ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2022 от 21.04.2022 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-18/2022

РЕШЕНИЕ

21 апреля 2022 года

город Онега

Судья Онежского городского суда Архангельской области Карелина С.Ю., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Онега - Водоканал» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 23 декабря 2021 года,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 23 декабря 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Онега - Водоканал» (далее - ООО «Онега-Водоканал», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Онега-Водоканал» обратилось в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить как незаконное. В обосновании жалобы указано, что согласно плану мероприятий по охране окружающей среды, общество в 2020 году провело инженерные изыскания и приступило к разработке проекта по реконструкции канализационных очистных сооружений. В качестве документов, обосновывающих заявленные работы были представлены копии договоров, актов выполненных работ и платежных поручений. В представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее-НВОС) за 2020 год сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водный объект составила 59 823 руб. 64 коп. Сумма платы, исчисленная с учетом корректировки составила 0 руб. Затраты на выполнение мероприятий по снижению НВОС составили 59 823 руб. 64 коп. Данная информация указана в декларации о плате за НВОС. В связи с этим оплата платежей в части сбросов окружающих веществ в водный объект не осуществлялась. В строке 130 раздела «Сумма средств на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, всего» указана сумма 59 823 руб. 64 коп., в строке 140 раздела «Сумма платы, исчисленная с учетом корректировки ее размера» указана сумма 0 руб. В строке 150 раздела «Сумма платы, подлежащая внесению в бюджет, всего» указана сумма 2 787 руб. 29 коп. (1712, 91 руб. сумма платы за выбросы, 1074 руб. 38 коп. сумма платы за размещение отходов производства). На основании рассчитанных в декларации сумм платы, общество и произвело оплаты платежей за НВОС за 2020 год. В представленной декларации о плате за НВОС за 2020 в разделе «Расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет» все строки заполнены. В декларации о плате за НВОС за 2020 год были лишь ошибочно указаны временно разрешенные сбросы. Уточненная декларация о плате за НВОС за 2020 год, с учетом выявленных замечаний, направлена в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора в электронном виде. В части требования об исчислении суммы платы за НВОС с соответствующим повышающим коэффициентом в отношении загрязняющих веществ, превышающих нормативные значения указывают, что на основании абз.2 п. 6.1. ст. 16.3 Закона об окружающей среде при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ к ставкам платы применен коэффициент 1. Кроме того, мировым судьей судебного участка № 1 Онежского судебного района от 30.04.2021 прекращено производство по делу о привлечении общества по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Основанием для вынесения решения послужил факт отсутствия необходимой правовой базы для установления временного разрешенного сброса сточных вод.

В судебном заседании защитник юридического лица ООО «Онега - ВК» ФИО1 поддержал доводы жалобы.

Представитель Северного межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена при данной явке.

Выслушав защитника, проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Привлекая общество к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, государственный инспектор исходил из того, что в ходе проведения плановой выездной проверки (с 14 сентября по 20 октября 2021 года) в отношении ООО «Онега - ВК», установлено, что ООО «Онега - ВК» осуществляет эксплуатацию объекта НВОС «Канализационные очистные сооружения ООО «Онега-Водоканал», код объекта 11-0129-001730-П, категория объекта - 2, категория риска высокая (2). Адрес объекта: Архангельская область, Онежский район, 5 километр Хайнозерской технологической автодороги. Отведение сточных вод осуществляется по одному выпуску в болото Конник – хозяйственно-бытовые сточные воды после очистки на канализационных очистных сооружениях. ООО «Онега-Водоканал» имеет действующее решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в водный объект. Первичная декларация ООО «Онега-Водоканал» о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год представлена 10.03.2021, в которой указана сумма средств на выполнение мероприятий по снижению НВОС в размере 59 823 руб. 64 коп., оплата платежей в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты за 2020 не осуществлялась.

Вместе с тем, государственный инспектор не принял мер к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств данного дела и разрешению его в соответствии с законом.

Не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении. Не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По правилам статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст. 67.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Для установления временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов план мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности включают в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду. В план мероприятий по охране окружающей среды, программу повышения экологической эффективности включаются также мероприятия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, и могут быть включены мероприятия, предусмотренные подпунктом 4 пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона. и

В силу п. 12.1 ст. 16.3 Закона, из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также сумма, на которую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона, государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод.

Работы по проведению инженерных изысканий, разработке проектно-сметной документации, государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы проекта по реконструкции канализационных очистных сооружений включены обществом в план мероприятий по охране окружающей среды в качестве составной части мероприятий по реконструкции очистных сооружений.

Выводы в обжалуемом постановлении, что указанные мероприятия не могут приниматься к зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду поскольку не соответствуют требованиям п. 4 ст. 17 Закона надлежащим образом в постановлении не мотивированы.

Несмотря на то, что в обжалуемом постановлении правильно указано, что план мероприятий по охране окружающей среды необходим в целях достижения НДВ, НДС, то есть при наличии разрешения на ВРС, которое у общество отсутствует, при привлечении общества к административной ответственности должностным лицо не было установлено, имелась ли у общества в целях корректировки платы возможность его получения,

Как следует из материалов дела, порядок выдачи разрешений на временные сбросы Правительством Российской Федерации не определен, государственная услуга по выдаче временных разрешений на сбросы для объектов негативного воздействия на окружающую среду 2 категории не предоставляется, что следует из сообщений Управления Росприроднадзора по Архангельской области от 3.04.2019 и от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.04.2022.

Существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в силу следующего.

Согласно части 1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 настоящего Кодекса, составляет три месяца.

В рассматриваемом случае, как видно из протокола об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, имели место 2 марта 2021 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный названной нормой для данной категории дел, истек 2 марта 2022 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, после истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в виду истечения срока давности привлечения общества с ограниченной ответственностью «Онега - Водоканал» к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Онега - Водоканал» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 23 декабря 2021 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Онега - Водоканал» прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно либо путем подачи жалобы через Онежский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись С.Ю. Карелина

...