ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2022 от 13.05.2022 Александровск-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

дело № 12-18/2022

УИД 65RS0002-01-2022-000007-92

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

13 мая 2022 года г. Александровск - Сахалинский

Судья Александровск - Сахалинского городского суда Сахалинской области Захаров Д.Г., с участием:

защитника ООО «<данные изъяты>» ФИО5, предоставившего доверенность от 10 января 2022 года,

прокурора Коноваловой В.А.,

при ведении протокола секретарем Подорожной А.Е.,

рассмотрев в помещении суда жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», поданную в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 20 декабря 2021 года о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

10 ноября 2021 года исполняющим обязанности Александровск-Сахалинского городского прокурора в отношении общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее –ООО «<данные изъяты>», Общество) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое направлено с иными материалами на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области.

Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 20 декабря 2021 года ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, законный представитель «<данные изъяты>» ФИО1 обратился с жалобой на данное постановление в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в Александровск- Сахалинский городской суд, указав, что в адрес Александровск-Сахалинского городского прокурора был направлен пакет документов, в том числе копии журналов по технике безопасности об обучении работников ООО «<данные изъяты>» безопасным методам и приемам выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах. Кроме того, 01.12.2021 в адрес прокуратуры был направлен ответ на представление от 15.11.2021, в котором указывалось, что обучение по охране труда работников, допускаемых к работе в ОЗП проводится регулярно.

Административным органом были проигнорированы данные обстоятельства, не выяснены все объективные обстоятельства дела, в связи с чем заявитель полагает, что в действиях ООО «<данные изъяты>» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, так как все работники, допускаемые к работам в ОЗП проходят в установленном законом порядке обучение и проверки знаний требований охраны труда.

В судебное заседание, назначенное на 10 часов 00 минут 13 мая 2022 года не явился надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела представитель Государственной инспекции труда в Сахалинской области, в связи с чем суд, с учетом мнения защитника ООО «<данные изъяты>» и прокурора Коноваловой В.А., рассматривает жалобу ООО «<данные изъяты>» в отсутствие Государственной инспекции труда в Сахалинской области.

В судебном заседании защитник ООО «<данные изъяты>» ФИО5 настаивает на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнительно также указав, что назначенный старшим государственным инспектором труда размер административного штрафа в размере 110 000 рублей чрезвычайно высок, финансовое положение юридического лица является неблагополучным, организация относится к малым предприятиям, доходов практически не имеет.

Прокурор Коновалова В.А. возражает против удовлетворения жалобы ООО «<данные изъяты>», полагая постановление старшего государственного инспектора Государственной инспекции труда в Сахалинской области законным и обоснованным.

Изучив доводы жалобы ООО «<данные изъяты>», заслушав защитника ООО «<данные изъяты>» ФИО5, прокурора Коновалову В.А., материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Согласно статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В силу пунктов 2.3.1, 2.3.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

В соответствии с приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 902н «Об утверждении Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах», работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать до начала проведения работы в ограниченных и замкнутых пространствах (далее по тексту - ОЗП) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП из Перечня 1 для работников: 1) допускаемых к работам в ОЗП впервые; 2) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения; 3) имеющих перерыв в работе в ОЗП более одного года.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении юридическим лицом ООО "<данные изъяты>" обучение по охране труда работников, допускаемым к работам в ОЗП, не проводилось, что подтверждено актом проверки Александровск-Сахалинской городской прокуратурой от 27.10.2021. Документов, подтверждающих факт прохождения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП, не представлено.

Законность и обоснованность обжалуемого постановления старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», а также доказанность виновности ООО «<данные изъяты>» в совершении указанного административного правонарушения основано на совокупности проверенных доказательств, имеющихся в материалах дела, которые были исследованы в судебном заседании:

- постановлением и.о. Александровск-Сахалинского городского прокурора от 10 ноября 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «<данные изъяты>», в соответствии с которым Александровск-Сахалинской городской прокуратурой на основании решения от 21.10.2021 проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО «<данные изъяты>», в ходе которой установлено, что работодателем обучение по охране труда работников, допускаемых к работам в ОЗП не проводилось в нарушение положений Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 902н;

- решением и.о. Александровск-Сахалинского городского прокурора от 21.10.2021 о проведении проверки трудового законодательства в отношении ООО «<данные изъяты>»;

- Актом проверки Александровск-Сахалинской городской прокуратуры от 27.10.2022 соблюдения ООО «<данные изъяты>» требований охраны труда при выполнении работ в ограниченных и замкнутых пространствах;

- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которой подтверждено, что ООО «<данные изъяты>» является самостоятельным юридическим лицом;

- приказом ООО «<данные изъяты>» от 12.01.2021 о назначении ответственных лиц за контролем и периодическим осмотром средств индивидуальной защиты;

