистки и обеззараживания с КОС с. Красноборск в ручей Безымянный, впадающий в реку Нечмеж, приток реки Северная Двина, гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, основанием для освобождения администрации от административной ответственности не является.
Сведений о том, что со стороны администрации МО «Красноборский муниципальный район» были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено и при рассмотрении жалобы не установлено.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Санкция ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от 150000 до 300000 рублей.
По правилам ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Выявлением несоблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также возбуждением дела об административном правонарушении предупредительные цели административного производства, предусмотренные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» достигнуты.
С учетом обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, являющегося бюджетной организацией, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей, назначенное в предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ размере, не соответствует последствиям совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица и может повлечь избыточное ограничение прав администрации МО «Красноборский муниципальный район».
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора от 11 января 2022 года в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, изменить.
На основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить администрации МО «Красноборский муниципальный район» размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа со 150000 рублей до 75 000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу законного представителя администрации МО «Красноборский муниципальный район» Рудакова В. С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Л. Баумгертнер