ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2022 от 13.10.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Судья Ручко М.Л. Дело № 12-18/2022

32RS0032-01-2021-002090-46

РЕШЕНИЕ № 21-209/2022

г. Брянск 13 октября 2022 г.

Судья Брянского областного суда Горбарчук С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» Фещукова С.И. на постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 17 ноября 2021 г. № 494 и решение судьи Унечского районного суда Брянской области от 14 июля 2022 г., вынесенные в отношении ООО «Мясокомбинат «Модуль» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Жилиной Л.В. от 17 ноября 2021 г. № 494, оставленным без изменения решением судьи Унечского районного суда Брянской области от 14 июля 2022 г., ООО «Мясокомбинат «Модуль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

В жалобе, поданной в Брянский областной суд, директор ООО «Мясокомбинат «Модуль» Фещуков С.И., не оспаривая виновность в совершении вмененного административного правонарушения, ставит вопрос об изменении вынесенных актов и снижении на основании части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размера назначенного административного штрафа до минимально возможного.

В судебном заседании директор ООО «Мясокомбинат «Модуль» Фещуков С.И. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Главный консультант отдела правового и кадрового обеспечения Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Захарова О.А., опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля по обстоятельствам дела, полагала, что ООО «Мясокомбинат «Модуль» законно и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с изменением действующего законодательства не возражала против снижения размера назначенного административного штрафа.

Брянский природоохранный прокурор Антонов С.Н. в материалы дела представил письменный отзыв на жалобу, в котором полагал возможным снизить ООО «Мясокомбинат «Модуль» в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 вышеназванного Закона одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Брянской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области совместно с прокуратурой Унечского района, Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, Управлением Россельхознадзора по Брянской, Калужской и Смоленской областям, Управления Роспотребнадзора по Брянской области, Управления миграционной службы, МО МВД России «Унечский», администрации Унечского района, экспертов филиала ЦЛАТИ по Брянской области проведена проверка производственных объектов и территории, расположенных по адресу: <адрес>, находящихся в собственности ООО «Мясокомбинат «Модуль», на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проведенных проверочных мероприятий. выявлен факт наличия двух замаскированных скважин для добычи подземных вод. Лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод по вышеуказанному адресу Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области не выдавались.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ и.о. Брянского природоохранного прокурора Дерковым В.В. постановления о возбуждении в отношении ООО «Мясокомбинат «Модуль» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Жилиной Л.В. от 17 ноября 2021 г. , оставленным без изменения решением судьи Унечского районного суда Брянской области от 14 июля 2022 г., ООО «Мясокомбинат «Модуль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Указанные фактические обстоятельства, послужившие основанием для вынесения в отношении юридического лица постановления о назначении административного наказания от 17 ноября 2021 г. , не оспариваются заявителем жалобы и подтверждаются совокупностью доказательств, которым дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и по существу в жалобе заявителя не оспариваются.

Вывод о том, что деяние ООО «Мясокомбинат «Модуль» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлены верно. Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу и принятия по нему конкретного процессуального решения. Каких-либо существенных либо неустранимых противоречий, влияющих на правильность выводов о доказанности вины ООО «Мясокомбинат «Модуль» в совершении административного правонарушения и квалификацию действий юридического лица, в материалах дела не содержится.

При рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все юридически значимые обстоятельства административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены правильно и подтверждаются исследованными доказательствами, которые согласуются между собой и не содержат противоречий.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности за пользование недрами без лицензии, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда по доводам жалобы подлежат изменению в части назначенного административного наказания в силу следующего.

Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 6 апреля 2022 г. введена в действие статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 1 которой установлено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Данные положения в рассматриваемом случае подлежат применению в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как улучшающие положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

ООО «Мясокомбинат «Модуль» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016 г. как микропредприятие.

Санкция части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а предусматривает назначение административного наказания для юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения настоящей жалобы, постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 17 ноября 2021 г. и решение судьи Унечского районного суда Брянской области от 14 июля 2022 г. подлежат изменению путем снижения размера назначенного административного штрафа половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридического лица, т.е. до 400 000 рублей

В остальной части названные акты подлежат оставлению без изменения.

Вносимые данным решением изменения положение лица, в отношении которого приняты обжалованные акты, не ухудшает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

жалобу директора ООО «Мясокомбинат «Модуль» Фещукова С.И. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Брянской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 17 ноября 2021 г. и решение судьи Унечского районного суда Брянской области от 14 июля 2022 г., вынесенные в отношении ООО «Мясокомбинат «Модуль» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 400 000 рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Судья Брянского областного суда С.А. Горбарчук