- перечнем объектов ограниченных и замкнутых пространств в ООО «<данные изъяты>», утверждённым 05.04.2021 директором ФИО1, которым названным объектам отнесены водопроводные и канализационные колодцы;

- перечнем, выявленных опасностей при проведении работ в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденным 05.04.2021 директором ООО «<данные изъяты>» ФИО1;

- инструкцией по охране труда при выполнении работ в колодцах, утвержденной 05.04.2021 директором ООО «<данные изъяты>» ФИО1;

- локальными нормативными актами организации по охране труда, утвержденными 05.04.2021 директором ООО «<данные изъяты>» ФИО1;

- копией журнала ООО «<данные изъяты>» регистрации инструктажа на рабочем месте по охране труда и противопожарной безопасности, заведенном 02.07.2018;

- копией журнала ООО «<данные изъяты>» регистрации инструктажа на рабочем месте по охране труда и противопожарной безопасности, заведенном 02.03.2020;

- приказом ООО «<данные изъяты>» от 01.10.2021 «О продлении срока действия инструкций по охране труда»;

- техническим заданиями по оценке профессиональных рисков, возникающих в результате трудовой деятельности работников ООО «<данные изъяты>»;

- копиями удостоверений о проверке знаний требований охраны труда на ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4, выданных 24.08.2020;

- протоколом многопрофильного центра профессионального обучения от 24.08.2020 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников ООО «<данные изъяты>»;

- копией паспорта руководителя ООО «<данные изъяты>» ФИО1 и приказом от 15.11.2018 о его назначении на должность директора ООО «<данные изъяты>»;

- объяснением ФИО1 от 10.11.2021, в соответствии с которым он пояснил, что обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП работников, работающих на объектах ОЗП, законодательством не предусмотрено.

Доказательства согласованы между собой, не имеют существенных противоречий друг с другом, оснований не доверять фактам, подтвержденным указанными доказательствами, у судьи не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего трудового законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях юридического лица.

Материалы дела не свидетельствуют о том, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение которых влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Действия ООО «<данные изъяты>» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ООО "<данные изъяты>" в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для рассматриваемой категории дел срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы могли повлиять на законность привлечения ООО "<данные изъяты>", должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, не допущены.

Доводы жалобы ООО «<данные изъяты>» о том, что Обществом в Александровск-Сахалинскую городскую прокуратуру были представлены доказательства, которые подтверждают проведение с работниками ООО «<данные изъяты>» обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в том числе копии журналов по технике безопасности, судья отклоняет, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что работодателем в соответствии с приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 902н «Об утверждении Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах» организовано обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ОЗП.

Ссылка на наличие удостоверений о проверке знаний требований охраны труда от 24.08.2020 у работников ООО «<данные изъяты>» таковыми доказательствами не являются, поскольку работникам, усвоившим требования по безопасности выполнения работ в ОЗП, успешно сдавшим теоретический экзамен, и успешно прошедшим оценку наличия соответствующих навыков и умений, выдается удостоверение о допуске к работам в ОЗП (п. 28 Правил N 902н). В приложенных копиях удостоверений работников, не содержится информации о допуске к работам именно в ОЗП.

Форма удостоверения о допуске к работам в ОЗП, а также формы протокола о результатах экзамена и протокола проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ в ОЗП разрабатывается и утверждается в составе устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации СУОТ работодателя, в том числе в электронном виде.

Каких-либо оснований для переквалификации действий ООО «<данные изъяты>» на иную статью Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.

Оснований считать совершенное правонарушение малозначительным не имеется.

Процессуальная процедура привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности соблюдена, автором жалобы не оспаривается.

Между тем, имеются основания для изменения постановления в части размера назначенного ООО "<данные изъяты>" наказания, на что также сослался при рассмотрении жалобы защитник юридического лица ООО «<данные изъяты>» ФИО5

Исходя из положений части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» является малым предприятием, осуществляющим основной вид деятельности- забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.

Санкция части 3 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа… на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

С учетом изложенного, суд изменяет постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 20.12.2021 в части административного штрафа, взыскав с ООО «<данные изъяты>» административный штраф в размере 15 000 рублей, с учетом требований части 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 30.3, пунктом 2 части 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Сахалинской области от 20.12.2021 о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – изменить в части размера назначенного наказания в виде штрафа, назначив ООО «<данные изъяты>» административный штраф в размере 15 000 рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «<данные изъяты>»- без удовлетворения.

Административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней по реквизитам Государственной инспекции труда в Сахалинской области л/сч <***>, ИНН <***> КПП 650101001 № 03100643000000016100 в отделение Южно-Сахалинского банка России/ УФК по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 016401800 код дохода 15011601051010027140 УИН 15061122021002064012.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Александровск-Сахалинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Александровск-Сахалинского

городского суда Сахалинской области Д.Г. Захаров.