ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-190 от 31.08.2011 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

                                                                                    Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-190/11

Р Е Ш Е Н И Е

31 августа 2011 года

Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе председательствующего И.В. Черепановой

при секретаре А.О. Криволуцкой

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

представителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае ФИО3 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае ФИО3 по делу об административном правонарушении №-№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей. Просит признать указанное постановление незаконным и отменить его.

В обоснование доводов жалобы указал, что заключение главного контролера-ревизора МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ основано на неправильном толковании постановления Правительства РФ от 23.06.2009 № 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» и приказа Минобрнауки РФ от 21.09.2009 № 341 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525». Положения данного постановления Правительства РФ к обстоятельствам дела применяться не могут, так как предмет регулирования данного постановления не охватывает общественные отношения, имевшие место в 2010 году.

К неправильному толкованию положений вышеуказанных актов привело также неверное уяснение содержания Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17, из содержания которого не следует, что стеллажи, шкафы для одежды, диваны, кресло, информационные стенды, сейфы огнестойкие, факсы и радиотелефоны не является телекоммуникационным и специализированным (специальным) оборудованием, необходимым для организации дистанционного образования детей-инвалидов.

В настоящее время краевым государственным общеобразовательным учреждением лицеем-интернатом «Алтайский краевой педагогический лицей» направлен письменный запрос о разъяснении вышеуказанных вопросов, связанных с толкованием и применением постановления Правительства РФ от 23.06.2009 № 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» и приказа Минобрнауки РФ от 21.09.2009 № 341 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525», Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17.

В адрес МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае до начала рассмотрении административного дела по существу было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ на 9 часов 15 минут в связи с недостаточностью имеющихся по данным делам материалов и доказательств для рассмотрения их по существу и неполнотой представленных материалов, что не соответствует требованиям статей 29.1, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеназванное ходатайство было необоснованно отклонено МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае, что привело к вынесению незаконного постановления по делу.

Кроме того, МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае в связи с недостаточностью имеющихся по данным делам материалов и доказательств для рассмотрения по существу административного дела и неполнотой представленных материалов, не дана оценка следующим юридически значимым обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела:

- все вышеназванное оборудование было приобретено в целях организации дистанционного образования детей-инвалидов;

- все вышеназванное оборудование использовалось для организации дистанционного образования детей-инвалидов;

- незначительный размер сумм, вменяемых как использованные не по целевому назначению;

- все неполно исследованные МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае обстоятельства административных дел свидетельствуют о малозначительности совершённых деяний.

В судебном заседании ФИО1 на доводах жалобы настаивал по вышеизложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку при вынесении постановления и решения были учтены указанные обстоятельства, им дана надлежащая оценка.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, дело об административном правонарушении №-№, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает наказание за нарушение должностным лицом использования бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния - в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Судом установлено, что Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае была проведена проверка использования субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджету Алтайского края на организацию дистанционного образования детей-инвалидов в Краевом государственном образовательном учреждении лицей - интернат «Алтайский краевой педагогический лицей» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлено нецелевое использование субсидий, выделенных из федерального бюджета в сумме 61 900 рублей. Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ подписан с возражениями. По факту нецелевого использования субсидий, выделенных из федерального бюджета ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Директор Краевого государственного образовательного учреждения лицей - интернат «Алтайский краевой педагогический лицей» ФИО1 от подписи в протоколе об административном правонарушении в отношении должностного лица отказался.

Нецелевое использование выразилось в следующем.

Средства субсидии, выделенные из федерального бюджета Учреждению в 2010 году на организацию дистанционного образования детей - инвалидов, по расходному расписанию от 30.12.2010г. № 5971 по бюджетной классификации расходов бюджета: глава 074 «Министерство образования и науки Российской Федерации», раздел и подраздел 0702 «Общее образование», целевая статья 436 14 00 «Дистанционное образование детей - инвалидов», вид расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», статья экономической классификации 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 61 900 рублей, фактически израсходованы на приобретение стеллажей, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; договором от ДД.ММ.ГГГГ № на поставку стеллажей заключенным с ООО «Алкомс», платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 99 990 рублей, счет - фактурой от ДД.ММ.ГГГГ №, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из возражений ФИО1 следует, что стеллажи относятся к специализированному и телекоммуникационному оборудованию, используются лицеем только в его структурном подразделении - краевом центре дистанционного образования детей - инвалидов, приобреталось указанное оборудование на цели: открытие и осуществление дистанционного образования детей - инвалидов.

