ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-190 от 31.12.9999 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-190

РЕШЕНИЕ

Дата г. Мурманск

пр. Ленина, 54

Судья Октябрьского суда города Мурманска Кулдыкин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ларина А.М. на постановление Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области от Дата по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области А. от Дата за № ** капитан судна М-№ ** Ларин А.М. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считая постановление незаконным, Ларин А.М. подал жалобу на постановление.

В обоснование указал, что в оспариваемом постановлении административный орган вменил ему в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, без определения конкретного состава правонарушения. Полагает, что при производстве пор делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований и постановление подлежит отмене. Кроме того, доказательства по делу должны быть собраны в предусмотренной законом процедуре. Материалами дела не подтверждается, а им категорически оспаривается право на представление сведений спутникового позиционирования и скоростного режима судна ФГУ Западный филиал *****, при этом материалы дела не содержат доказательств иного. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что он допустил инкриминируемое правонарушение, материалы дела не содержат. Указал, что он не был надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением требований КоАП РФ и самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в постановлении указано, что Дата в **:46 мск судно М-№ **, судовладелец ООО ***, под управлением капитана Ларина А.М., при следовании от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (район укрытия от шторма в Кильдинском проливе) до Государственной границы Российской Федерации прекратило движение в направлении Государственной границы Российской Федерации и в период **:46 Дата по **:48 мск Дата произвело остановку и маневрирование в территориальных водах Баренцева моря Российской Федерации в средних географических координатах -  путем движения противоположными курсами и ходами вдоль Государственной границы Российской Федерации. Законодательство, на которое ссылается административный орган, не содержит определения «маневрирование». Данные обстоятельства и недостатки административного материала не позволили административному органу квалифицировать описанные в протоколе и постановлении действия как нарушающие положения Закона № 155-ФЗ. Ссылки административного органа на часть 2 статьи 10 Закона № 155-ФЗ не могут быть приняты во внимание, поскольку данное положение законодательства устанавливает требования к проходу через территориальное море, который должен быть непрерывным и быстрым. Ограничений по маневрированию судов данная норма не устанавливает. Материалами дела не подтверждена его вина, как должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как вменяемые ему действия были совершены не в результате какого-либо виновного поведения, а по причине соответствующих погодных условий, то есть были вызваны объективной необходимостью. Из протокола об административном правонарушении, а равно оспариваемого постановления не представляется возможным точно установить, в чем выразилось его противоправное поведение применительно к нарушению соответствующих правил и норм. Указание на совершение судном «маневрирования» носит неопределенный характер, полагает, что его виновность в совершении правонарушения Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении не была выяснена, представленные материалы не могут быть признаны достаточными и не позволяют сделать однозначный вывод о совершении им вменяемого нарушения. Вынесение постановления от Дата № ** о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отсутствие доказательств наличия в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

С учетом того, что оспариваемое постановление от Дата направлено ему Дата и получено Дата, срок его оспаривания следует считать с момента получения копии постановления.

Просит суд признать незаконным и отменить полностью постановление № ** от Дата.

Заявитель Ларин А.М. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом по месту жительства, указанному им в жалобе, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин своей неявки судье не представил. Ранее им было представлено ходатайство, в котором он просил рассмотреть дело в его присутствии. С учетом изложенного, рассмотрение дела было отложено, однако, во вновь назначенное судебное заседание заявитель опять не явился. Повестка, направленная по его адресу, вернулась в суд с отметкой почты о причинах не вручения «За истечением срока хранения».

При таких обстоятельствах судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии Ларина А.М. с участием его защитника.

В судебном заседании Защитник Ларина А.М. - Шергин А.Г. поддержал доводы жалобы, по основаниям в ней изложенным.

Представитель Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил копии материалов дела об административном правонарушении, отзыва на жалобу не представил.

Выслушав защитника Ларина А.М., исследовав материалы дела, суд полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропускачерез Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, порядка следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

Закон РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливает понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяет порядок ее пересечения.

Согласно статье 1 названного закона Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2 ФЗ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Исходя из смысла статьи 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу и в этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Как следует из статьи 7 указанного закона, режим Государственной границы включает в себя, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортнымисредствами.

