УИД 48RS0010-01-2023-002321-54 № 12-18/2024
Р Е Ш Е Н И Е
08 февраля 2024 года г. Грязи
Судья Грязинского городского суда Липецкой области Дудников С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление военного комиссара города Грязи и Грязинского района Липецкой области ФИО2 №60 от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.4 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста ООО «ЯрСтрой» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением военного комиссара г. Грязи и Грязинского района Липецкой области ФИО2 № от 21 декабря 2023 года ведущий специалист ООО «ЯрСтрой», ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
ФИО1 не согласившись с данным постановлением, подал жалобу, в которой указал следующее. При разрешении данного дела должностным лицом было установлено, что инкриминируемое административное правонарушение было совершено ФИО1 05 мая 2023 года, однако при назначении наказания была применена санкция, введенная в действие с 01 октября 2023 года, то есть применен закон не действовавший на момент совершения правонарушения, а учитывая, что с 01 октября 2023 года размер штрафа увеличен в несколько раз, то в отношении ФИО1 применен закон ухудшающие его положение, что не допустимо. О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о дате месте и времени рассмотрения дела ФИО1 уведомлен не был, следовательно, порядок привлечения к административной ответственности не был соблюден, что привело к нарушению права на защиту. Кроме того, указывает, что в ходе проведенной проверки было выявлено 7 аналогичных нарушений, по каждому факту выявленного нарушения был составлен протокол об административном правонарушении и назначено административное наказание, что также противоречит действующему законодательству.
ФИО1 просит изменить оспариваемое им постановление, применив норму статьи 21.4 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на дату совершения инкриминируемого административного правонарушения, и снизить размер штрафа до 1 000 рублей.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 25.1, пунктов 2 и 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть данное дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1
Исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 21.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения обжалуемого постановления – 21 декабря 2023 года) предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Данная редакция статьи введена в действие с 01 октября 2023 года.
В свою очередь, до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений, частью 3 статьи 21.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01 октября 2023 года), была предусмотрена административная ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Так, в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи четвертой Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Портал государственных и муниципальных услуг (функций), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 32 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года №719 установлено, что в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях направляют в течение 5 дней со дня принятия (поступления) или увольнения (отчисления) граждан с работы (из образовательных организаций) в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
Из представленных документов следует, что 14 декабря 2023 года в ООО «ЯрСтрой» была проведена проверка осуществления должностными лицами организации воинского учета в отношении сотрудников предприятия, по результатам которой был составлен Акт от 14 декабря 2023 года. В данном акте отражено, что в качестве должностного лица, ответственного за воинский учет в ООО «ЯрСтрой» значится ФИО1 Сведения о принятых и уволенных с работы граждан, пребывающих в запасе, а также об изменениях их личных данных представляются в военный комиссариат города Грязи и Грязинского района Липецкой области: за 2022 год – не представлены; за 2023 год - представлены в отношении трех человек.
Сведений о конкретных гражданах, датах их приема на работу и(или) увольнении с работы акт не содержит.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
По результатам проверки должностным лицом - военным комиссаром г. Грязи и Грязинского района Липецкой области ФИО2 – в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 21 декабря 2023 года №, из которого следует, что ФИО1, работает в ООО «ЯрСтрой» в должности юрисконсульта.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении от 21 декабря 2023 года ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за воинский учет и бронирование в организации, на основании приказа руководителя ООО «ЯрСтрой» от 01 декабря 2022 года №1-в, не представил, предусмотренным пунктом 32 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 года №719 "Об утверждении Положения о воинском учете" (далее - Положение), обязывающее работника, осуществляющего воинский учет в организациях направлять в течение 5 дней сведения, необходимых для ведения воинского учета: принятия (поступления) или увольнения (отчисления) граждан с работы (из образовательных организаций) в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций) в отношении ФИО5 принятого на работу 20 апреля 2023 года. Действия ФИО1 квалифицированы должностным лицом по статье 21.4 КоАП РФ, то есть непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета.
Требования к протоколу об административном правонарушении и порядку его составления регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ, в которой, в том числе установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела;
при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе;
физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрена возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но при наличии сведений о его извещении в установленном порядке о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно статье 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.