Статья 38 БК РФ устанавливает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Доводы жалобы ФИО1 основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования и науки Российской Федерации Администрацией Алтайского края на основании Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112 «О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» заключили соглашение о предоставлении из федерального бюджета в 2010 году субсидий бюджету Алтайского края на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования в целях:

оснащения компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключения к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов;

обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методического обеспечения указанного обучения на условии софинансирования и на основании постановления Администрации Алтайского края от 30 декабря 2009 года N 566 "О реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2010 год".

Согласно п. 1.2 этого соглашения субсидию, которая в установленном порядке перечислена со счета территориального органа Федерального казначейства, открытого для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в бюджет субъекта Российской Федерации, использует управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.

В силу п. 2.2.2 Соглашения получатель обязуется обеспечить за счет субсидии:

оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, в соответствии с Требованиями к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также подключение и обеспечение технического обслуживания указанного оборудования и программного обеспечения, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 341 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2009 г., регистрационный N 15096. Российская газета, N 240, 15 декабря 2009 г.);

обучение педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическое обеспечение указанного обучения.

Таким образом указанное соглашение прямо предусматривает применение Требований, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 341 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2009 г., регистрационный N 15096. Российская газета, N 240, 15 декабря 2009 г.)

Краевое государственное образовательное учреждение лицей-интернат «Алтайский краевой педагогический лицей» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 15.12.2009 г. № 4361. Учредителем Лицея является Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. Денежные средства (субсидии) были предоставлены Лицею в рамках вышеуказанного Соглашения, в связи с чем условия данного соглашения обязательны для исполнения Лицеем.

При этом организация деятельности и содержание центра дистанционного образования детей-инвалидов в силу п. 2.2.3 Соглашения обеспечивается не за счет субсидий, а за счет средств федерального бюджета. Лицею же были предоставлены только субсидии, что подтвердил в судебном заседании директор ГОУ АКПЛ, в связи с чем при их расходовании директор обязан был руководствоваться закрепленными в Соглашении положениями и Требованиями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 341 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2009 г., регистрационный N 15096. Российская газета, N 240, 15 декабря 2009 г.)

Приказом Минобрнауки РФ от 21.09.2009 № 341 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009г. № 525» по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утверждены требования к оснащению рабочих мест для детей- инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанного оборудования и программного обеспечения.

Данный приказ не относит стеллажи к телекоммуникационному и специализированному оборудованию и не регламентирует требования к оснащению стеллажами рабочих мест.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ 06.08.1993г. № 17, не относит указанные основные средства к специализированному и телекоммуникационному оборудованию.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Директор Краевого государственного образовательного учреждения лицей- интернат «Алтайский краевой педагогический лицей» ФИО1, действует на основании устава, утвержденного приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 15.12.2009г. № 4361, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, и приказа к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №: 11-л «О продлении срока действия трудового договора с ФИО5.».

В связи с чем согласно ст. 2.4 КоАП РФ ФИО1 является должностным лицом, которое несет ответственность по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

Имеющиеся по данному делу доказательства, в том числе, первичные учетные документы, содержащиеся в материалах административного дела позволяют полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении.

Направление ФИО1 письменного запроса о разъяснении вышеуказанных вопросов, связанных с толкованием и применением постановления Правительства РФ от 23.06.2009 № 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» и приказа Минобрнауки РФ от 21.09.2009 № 341 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525», Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17, значения для рассматриваемого дела не имеет, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

По распоряжению ФИО5 средства субсидии, выделенные из федерального бюджета в сумме 61 900,00 рублей израсходованы на приобретение стеллажей, что подтверждается его подписями в первичных учетных документах. Данное обстоятельство указывает на наличие вины ФИО5 в совершении административного правонарушения.

Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае все указанные обстоятельства приняты во внимание, верно определены нормы законодательства, которые нарушил ФИО1, размер наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения, постановление и решение вынесено уполномоченным должностным лицом.

Прекращение производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не возможно, поскольку в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением понимается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Судом установлено, что состав вмененного ФИО1 правонарушения является формальным, ответственность должностного лица наступает вследствие неисполнения и ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, вред при этом причиняется общественным интересам в области использования бюджетных средств, поэтому оснований для отмены состоявшегося постановления не усматривается.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае ФИО3 по делу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в течение 10 дней в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в кассационном порядке.

Судья Железнодорожного

районного суда г. Барнаула И.В. Черепанова