Статья 9 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в пункте «в» части 7 прямо предусматривает, что судам, указанным в части шестойнастоящей статьи, к которым относятся российские суда, при следованииот Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратнозапрещается (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации): остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

В судебном заседании установлено, что Дата в отношении капитана судна М-№ ** Ларина А.М. составлен протокол об административном правонарушении № ** за нарушение порядка следования от пункта пропуска через Государственную границу до Государственной границы РФ, а именно, требований пункта «в» части 7 статьи 9 Федерального закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе РФ» и части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» при следующих обстоятельствах: в период с **:46 мск Дата по **:48 мск Дата при следовании от пункта пропуска через Государственную границу РФ (места укрытия от шторма в Кильдинском проливе) до Государственной границы РФ в территориальном море РФ в средних географических координатах  прервал переход по рекомендованному пути № ** движения судов из Кольского залива с 8.6 до 2,6 узлов и сменил направление движения в сторону, противоположную Государственной границе РФ, перемещаясь переменными (противоположными) курсами и ходами (от 8,6 до 2 узлов) вдоль линии Государственной границы РФ.

Протокол составлен уполномоченным должностным лицом пограничного органа, в пределах компетенции.

На составление протокола Ларин А.М. извещался путем направления повестки, которая была получена им Дата, что подтверждается его личной росписью в повестке, представленной в материалах дела об административном правонарушении. Протокол составлен в присутствии Ларина А.М.

В протоколе об административном правонарушении отражены все существенные условия, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволяющие установить дату и место его составления, должность, фамилию, инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, необходимое для его правильной квалификации, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение лица в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, сделаны отметки о разъяснении ему и его защитнику прав и обязанностей, о чем ими проставлена подпись в протоколе, с протоколом Ларин А.М. ознакомлен, замечаний не имел, его копию получил также лично под роспись в день вынесения.

Из протокола следует, что должностное лицо - капитан судна М-№ ** Ларин А.М. своими действиями нарушил порядок следования от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы РФ, то есть, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По факту вменяемого правонарушения Ларин А.М. при составлении протокола дал объяснения, согласно которым с **:46 Дата до **:00 Дата маневрирование, изменение курса на обратный производил в виду обледенения судна и в соответствии с фактической погодой, которая не соответствовала полученному прогнозу, также снижал скорость, для околки льда, тралений в данном районе не осуществлял. После или около **:00 Дата по окончании сколки льда и уменьшении (стихании) скорости ветра, продолжил передвигаться в направлении точки выхода из территориальных вод РФ, с точки зрения безопасности мореплавания в условиях обледенения, свои действия по маневрированию и снижению скорости считает правильными. Прогнозы погоды в 50% не подтверждаются, свои действия он производил с фактической погодой в данном районе. С доводами о тралении в данном районе не согласен.

Дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на Дата в 11.00 часов, о чем должностным лицом пограничного органа вынесено определение, которое направлено Ларину А.М. по домашнему адресу: ....

Дата заместителем начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в отсутствии надлежащим образом извещенного Ларина А.М., с участием его защитника Шергина А.Г., в отношении Ларина А.М. вынесено постановление № ** о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Начальником штаба Северного флота Дата утвержден и действует Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, которым для всех мореплавателей установлены рекомендованные пути следования и общие указания по выполнению Режима плавания.

Согласно распечатки спутниковых данных о позиции судна М-№ ** за период с **:38 UTC Дата по **:52 UTC Дата и траектории его перемещения, расчета скоростей движения на всех почасовых треках за период с **:46 UTC Дата по **:48 UTC, представленных ФГУ ***** от Дата по запросу административного органа анализ позиционирования и скоростного режима судна М-№ ** показывает, что .

Согласно рапорту начальника координационного отдела ПУ ФСБ России по Мурманской области, судно М-№ ** Дата после выхода из укрытия в Кильдинском проливе при следовании за границу, произвело маневрирование в территориальном море в районе со средними координатами , а затем проследовало за линию государственной границы РФ.

Довод Ларина А.М., что при следовании судна М-№ ** был ветер с Северо-востока в порывах до 14 м/сек, волна от NE 2,0 - 2,5 м, температура воздуха минус 10° С и началось обледенение судна, опровергается материалами дела.

Согласно справке Мурманского гидрометеорологического центра от Дата № **, в период с **:00 часов Дата до **:00 часов Дата в координатах № ** был ветер юго-восточный 3-5 м/с, небольшой снег, видимость хорошая, температура воздуха -9° С, высота волны 0,0 - 0,5 м.

