ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2022 от 19.08.2022 Белокурихинского городского суда (Алтайский край)

Дело 12-18/2022

УИД 22RS0007-01-2022-000341-94

РЕШЕНИЕ

г. Белокуриха 19 августа 2022 года

Судья Белокурихинского городского суда Алтайского края Белоногов В.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии при администрации города Белокуриха Алтайского края от 13 июля 2022 года, которым,

ФИО1, <данные изъяты>

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 49-4 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории Алтайского края» и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1200 (одна тысяча двести) рублей,

УСТАНОВИЛ:

постановлением административной комиссии при администрации города Белокуриха Алтайского края ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 1200 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 49-4 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» № 46-ЗС от 10 июля 2002 года, за то, что она, <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 00 минут, не исполнила обязанность по уплате курортного сбора.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обжаловала его, мотивируя тем, что не была извещена как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела, копия протокола об административном правонарушении в ее адрес не направлялась, тем самым были допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ее права на защиту, как лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, обращает внимание, что курортный сбор в размере 800 рублей ею был полностью оплачен. В связи с чем, просит постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией при администрации города Белокуриха Алтайского края от 13 июля 2022 года, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 49-4 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории Алтайского края», прекратить.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 в судебное заседание не прибыла, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Заместитель руководителя коллегиального органа, вынесшего обжалуемое постановление – заведующая организационным отделом, заместитель председателя административной комиссии при администрации г. Белокуриха Алтайского края ФИО2, уведомленная телефонограммой от 17 августа 2022 года о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему выводу.

Установленный Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» курортный сбор вводится законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента.

С 01 мая 2018 года законом Алтайского края от 01 ноября 2017 года № 76-ЗС на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края введена плата за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор).

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и установленного размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания. Исчисление и взимание курортного сбора осуществляется оператором курортного сбора при оплате стоимости проживания плательщиком, но не позднее момента выезда плательщика из объекта размещения. При невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора не позднее 5 календарных дней со дня выезда плательщика курортного сбора уведомляет орган исполнительной власти Алтайского края, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган Алтайского края), о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате (ст. 3 вышеназванного закона).

В соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 29 сентября 2021 года № 369 «Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора» региональный государственный контроль в отношении плательщиков курортного сбора осуществляется управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности.

Объектом регионального государственного контроля является деятельность, действия (бездействие) плательщиков курортного сбора, операторов курортного сбора (далее – «контролируемые лица»), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.

Статьей 49-4 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» за неисполнение плательщиками курортного сбора обязанности по уплате курортного сбора, предусмотрена ответственность для граждан в виде административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ч. 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 28.2 КоАП РФ содержит требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые продиктованы обязанностью административного органа обеспечить соблюдение прав и гарантий лиц, привлекаемых к ответственности.

Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, действующее законодательство с целью обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения, привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения, а также реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления надлежащим лежат на административном органе.

Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Как усматривается из представленных административной комиссией материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 49-4 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» № 46-ЗС от 10 июля 2002 года, составлен главным специалистом отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Белокуриха ФИО3 в отношении ФИО1 24 июня 2022 года в отсутствие привлекаемого лица или ее защитника (л.д. 1).

При этом из материалов дела следует, что согласно почтового идентификатора извещение от 09 июня 2022 года о времени, дате и месте составления протокола, направленное в адрес ФИО1: <адрес>, вручено адресату 29 июня 2022 года в 19 часов 19 минут (л.д. 4, 5,6-7), что позволяет сделать вывод о том, что ФИО1 о составлении протокола об административном правонарушении в 15 часов 00 минут 24 июня 2022 года извещена не была. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо не располагало сведениями о надлежащим извещении ФИО1 о месте и времени его составления. Доказательства извещения ФИО1 иными способами в материалах дела также отсутствуют.

Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, не извещенной о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, так как несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.

Поскольку составление протокола об административном правонарушении произведено с нарушением процессуальных требований, установленных ст. 28.2 КоАП РФ, из смысла положений п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» эти нарушения носят существенный характер, то протокол об административном правонарушении не является допустимым доказательством совершения ФИО1 административного правонарушения. Устранение выявленного существенного недостатка протокола об административном правонарушении после принятия постановления по делу об административном правонарушении невозможно.

Нарушение процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было допущено и в ходе дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, копия протокола об административном правонарушении от 24 июня 2022 года направлена ФИО1 по месту ее жительства почтовой корреспонденцией (л.д. 8). В жалобе ФИО1 отрицает факт получения ею копии протокола об административном правонарушении. Доказательства получения ФИО1 копии протокола об административном правонарушении от 24 июня 2022 года, составленного в ее отсутствие, в материалах дела не представлены.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ФИО1 не была предоставлена возможность ознакомиться с содержанием составленного в отношении нее протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности.

В жалобе ФИО1 указывает на то, что о рассмотрении дела административной комиссией при администрации города Белокуриха Алтайского края она извещена не была. Материалами дела данный довод не опровергается, сведения о вручении почтового отправления с вложенной копией определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, отсутствуют.

На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 29.8 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором указываются, в том числе сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке.

Согласно протоколу от 13 июля 2022 года ФИО1 не явилась на рассмотрение дела об административном правонарушении, поскольку не была уведомлена (л.д. 15). Несмотря на указанное обстоятельство, административная комиссия, признав ФИО1 уведомленной надлежащим образом, рассмотрела дело об административном правонарушении и привлекла ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 49-4 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (л.д. 16).

Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении административной комиссией не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ и ст. 25.1 КоАП РФ. Допущенные по настоящему делу нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого коллегиальным органом по делу постановления.

Кроме того, согласно представленным материалам дела, ФИО1 в июне 2022 года произведена оплата курортного сбора в сумме 800 рублей, то есть в полном объеме, что следует из уведомлений Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности (л.д. 3, 19).

В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения. Возможность возвращения протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 для устранения недостатков должностному лицу, его составившему, в настоящее время утрачена, поскольку данные действия в соответствии с положениями ст. 29.4 КоАП РФ возможны только при подготовке дела к рассмотрению, в связи с чем указанное процессуальное нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, не может быть устранено при новом рассмотрении дела.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

Руководствуясь ст.30.6, п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от 13 июля 2022 года, вынесенное административной комиссией при администрации города Белокуриха Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 49-4 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в отношении ФИО1 отменить, производство по делу, прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Белокурихинский городской суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья В.В. Белоногов