Дело N 12-18/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Коношского районного суда Архангельской области Зайцева М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственности «УК «Колибри» Макурина Д.С. на постановление исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Трубиной С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ№,
установил:
Постановлением исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Трубиной С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ№ генеральный директор ООО «УК «Колибри» Макурин Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Директор «УК «Колибри» Макурин Д.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит признать постановление исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Трубиной С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его. В обоснование жалобы указал, что на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «УК «Колибри» и администрацией МО «Коношское» по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, управляющая компания приняла на себя обязательства по управлению многоквартирными домами, в том числе по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества и обеспечению коммунальными услугами. Жилой дом по адресу <адрес> был включен в конкурсную документацию. При передаче дома в управление, документация на прибор учета тепловой энергии отсутствовала, так как данный прибор был установлен собственниками помещений без проведения общего собрания, протокол собрания отсутствует, теплосчетчик является собственностью жителей дома, на основании чего обязанность по своевременной поверке прибора учета лежит на собственниках этого прибора. Копии документов на прибор учета были переданы собственниками помещений жилого дома напрямую в ресурсоснабжающую организацию после установки теплосчетчика, договор на обслуживание прибора учета со специализированной организацией собственниками не заключался, также заключение такого договора управляющей компании собственники не поручали. Плата за обслуживание прибора учета не включена в платежные документы по начислению за содержание и ремонт общедомового имущества. После самовольной установки прибора учета, жителями дома не было проведено собрание о признании данного прибора учета тепловой энергии общедомовым имуществом, его принадлежность не установлена. Данный факт не был принят во внимание Государственной жилищной инспекцией при вынесении постановления о назначении наказания. Раздел 1 статьи 13 ФЗ №261 «Об энергосбережении и энергоэффективности» определяет объекты, где установка счетчиков не требуется. Это аварийные или ветхие здания, строения, подлежащие сносу. Не требуется монтировать теплосчетчики на домах с максимальным потреблением тепловой энергии, не превышающей две десятых гигакалории в час. Жилой дом по адресу <адрес> является объектом с низким потреблением энергоресурсов, что подтверждается данными показаний теплосчетчика, предоставленными ресурсоснабжающей организацией, установка прибора учета тепловой энергии на данный дом не являлась обязательной.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Архангельской области отсутствовал. Согласно заявлению исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Трубиной С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции, считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ законным и обоснованным, просит обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Генеральный директор ООО «УК «Колибри» Макурин Д.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Суд, заслушав Макурина Д.С., исследовав письменные доказательства, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
На основании ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (пп. "а"); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ (пп. "б"); соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст.198 ЖК РФ ( п.п. «г»).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу подпунктов «и»,«к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
- обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
В соответствии с п. 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
Из положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии является одним из лицензионных требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В судебном заседании установлено, что ООО ««УК «Колибри» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО ««УК «Колибри» и МО «Коношское» заключен договор управления многоквартирными домами, в том числе домом <адрес>, согласно которому ООО «УК «Колибри» является лицом ответственным за надлежащее содержание и ремонт указанного многоквартирного дома.
Макурин Д.С. является генеральным директором ООО «УК «Колибри», что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, следовательно, на него возложены организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции.
Таким образом, Макурин Д.С. является лицом, ответственным за надлежащее содержание и ремонт указанного многоквартирного дома.
По обращению жильцов многоквартирного <адрес> государственным жилищным инспектором Рябковым А.А. проведена внеплановая документарная соблюдения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом <адрес> в части соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. В ходе проведения которой выявлено, что в <адрес> допущен в эксплуатацию общедомовой узел учета тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим актом от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельствам о поверкам №, №, №, №, срок поверки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) вышеуказанного дома заканчивается в августа 2021 года.
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной на основании распоряжения государственной жилищной инспекции Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что ООО «УК «Колибри» не обеспечено своевременное проведение поверки, замены коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии <адрес> (прибор учета тепловой энергии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не поверен, не допущен к эксплуатации и не принят в коммерческий учет), что является нарушением пункта 8 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, подпункта «ж» пункта 10, подпунктов «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение лицензионных требований в части соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица- генерального директора ООО «УК «Колибри» Макурина Д.С. в его совершении подтверждаются доказательствами, которые совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, в частности протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копиямизаявлений жильцов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копией распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копией уведомления о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проверки соблюдения законодательства в сфере соблюдения лицензионных требований по управлению многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ, копией предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, копией приказа о вступлении в должность директора ООО «УК «Колибри» № от ДД.ММ.ГГГГ, копией технического паспорта на жилой <адрес>, копией ответа ООО «ТеплоХолдинг Коноша» от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, копиями свидетельств о поверке №, №, №, №, копией договора управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями.
Таким образом, рассматривая дело по существу, должностное лицо государственной жилищной инспекции, установив все фактические обстоятельства полно и всесторонне, пришло к правильному выводу о том, что соблюдение указанных выше правил является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит лицензионному контролю. За нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Квалификация действий генерального директора ООО «УК «Колибри» Макурина Д.С. должностным лицом дана правильно.
Суд признает несостоятельными доводы Макурина Д.С. о том, что обязанность по своевременной поверке прибора учета лежит на собственниках этого прибора, то есть на жителях вышеуказанного многоквартирного дома, так как при передаче дома в управление, документация на прибор учета тепловой энергии отсутствовала, данный прибор был установлен собственниками помещений без проведения общего собрания, протокол собрания отсутствует (не было проведено собрание о признании данного прибора учета тепловой энергии общедомовым имуществом, его принадлежность не установлена), а также то, что плата за обслуживание прибора не включена в платежные документы по начислению за содержание и ремонт общедомового имущества, поскольку из вышеприведенных правовых актов следует, что работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Учитывая вышеизложенное, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации.
Также суд признает несостоятельными доводы Макурина Д.С. о том, что установка прибора учета тепловой энергии на данный дом была необязательной, так как дом является объектом с низким потреблением энергоресурсов, поскольку из положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, а в ч. 5 ст. 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Доказательств, подтверждающих принятие генеральным директором ООО «УК «Колибри» Макуриным Д.С. всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО «УК «Колибри» Макурину Д.С. в пределах санкции ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФс учетом ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Должностным лицом в оспариваемом постановлении мотивировано наличие оснований для применения положений ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания. Оснований не согласиться с данным выводом у суда не имеется.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюден. Постановление надлежащим образом мотивировано и в целом отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление исполняющего обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Трубиной С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении административного наказания генеральному директору общества с ограниченной ответственности «УК «Колибри» Макурину Д.С. оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «УК «Колибри» Макурина Д.С. - без удовлетворения.
Судья М.В. Зайцева