По критериям Росгидромента к неблагоприятным природным явлениям относится ветер в порывах 15 м/с и более. Ограничения по погодным условиям определяются в зависимости от технических характеристик конкретного судна.

Из судового журнала судна М-№ ** следует, что в **:10 мск Дата судно снялось с якоря, следует через Кильдинский пролив на выход из Кильдинской салмы. В период с **:50 мск до **:00 мск Дата судно следует на промысел. В **:05 мск Дата судно вышло из 12-мильной зоны РФ. В судовом журнале нет записей, свидетельствующих об обледенении судна, а также о необходимости снижения скорости для околки льда.

В соответствии с п.5.4.13 Режима плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, суда с ограниченной мореходностью, застигнутые во время плавания штормом, обязаны зайти в ближайший пункт укрытия и выждать улучшения погоды. О заходе в пункт укрытия необходимо сообщать в ближайший РТП (ПТН) и дальнейший переход совершать только с его разрешения

В силу пункта 5.4.5 Режима плавания судов все суда при плавании во внутренних морских водах и территориальном море РФ во всех случаях должны совершать переходы только по установленным путям движения судов.

Исходя из буквального толкования приведенных выше норм в своей совокупности, пребывание и следование в территориальном море РФ всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов, непрерывность в данном случае означает непрерывность следования курсом после, либо до пересечения Государственной границы РФ по установленным путям движения судов в пункт пропуска через Государственную границу РФ или обратно. Быстрота означает движение судна с полной скоростью обычной для условий плавания. При этом законодателем не предусмотрена возможность для судна при следовании в территориальном море останавливаться, произвольно менять курс, снижать скорость, за исключением случаев, возникших вследствие непреодолимой силы или бедствия либо необходимости оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что судно М-№ ** в период времени с **:46 мск Дата прервало движение от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (района укрытия от шторма) до Государственной границы Российской Федерации, снизив скорость с 8,6 узлов до 2,6 узлов, изменило рекомендуемый Режимом плавания № ** путь из Кольского залива на север, в течение .... часов до **:48 мск Дата в средних географических координатах  маневрировало в территориальном море РФ, двигалось противоположными курсами и переменными ходами (от 2,6 до 1,91 узлов) вдоль линии Государственной Границы, в нарушение требований части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ, согласно которой проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым, без соответствующего разрешения специально уполномоченных органов исполнительной власти на совершение остановки судна в территориальных водах РФ в средних географических координатах  в указанный промежуток времени в нарушение пункта «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1.

В данном случае согласно правилу 3 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года ("Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море" (COLREG) (Заключена в г. Лондоне 20.10.1972), термин "на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу и не стоит на мели.

Вместе с тем в указанном международном акте понятие «остановка» не раскрывается.

В оспариваемом постановление и протоколе понятие «остановка» используется с учетом того, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства судно без наличия к тому законных оснований в период времени **:46 мск Дата до **:48 мск Дата исключило непрерывный и быстрый проход через территориальное море, допустило значительное снижение скорости, маневрирование с переходом на противоположные курсы.

При таких обстоятельствах, понятию «остановка» соответствует преднамеренное прекращение движения транспортного средства на определенное время, в том числе и для целей маневрирования с переходом на противоположные курсы, при этом, остановка никак не ставится в зависимость от прекращения работы двигателя судна, не свидетельствует о том, что судно утратило ход в том значении, в котором оно определяется в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года.

Таким образом, представленными доказательствами достоверно подтверждается факт нарушения должностным лицом - капитаном судна М-№ ** Лариным А.М. в период с **:46 мск Дата по **:48 мск Дата порядка следования в территориальном море РФ и правил пересечения Государственной границы РФ, то есть факт совершения Лариным А.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Смягчающие ответственность обстоятельства, а также обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении, судьей не установлены.

Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, с соблюдением установленного процессуального порядка, в установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях сроки.

Оценив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены постановления заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области № ** от Дата в отношении должностного лица - капитана судна М-№ ** Ларина А.М.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области старшего дознавателя А. от Дата за № ** в отношении должностного лица - капитана судна М-№ ** Ларина А.М. о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу Ларина А.М., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Кулдыкин