В представленных в суду материалах дела об административном правонарушении, в нарушение требований статей 25.1, 25.15, частей 4, 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, отсутствуют сведения об извещении ФИО1 в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, тем самым, в нарушение вышеуказанных требований закона, лицу привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции РФ, следовательно, право ФИО1 на защиту (в том числе, право на ознакомление с материалами дела, право давать объяснения, заявлять ходатайства, пользоваться услугами защитника) было нарушено.
Данные обстоятельства влекут невозможность использования указанного протокола в качестве доказательства по делу.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указаны место и время выявления вмененного правонарушения (дата проведения проверки – 14 декабря 2023 года), однако, в нарушение требований части второй статьи 28.2 КоАП РФ не указано место и время совершения административного правонарушения.
В силу части первой статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностным лицом разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы.
Согласно части первой статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе, устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении обжалуемое ФИО1 постановление от 21 декабря 2023 года № о привлечении его к административной ответственности было вынесено в день составления протокола об административном правонарушении и без извещения лиц, участвующих в деле о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и без его извещения о дате, месте и времени рассмотрения дела. Следовательно, по данному делу допущено грубое нарушение порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности.
В нарушение требований части первой статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от 21 декабря 2023 года № отсутствуют сведения (фамилия, имя и отчество) о должностном лице, вынесшем данное постановление.
ФИО1 привлечен к административной ответственности в качестве должностного лица ООО «ЯрСтрой».
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Однако, ни приказа о приеме ФИО1 на работу в ООО «ЯрСтрой», ни его должностной инструкции либо иного документа, которым подтверждается, что, именно, на ФИО1 возложены обязанности по осуществлению в ООО «ЯрСтрой» воинского учета и бронированию в материалы дела не представлено, в силу чего невозможно установить, является ли он надлежащим субъектом данного правонарушения.
При таких обстоятельствах вывод о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемого ему правонарушения, нельзя признать обоснованным.
Более того, в обжалуемом постановлении от 21 декабря 2023 года указано, что инкриминируемое ФИО1 правонарушение было совершено им в 00 ч. 01 мин. 05 мая 2023 года; действия квалифицированы по статье 21.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей, то есть максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 24.1 КоАП РФ, в редакции, действовавшей с 01 октября 2023 года.
Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, в статью 21.4 КоАП РФ Федеральным законом от 31 июля 2023 года №404-ФЗ были внесены изменения (статья изложена в новой редакции), которые вступили в законную силу с 01 октября 2023 года. Следовательно, на момент совершения инкриминируемого ФИО1 административного правонарушения норма, предусматривающая ответственность за нарушение осуществления воинского учета была изложена в иной редакции (часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ), а также предусматривала ответственность в виде административного штрафа в меньшем размере, то есть ФИО1 не могло быть назначено наказание по статьей 21.4 КоАП РФ (без указания соответствующей части этой статьи) и в размере, не предусмотренном санкцией соответствующей части статьи.
Основания для переквалификации действий ФИО1 по части 3 статьи 21.4 КоАП РФ (несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете), действовавшей на момент совершения правонарушения – 05 мая 2023 года - отсутствуют, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 21.4 КоАП РФ не подведомственны судьям районных судов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как указано выше, в редакции, действовавшей по состоянию на 05 мая 2023 года, за инкриминируемое ФИО1 административное правонарушение была установлена административная ответственность частью 3 статьи 21.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. Следовательно, обжалуемым постановлением в нарушение требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в отношении ФИО1 был применен закон, отягчающий административную ответственность.
Проанализировав материалы дела прихожу к выводу о том, что допущенные нарушения процессуальных требований являются существенным, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и принять законное и обоснованное решение.
В силу части первой статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение в области воинского учета не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку должностным лицом были допущены существенные нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности; не были установлены все обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного рассмотрения дела, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; срок привлечения к административной ответственности не истек, то в соответствии с требованиями пункта четвертого части первой статьи 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение тому же должностному лицу.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление военного комиссара города Грязи и Грязинского района Липецкой области ФИО2 от 21 декабря 2023 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.4 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста ООО «ЯрСтрой» ФИО1 отменить, а дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение тому же должностному лицу.
На решение может быть подана жалоба в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.А. Дудников